Библиографическое описание:

Алабушев В. Ю., Сазонова Л. А. Особенности формирования профессиональных компетенций при реализации образовательного стандарта специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 94-97.



Право социального обеспечения в системе отраслей права имеет особый статус, который определяется его социальным назначением, а именно — законодательное закрепление государственных гарантий на социально-обеспечительные права граждан на основе обязательств государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право социального обеспечения как отрасль российского права представляет собой совокупность норм и правовых институтов, которые регулируют отношения между гражданами, застрахованными по обязательному социальному страхованию, или нуждающимися в государственной социальной поддержке, помощи, обслуживании органами государственной власти, государственного управления по социальному обеспечению.

Общепринято, что право социального обеспечения на современном уровне своего развития включает в себя следующие правоотношения:

‒ имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы социального обеспечения по предоставлению различных видов обеспечения в результате наступления социальных рисков;

‒ процедурные отношения по установлению юридических фактов, обращение в государственные органы и назначению вида обеспечения этим органом;

‒ процессуальные отношения по разрешению споров в сфере социального обеспечения внебюджетными фондами.

Следовательно, система права социального обеспечения представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов и норм, которые заданы государством в последовательности, функциональный ряд которой определяется отдельным видом правоотношений, при общей константе — права и свобода выбора поведения принадлежат только физическому лицу, а обязанности возложены на государственные органы (или учреждения). Таким образом, отношения, складывающиеся между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами при реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, можно назвать отношениями согласованности действий.

Такая специфика отношений требует от специалистов вполне определенного сочетания юридических приемов воздействия на поведение их участников (дозволений, запретов, обязываний), а именно — основные права человека в сфере социального обеспечения устанавливаются с помощью управомочивающих норм и выражены в форме дозволений, однако при их осуществлении физические лица должны выполнять и определенные обязанности.

В праве социального обеспечения диспозиции правоустанавливающих норм указывают лишь правомочия физических лиц, поведение их второго участника — государственного органа или учреждения, без решения которого невозможна реализация права физического лица на конкретный вид социального обеспечения, регулируется при помощи позитивного обязывания.

Особенностью социального обеспечения граждан в Российской Федерации является отсутствие единого кодификационного акта, позволяющего унифицировать процесс реализации прав граждан на социальное обеспечение, следовательно отсутствует единый алгоритм деятельности уполномоченных лиц, а в праве социального обеспечения не существует единого отношения, в котором гражданин мог бы реализовать свои права сразу на несколько видов социального обеспечения или на все. От специалиста государственного органа или учреждения требуется соответствие динамике развития системы социального обеспечения и актуализация юридического опыта в связи с изменением наполненности норм социального обеспечения.

Вступление в силу ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» переводит реализацию права граждан на социальное обеспечение в плоскость гражданско-правовых отношений, что подтверждает факт динамичности системы права социального обеспечения. Кроме того, при заключении договора о предоставлении стандартных услуг в пределах государственного перечня свобода волеизъявления сторон ограничена типовой формой, утвержденной компетентным государственным органом. В частности, стороны не могут по своему усмотрению расширить перечень услуг, изменить требования к их качеству, снизить стоимость, повысить ответственность за некачественное или несвоевременное оказание и внести другие условия. Отступление от типовой формы договора практически невозможно Нормой права социального обеспечения для уполномоченных организаций и учреждений устанавливается социальная услуга при законодательном закреплении объемов денежных выплат.

В связи с установлением стандарта социальной услуги к специалисту государственного органа или учреждения предъявляются особые требования, содержание которых определяется изменением административных регламентов деятельности учреждений, корректировки должностных инструкций, а, следовательно, изменений условий реализации профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции как основа профессиональной деятельности представляют собой совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности, что формирует профессиональную компетентность специалиста.

Приказ Министерства образования и науки РФ № 508 от 12 мая 2014 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения» определяет для квалификации юрист следующие виды деятельности,каждый из которых требует формирования следующих профессиональных компетенций:

  1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК.1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6).
  2. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПК. 2.1, 2.2, 2.3).

При особом содержании права социального обеспечения каждая из профессиональных компетенций требует включение основополагающего компонента, который может быть определен как освоение навыков обучения. Считаем, что содержание данного компонента — это формирование способности стремиться и настойчиво продолжать учиться, организовывать собственное обучение, осознание собственных процессов обучения и потребностей, выявление доступных возможностей и способность преодоления препятствий на пути к успешному обучению, получение, обработку и ассимиляцию новых знаний и навыков.

Следует отметить, что законодательная система в праве социального обеспечения находится в постоянной динамике развития как по содержанию обеспечительных норм, так и по составу правоотношений, что регламентирует условия осуществления прав граждан на социальное обеспечение и их постоянное изменение. Государственная политика регулирования правоотношений по социальному обеспечению обязывает специалистов владеть правовой информацией и внесенными в нее изменениями.

Очевидно, что когнитивная составляющая профессиональных компетенций в праве социального обеспечения должна представлять собой систему знаний, умений, навыков, отношений, направленных на понимание ситуации, оценки своих знаний и возможности их применения к проблемам социального обеспечения.

Претензионно-заявительный характер осуществления права социального обеспечения с необходимостью требует от специалиста владение консалтинговой составляющей профессиональной деятельности, при этом проблемы получателя социальных услуг существуют в рамках общих приоритетов, целей и принципов деятельности учреждений социального обслуживания.

Способность специалиста в профессиональной деятельности находить баланс между возможностями государства и потребностями отдельной личности при осуществлении ее права на социальное обеспечение является базовой характеристикой его профессиональной компетентности.

Профилем профессиональных компетенций специалистов в области права социального обеспечения являются личностные и психологические особенности человека, равно как и его установки и ценности, что определяет успешную профессиональную деятельность. Личностные компетенции специалиста, по нашему мнению, являются ключевыми в деятельности по осуществлению права граждан на социальное обеспечение. Организация деятельности учреждений социального обслуживания стратегически обусловлена целями социальной политики государства, профили профессиональных компетенций определяют тактику, без которой реализация стратегии невозможна. Основным же содержанием профилей компетенций, разрабатываемых для отдельных должностей либо уровней персонала, и являются профессиональные компетенции — формы поведения и стандарты, которые позволяют сотрудникам успешно исполнять свои трудовые обязанности.

Профессиональная функция юриста в области социального обеспечения включает два вида деятельности, а именно:

‒ организационно-правовая деятельность, то есть работа по организации и контролю за соблюдением законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации; информирование и консультирование граждан и должностных лиц по вопросам применения законодательных актов;

‒ организационно-управленческая деятельность, которая включает обеспечение организационно-управленческих функций в органах и службах социальной защиты населения, в органах системы Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондах; выявление лиц, нуждающихся в социальной защите и оказание им помощи в защите их прав; контроль за соблюдением законодательных актов при назначении, перерасчете и выплате пенсий, за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в пенсионные фонды; применение нормативных документов, регулирующих уплату взносов, погашения задолженностей по платежам; организация и ведение персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования.

Установление новых требований к профессиональной деятельности через введение профессиональных стандартов с необходимостью диктует смысловое разграничение понятий, характеризующих профессиональную компетентность специалиста учреждений социального обслуживания. Представляется возможным принятие следующего категориального ряда:

Профессиональные стандарты являются основой разработки образовательных стандартов. Анализ требований образовательного стандарта специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» в части освоения профессиональных компетенций обозначил необходимость включения когнитивной и консалтинговой составляющих, что определяет квалификационный уровень специалиста в современных условиях реализации права социального обеспечения. Профессиональный стандарт, соответствующий видам деятельности по осуществлению права граждан на социальное обеспечение, акцентирует именно эти составляющие профессиональных компетенций, при этом ограничивая профессиональную деятельность рамками социальной работы.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 571 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» определяется вид профессиональной деятельности: деятельность по планированию организации контролю и реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения. Регламент деятельности включает две обобщенные трудовые функции, каждая из которых конкретизирована трудовыми функциями, а именно:

1. деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения

‒ выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

‒ определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения;

‒ организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.

2. Деятельность по планированию, организации и контролю за предоставлением социальных услуг и мер социальной поддержки;

‒ прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки;

‒ организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки;

‒ контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки;

‒ подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения.

Требования соответствия квалификации специалиста утвержденному профессиональному стандарту формируют необходимость адаптации образовательного стандарта специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» к нормам трудового права. Реестр профессиональных стандартов не содержит квалификационных требований деятельности юриста, а образовательный стандарт специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» не включает требований к виду профессиональной деятельности «социальный работник», что в настоящее время усложняет процесс освоения профессиональных компетенций с целью реализации их в профессиональной деятельности. Приведение в соответствие базовых составляющих профессиональной деятельности является уровнем государственного регулирования и обязывает уполномоченные органы внести соответствующие корректировки в образовательный процесс.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 508 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70610002/#ixzz4LMOTw3i9http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70610002/ (дата обращения 23.09.2016г.)
  2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
  3. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 571 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс] Режим доступа:http://base.garant.ru/70535562/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle