Иностранный язык как предмет приобщения студентов к духовным ценностям | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Семчук Е. В., Найданова Г. И. Иностранный язык как предмет приобщения студентов к духовным ценностям [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 102-105. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8458/ (дата обращения: 16.10.2018).

Ключевые слова:современная цивилизация, духовные ценности, нравственность

 

Значимость нравственного воспитания студентов особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодежи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся частым явлением. В условиях кризиса нравственных ценностей, переживаемого современной цивилизацией, жестокости и бездуховности человеческих взаимоотношений огромное значение приобретает возвращение к моральным нормам и правилам, которые на протяжении многих поколений направляли поведение людей. Современный преподаватель находится в поиске таких методов и средств, которые обеспечивали бы проникновение в учебный процесс морали, ее ценностей и вызывали бы их практическое усвоение, совершенствуя нравственный облик студентов. Нравственная личность обладает добродетелями, представляющими собой общественные ценности, закрепленные во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений, а учебный процесс является «посредником», механизмом, передающим ей эти ценности.

Духовно-практические качества человека не передаются генетически, а вырабатываются в ходе долгой и кропотливой совместной деятельности студента и преподавателя. Первоначальным источником нравственных идеалов для любого человека является семья, далее человек испытывает воздействие среды — детского сада, школы, друзей, знакомых и т. д. Кроме того, «каждый человек обладает индивидуальной предрасположенностью к усвоению нравственной информации и переработке ее в индивидуальные мотивы поведения. Отсюда задача обучения не в том, чтобы «вложить» в сознание как можно больше нравственных ценностей, а в том, чтобы разбудить и активизировать врожденные способности к оценочному восприятию действительности» (И. С. Суханова). Таким образом, с одной стороны от преподавателя требуется стать образцом нравственности для студентов, а с другой стороны, перед ним ставится задача корректировки нравственных убеждений, трансляции общественных ценностей, что является как высокой моральной ответственностью, так и практически трудно реализуемой задачей.

Основой нравственного воспитания должно являться гуманистическое мировоззрение, вбирающее в себя высшие ценности всего рода человеческого (Б. Л. Вульфсон). Право на жизнь, на счастье, на свободу, на беспрепятственное развитие своих способностей получили широкое признание в мире, нашли отражение в документах, где неоднократно подчеркивалось, что гуманистическое поколения — главная задача учебного заведения. В современном мире, где беспрерывно меняющеюся технологии, в самом широком смысле этого слова, глубоко пронизывают все сферы жизни, гуманистическое воспитание призвано утверждать такие моральные ценности, которые являются поистине вечными и вместе с тем способны обновляться и возрождаться в каждую новую историческую эпоху.

Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться студентам, следует считать:

-        гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;

-        ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;

-        долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

-        совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

-        чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно-окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;

-        гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать студенту, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

-        культура чувств — умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности;

-        способность к нравственному усилию, как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования;

-        чувство эмпатии — эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

Современное обучение предполагает, что человек ставится в центр процесса обучения и формируется как гуманная личность. Гуманизация обучения является частью общего процесса гуманизации системы образования. Она связана с получением необходимого для каждого культурного человека минимума знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т. е. о нравственно-эстетических ценностях, оказывающих влияние на формирование личности студента в целом.

Предмет «иностранный язык» является наиболее гуманным предметом (в смысле направленности на личность студента). Основным психолого-педагогическим подходом к обучению иностранному общению мы считаем личностно-гуманный подход.

Деловые игры на уроке — сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал. Студенты быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами, потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

Расширение языковых связей с зарубежными партнерами ведет к необходимости грамотно и правильно вести беседу в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, деловая встреча, заказ билета и номера в гостинице, ведение деловых переговоров, обсуждение и подписание контракта, коммерческая корреспонденция (письмо, факс, телекс, электронная почта, запрос, заказ, счет, рекламация и др.). Урок “Устройство на работу” проводится в виде деловой игры, что обеспечивает погружение в языковую среду и приближает к реальным жизненным условиям. Лексический и тематический материал урока соответствуют запросам современности, что требует определенной теоретической и практической подготовки по данной дисциплине. Одной из задач урока является сочетание страноведческой направленности темы с практическими реалиями настоящего дня. Например, написание резюме — одна из актуальных задач при устройстве на работу.

Наряду с необходимостью владения разговорным стилем иностранного языка, требуется владение фразами официального обращения, устойчивыми выражениями, клише и знание определенных грамматических образцов, что и проверяется в ходе деловой игры.

Из вышесказанного следует, проблема обучения иностранному языку студентов учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, связана сегодня с повышением требований к ним как к конкурентоспособным специалистам, профессионалам. Обществу, государству нужны специалисты с активной гражданской позицией, широким кругозором, умеющие адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные условия, социально мобильные, способные к самостоятельному решению производственных (профессиональных) задач.

Один из новых подходов и технологий во взаимодействии преподавателя и студента — проектная деятельность на уроках иностранного языка. Данная деятельность является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным.

В проектном исследовании преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта, задействовал коллег для обсуждения. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовали нравственно-эстетическому воспитанию студентов.

Все участники проектов — и преподаватель, и студент — работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Студенты с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. По свидетельству преподавателей, студенты, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм, чувство товарищества.

Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы «Наш колледж». Среди возможных видов проектной работы по теме «колледж» можно выделить следующие:

-        подготовка и организация экскурсии по колледжу;

-        проведение интервью и сообщение его результатов;

-        сочинение (индивидуальное);

-        оформление плаката или стенгазеты;

-        изготовление буклета для абитуриентов;

-        разработка викторины;

-        написание статьи для журнала;

-        дизайн карты с обозначением аудиторий;

-        создание рекламы

-        подготовка доклада об актуальных проблемах города.

Залогом успешной презентации проектов стала тщательная подготовка. Преподаватель должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь студентам выбрать форму презентации. Такие уроки способствуют достижению самых разнообразных целей методического, педагогического и психологического характера:

-        осуществляется контроль знаний и умений студентов по определенной теме;

-        обеспечивается деловая, психологически комфортная атмосфера, серьезное отношение студентов к уроку;

-        предусматривается минимальное участие в процессе урока преподавателя.

Таким образом, иностранный язык как предмет может быть действенным фактором приобщения студентов к духовным ценностям.

 

Литература:

 

1.      Аверкиева, Г. В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. — Архангельск, 2001. C. 55–60.

2.      Агапов, В. С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А. С. Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. — М., 2001. — C. 31–35.

3.      Арапова, Е. М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Москва, 2009.

4.      Архипова Ю. В. Особенности визуальной репрезентации учебного материала по иностранном языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы современного международного публичного права: Межвуз. научно — прак.конф. Семинар «Преподавание иностранных языков и обучение переводу в контексте высшего профессионального образования»: Матер. выступл. — М.: Изл — во РУДН, 2003. — С.97–98.

5.      Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика — 2006. -№ 10 — с 36–42.

6.      Кузовлев В. П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 — Просвещение,74с.

7.      Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т. 2

8.      Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам./ И.Я. в школе. — 2000. — № 3 с.38–43

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, иностранный язык, студент, деловая игра, преподаватель, урок, учебный процесс, языковая среда.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках...

ценность, иностранный язык, студент, деловая игра, преподаватель, урок, учебный процесс, языковая среда.

иностранный язык, нравственное воспитание курсантов, нравственное воспитание, ролевая игра, дилемма, курсант, процесс изучения, повседневная...

Современные методы и технологии преподавания иностранных...

К сожалению, в преподавательской практике преподаватели иностранных языков часто применяют проверенные временем стандартные учебные методы. Иногда процесс преподавания языка, как это ни прискорбно...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

иностранный язык, деловая игра, ролевая игра, студент, процесс обучения, интерактивный метод обучения, иностранная языковая компетенция, игра, занятие, технический вуз. Использование песен и ролевых игр в обучении иностранному...

Проблемы создания интерактивной языковой среды

Данная статья рассматривает некоторые теоретические вопросы создания интерактивной языковой среды в процессе обучения студентов иностранным языкам,атакжепреграды, возникающие при применении методики интерактивного обучения.

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

На уроке иностранного языка преподаватель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство коммуникации.

3. Деловая игра.

Ролевая игра в преподавании иностранного языка.

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка.

Языковые ошибки отражают внутренние механизмы процесса обучения языку, а также

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, урок.

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

В данной статье мы проанализируем проблемы, с которыми сталкиваются как студенты, так и преподаватели при обучении языку специальности.

Кроме того, в процессе обучения профессиональному иностранному языку необходимо использовать учебники и учебные...

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

Чтобы приблизить студентов–бакалавров к языковой среде в процессе обучения иностранному языку мы используем различные аутентичные тексты, раскрывающие разнообразные стороны жизни людей странах изучаемого языка.

Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе

Значение ролевой игры в процессе преподавания иностранного языка. Применение игровых технологий в изучении иностранных языков...

Основные термины (генерируются автоматически): слово, ученик, учебный процесс, учащийся, игра, иностранный язык...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках...

ценность, иностранный язык, студент, деловая игра, преподаватель, урок, учебный процесс, языковая среда.

иностранный язык, нравственное воспитание курсантов, нравственное воспитание, ролевая игра, дилемма, курсант, процесс изучения, повседневная...

Современные методы и технологии преподавания иностранных...

К сожалению, в преподавательской практике преподаватели иностранных языков часто применяют проверенные временем стандартные учебные методы. Иногда процесс преподавания языка, как это ни прискорбно...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

иностранный язык, деловая игра, ролевая игра, студент, процесс обучения, интерактивный метод обучения, иностранная языковая компетенция, игра, занятие, технический вуз. Использование песен и ролевых игр в обучении иностранному...

Проблемы создания интерактивной языковой среды

Данная статья рассматривает некоторые теоретические вопросы создания интерактивной языковой среды в процессе обучения студентов иностранным языкам,атакжепреграды, возникающие при применении методики интерактивного обучения.

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

На уроке иностранного языка преподаватель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство коммуникации.

3. Деловая игра.

Ролевая игра в преподавании иностранного языка.

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка.

Языковые ошибки отражают внутренние механизмы процесса обучения языку, а также

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, урок.

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения.

Проблемы обучения языку специальности студентов...

В данной статье мы проанализируем проблемы, с которыми сталкиваются как студенты, так и преподаватели при обучении языку специальности.

Кроме того, в процессе обучения профессиональному иностранному языку необходимо использовать учебники и учебные...

Развитие коммуникативной компетенции во внеязыковой среде...

Чтобы приблизить студентов–бакалавров к языковой среде в процессе обучения иностранному языку мы используем различные аутентичные тексты, раскрывающие разнообразные стороны жизни людей странах изучаемого языка.

Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе

Значение ролевой игры в процессе преподавания иностранного языка. Применение игровых технологий в изучении иностранных языков...

Основные термины (генерируются автоматически): слово, ученик, учебный процесс, учащийся, игра, иностранный язык...

Задать вопрос