Библиографическое описание:

Касаткина Н. С. Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных компетенций будущего педагога [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 67-69.



В статье рассматривается роль и место студенческих предметных олимпиад в процессе формирования и развития профессиональных компетенций будущих педагогов, представлен анализ опыта организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад по педагогике, их роль в профессиональном становлении молодежи.

Ключевые слова: олимпиада, педагогическая олимпиада, компетенции, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, качество образования, формирование профессиональных компетенций, внеаудиторная работа, Всероссийская студенческая олимпиада

В современных экономических условиях быстро меняющейся образовательной ситуации как никогда остро стоит вопрос о подготовке инициативного, высококультурного, конкурентоспособного, нестандартно мыслящего педагога. Личности, способной ориентироваться в сложной социальной обстановке, стремящейся к самосовершенствованию и саморазвитию. Именно эти качества соответствуют характеристике выпускника в Государственном образовательном стандарте педагогических вузов, ориентированного на формирование и развитие профессиональных компетенций. Образовательный подход, основанный на обозначении компетентности как цели профессиональной подготовки специалиста в вузе, определяется сегодня как компетентностный. В современной образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального «узлового», так как компетентность, во-первых, обозначает в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятие «компетентность» заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; в–третьих, компетентность обладает интегративной природой, вбирая в себя ряд однородных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (профессиональной, информационной, правовой, учебной и т. д.).

Профессиональная компетентность в теоретическом плане выступает как результат освоения специальной деятельности, методов ее анализа и механизма ее развития в процессе профессионального образования и становления профессионализма в практической деятельности. В эмпирическом плане профессиональная компетентность характеризуется готовностью работника к решению профессиональных задач разного уровня сложности в условиях развития профессиональной деятельности и представляется как идеальная модель профессионала [2].

Формирование профессиональных компетенций студентов — будущих специалистов в области образования — веление времени, так как сегодняшний выпускник педагогического вуза должен быть готов к работе в школах различного уровня и профиля, с детьми разного социального статуса и воспитания. В педагогической работе, как ни в какой другой сфере, недопустимы случайные результаты, так как от них зависит не только духовно-интеллектуальное развитие нации в целом, но и личностная реализация и счастье отдельно взятого человека. Поэтому повышение качества подготовки педагога к реализации его профессиональных компетенций — важнейшая проблема высшего педагогического образования, которая приобрела особое значение в начале XXI века.

В современном профессиональном образовании с введением ФГОС третьего поколения особое внимание уделяется развитию интеллектуального уровня обучающихся, формированию познавательной активности, умению самостоятельно получать знания.

В настоящее время перед профессиональным образованием стоит проблема подготовки квалифицированного специалиста, да и просто человека, соответствующего новой культуре — культуре информационной, которой соответствуют такие черты как гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесная коммуникация на всех уровнях, интегрированный характер. Современный студент должен быть готов к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов с учетом своих психологических особенностей.

Качественное формирование личности педагога может осуществляться только в рамках целостной педагогической системы, в которой выделяются две основные подсистемы: собственно учебный процесс и внеаудиторная деятельность студентов.

В настоящее время внеаудиторной работе уделяется большое внимание. Внеаудиторная работа, по сути, является продолжением учебного процесса и представляет собой совокупность разноплановых, разнохарактерных, разноуровневых мероприятий.

Одной из эффективных форм внеаудиторной работы, тесно связанной с учебным процессом, является предметная олимпиада, которую в современной науке рассматривают как фактор развития профессиональных компетенций студентов.

Отметим, что «олимпиада (с греческого — состязание, соревнование) — культурный праздник, сопровождающийся смотром сил в какой-либо области культуры, соревнование, в ходе которого студентами решается целый ряд мыслительных задач с целью определения командного и личностного первенства» [1, С. 45–46]. Олимпиада — ярчайшая составляющая отечественной системы образования, значение которой в формировании национальной интеллектуальной элиты страны повышается с каждым годом. В мероприятиях такого рода за счет выявления, поддержки и всестороннего развития интересов, способностей создаются условия для повышения качества образования студентов. Под качеством образования мы понимаем социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и формированию профессиональных компетенций личности. Педагогическая олимпиада рассматривается нами как гуманитарная технология, направленная на творческое состязание студентов в креативном применении знаний и способов деятельности в предметной области «Педагогика».

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного движения в профессиональной подготовке будущих педагогов:

− оценка теоретических знаний по педагогике при помощи тестовых заданий;

− включение в содержание олимпиады заданий, подобных конкурсам педагогического мастерства;

− повышение заинтересованности студентов к участию в олимпиаде;

− актуализация применения ИКТ — технологий;

− сочетание индивидуального участия в олимпиаде с командной работой;

− смещение акцента с заданий, воспроизводящих знания, к заданиям творческого и исследовательского характера.

Анализ содержания конкурсных заданий традиционных олимпиад по педагогике, которые проводит общеуниверситетская кафедра «Педагогики» в течении 17 лет показал, что они служат развитию ключевых базовых и предметных компетенций участников и позволяют выявить уровень профессиональной подготовленности будущего педагога.

Олимпиады сегодня — это не только возможность проверить творческие, коммуникативные способности, качества, необходимые будущему педагогу. Олимпиады — это уникальная возможность в предельно сжатые сроки познакомиться со специфическими особенностями разных культур народов из разных уголков России, стран СНГ через художественное слово, жанры устного народного творчества, народные педагогические игры. И вместе с тем, именно в дни олимпиад у студентов крепнет чувство гордости за свой вуз, за свой край, за свою Родину. Мы понимаем, что для будущего педагога это очень важное осознание, поскольку ему завтра придется самому взращивать толерантную личность, так как трудно представить, что педагог, нетерпимый к другим сможет привить детям толерантное отношение к людям иной культуры.

Выявленные тенденции современного олимпиадного движения по педагогике позволяют нам говорить о том, что в олимпиаде сегодня присутствуют:

− доминирование личной ориентированности — направленность на личность участника, признание ее уникальности и неповторимости;

− наличие социального и профессионального контекстов будущей профессиональной деятельности современного специалиста в образовательном процессе;

− вариативность по отношению к индивидуальным особенностям и потребностям участников олимпиады;

− гибкость, своевременное адекватное реагирование на изменение профессиональной и педагогической ситуации.

Анализ результатов мониторинга уровня удовлетворенности участников III этапа Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике и психологии, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского, которая проходила в апреле 2016 года на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет» показал, что подавляющее большинство членов команд участвуют в олимпиаде впервые. К участию их побудил интерес к науке и желание получить новый опыт, новые впечатления. Практически все участники довольны тем, как их разместили, и оценивают уровень организации олимпиады как высокий и выше среднего. Положительными моментами организации олимпиады они считают то, как их встретили и сопровождали, гостеприимство и доброжелательность принимающей стороны, приветливость волонтеров, интересные и сложные конкурсы, четкость регламента и объективность жюри, вкусные обеды, обширную культурную и экскурсионную программу.

Итак, проведенный анализ позволяет рассматривать студенческую олимпиаду по педагогике как одну из форм профессиональной подготовки будущего специалиста в современном вузе. Олимпиады по педагогике создают условия для овладения студентами необходимыми способностями и умениями, приобретения опыта учебной и профессиональной деятельности, демонстрируют процесс и результат формирования педагогической компетентности.

Считаем, что дальнейшее участие студентов в предметных олимпиадах с расширением их географических границ окажет действенную помощь в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов.

Таким образом, олимпиады являются эффективным средством формирования знаний, умений и навыков будущих педагогов, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады стимулируют, и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействует их самоопределению и продолжению образования, развивают, и поддерживает интерес обучающихся к познавательной деятельности. Олимпиады способствуют повышению интереса студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности, а в конечном итоге — совершенствованию качества подготовки будущих специалистов, а также развитию профессиональных компетенций будущего педагога.

Литература:

  1. Вахитова Г. Х. Олимпиада как фактор формирования профессиональных компетенций студентов — будущих педагогов [Текст] / Г. Х. Вахитова // Студенческая предметная олимпиада: традиции — опыт — перспективы: Коллективная монография / Под общей редакцией д-ра пед. наук, доцента О. Е. Елькиной. — Новокузнецк: Издательство КузГПА, 2012. — С. 38–51.
  2. Касаткина Н. С. Эмпатическая составляющая профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / Н. С. Касаткина, Н. С. Шкитина, Е. Ю. Немудрая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6. — С. 113–118.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle