Библиографическое описание:

Самойлик Н. А. Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 119-122.

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание следует уделять осознанию рефлексивной позиции курсантов, осуществлению ценностно-значимой деятельности при прохождении всех видов практики, а также активному использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Ключевые слова:уголовно-исполнительная система, профессионально-ценностные ориентации, сотрудники УИС, обучение в вузе, профессиональная деятельность.

 

Динамика современного темпа жизни, изменение условий функционирования личности значительно повлияло на характер и содержательные аспекты преступности. Существенно трансформировался качественный состав осужденных, отбывающих наказание, как в местах лишения свободы, так и без изоляции от общества. Осуществляя служебную деятельность в подобных условиях, сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) зачастую оказываются в напряженных и опасных (экстремальных) для жизни ситуациях.

Профессиональная деятельность сотрудника УИС несет особый социально значимый статус, выраженный не только в содержании под стражей лиц, совершивших преступления, но в исправлении и их последующей ресоциализации. Профессиональная деятельность в пенитенциарной системе предъявляет высокие требования, как к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, так и к личностным качествам сотрудникам. В условиях сложившейся ситуации особое внимание следует уделить вопросам качественной профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России.

Становление сотрудника УИС в процессе его профессионализации должно опираться на уже сложившиеся в ранний период ценностные ориентации. Изучением ценностных ориентаций личности в психологии занимались такие ученые, как А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, С. С. Бубнова, Ф. Е. Василюк, П. С. Гуревич, Н. А. Журавлева, М. С. Каган, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, А. В. Серый, М. С. Яницкий. Рассматривая специфику и содержательную сторону данной категории, исследователи пришли к выводу, что ценностные ориентации представляют внутреннюю динамическую основу личности, направляющую ее развитие и имеющую смысложизненное значение. Ценностные ориентации выступают одним из важнейших критериев процесса самореализации, элементом которой является профессионализация. Выбирая и приобретая профессию, человек ориентируется на имеющуюся у него систему ценностных ориентаций, определяющую направленность в личностном и профессиональном векторах. В процессе обучения в системе профессиональной подготовки ценностные ориентации переориентируются в сферу будущей профессии и в результате становятся профессионально значимыми.

Центральное место в процессе подготовки сотрудников УИС должно отводиться профессионально-ценностным ориентациям. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью прогнозирования успешности и эффективности деятельности сотрудника УИС, во многом зависящей от приобретенных в процессе обучения профессиональных знаний, умений и навыков и от степени сформированности его профессионально-личностных качеств. Профессионально-ценностные ориентации позволяют интегрировать данные аспекты в единую структуру, определяющую саморазвитие личности в профессии.

Под профессионально-ценностными ориентациями следует понимать систему устойчивых представлений личности, характеризующую ее отношение к профессиональной деятельности как значимой. Для сотрудника УИС в качестве профессионально-ценностных ориентаций могут выступать: долг и служение Родине, высокий профессионализм, духовно-нравственные качества, коммуникативные и организаторские способности, толерантность и эмпатичность, эмоциональная устойчивость, гуманизм и др.

При формировании профессионально-ценностных ориентаций сотрудников УИС в процессе приобретения профессии необходимо реализовать комплекс педагогических условий, направленных на становление специалиста пенитенциарной системы. Важным условием в данном процессе должно стать инициирование рефлексивной позиции курсантов в ходе их ориентации на формирование профессиональных ценностей.

Анализ работ, посвященных проблеме рефлексии в психологии, позволяет определить данное явление как «деятельность сознания, позволяющую анализировать свое психологическое состояние и обращать внимание на собственное знание» [1, с. 60]. О взаимосвязи рефлексии и ценностно-смысловой сферы отмечено в статье у С. Ю. Степанова и И. Н. Семенова. Авторы справедливо констатируют, что «момент личностно-смысловой обусловленности становится центральным при ином понимании механизма рефлексии, а именно как переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т. е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру» [4, с. 34].

Рефлексия способствует оценке уровня овладения профессионально-ценностными ориентациями и постановке новых задач в их овладении. Так, в ходе профессионализации особое внимание следует уделить развитию духовно-нравственных качеств курсантов, как базовой потребности при работе с лицами, совершившими преступления разной степени тяжести. Осужденные — люди, нарушившие социально принятые нормы и правила, а значит, преступившие через законы общества и государства. В отношении таких людей часто у сотрудников возникает предвзятое представление, которое значительно влияет на выполнение служебных обязанностей. В будущей служебной деятельности духовно-нравственные качества сотрудника становятся критерием личностного и профессионального развития и обусловливают формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и ее объектам.

Не менее значимым аспектом в процессе профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России выступает непосредственное участие будущего сотрудника УИС в определяющем виде ценностно-значимой деятельности на каждом этапе профессионального становления. Данное условие реализуется при прохождении всех видов практик курсантов, начиная с ознакомительной и заканчивая преддипломной.

В период практики, как отмечает Е. И. Емельянова, «способствующей осознанию каждым студентом своей принадлежности к профессиональному сообществу, проявляются и объективируются профессионально важные и значимые свойства, особенности и качества личности» будущего специалиста [2, с. 24]. Прохождение практики способствует формированию у обучающихся профессионального самосознания, определяющего перспективу их профессиональной направленности. Практико-ориентированная направленность обучения позволяет курсантам овладеть не только практическими действиями, но и приобрести опыт эмоционально-чувственных переживаний, связанных с будущей профессиональной деятельностью [там же].

В процессе прохождения практики в исправительном учреждении курсанты интериоризируют те профессионально значимые ценности, которыми они не смогли овладеть в ходе теоретического обучения в образовательном учреждении. Становление профессиональных установок должно осуществляться в тесной взаимосвязи с условиями учебной и служебной профессиональной деятельности. Как справедливо замечает А. В. Кучина: «именно в процессе прохождения практики студент получает широкий опыт целеполагания в профессиональной деятельности» [3, с. 70].

Формирование профессионально-ценностных ориентаций в рамках профессионального обучения достигается так же за счет использования современных технологий при организации учебной деятельности курсантов. Активные и интерактивные формы работы, применяемые на учебных занятиях, позволяют значительно повысить уровень осознаваемых профессиональных компетенций, которыми должен обладать специалист.

При формировании профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения в вузе следует учитывать сложившуюся ценностную систему, интересы профессионального сообщества и потенциальные возможности личности. В связи с этим, процесс формирования значимых для профессии сотрудника УИС свойств, требует качественного и количественного изменений будущего специалиста.

Профессионально-ценностные ориентации должны занимать важное место в системе подготовке сотрудников ФСИН России в связи с тем, что основной аспект пенитенциарной системы связан с длительным процессом исправления осужденных. Эффективность формирования профессионально-важных качеств во многом зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов, но особая роль отводится профессиональной подготовке курсанта, развитию его личностных качеств в ходе обучения в вузе.

Таким образом, актуальной задачей на современном этапе развития общества должно стать профессиональное становление сотрудников УИС для повышения эффективности их профессиональной деятельности. В процессе обучения будущих сотрудников ФСИН России значительное место должно уделяться формированию у них профессионально-ценностных ориентаций, которые могут выступать в качестве условий профессионального становления специалистов пенитенциарной системы по следующим причинам.

Профессионально-ценностные ориентации являются связующим между личностью (сотрудником УИС) и средой (будущей профессиональной деятельностью), активизируя при этом внутренние механизмы личности (потребности, интересы, мотивы, установки) в отношении будущей профессии.

Профессионально-ценностные ориентации стимулируют профессионально-личностное развитие будущего сотрудника УИС, поскольку, играя значительную роль в поведении и деятельности, определяют тактику, а именно, развитие профессиональных мотивов, необходимых для эффективного выполнения задач служебной деятельности.

На основе рефлексии, ориентаций и установок обеспечивается взаимодействие личностной и предметной сторон деятельности, содержательным материалом которых становятся личностная ориентация и ценностная значимость будущей профессии сотрудника УИС.

Профессионально-ценностные ориентации мотивируют учебно-профессиональное познание на необходимый учет практических задач, что свидетельствует о направленности поведения личности курсанта в сторону субъекта профессиональной деятельности.

Профессионально-ценностные ориентации способствуют ценностному отбору объектов познания (ценностей значимых для профессиональной деятельности), а так же выявлению способов их освоения и использования при решении конкретных профессиональных задач сотрудником УИС.

Подводя итог, следует отметить, что профессионально-ценностные ориентации являются неотъемлемым элементом становления сотрудника уголовно-исполнительной системы в процессе профессионального обучения. Несмотря на кажущуюся очевидность категории «профессионально-ценностные ориентации» для психологической науки, до настоящего времени отсутствует единая методологическая база его исследования. Исследования ученых, педагогов и психологов, подтверждают необходимость детального анализа данной категории и доказывают возможности формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения в вузе. С нашей точки зрения педагогическими условиями становления профессионально-ценностных ориентаций у сотрудников уголовно-исполнительной системы могут быть рефлексивная позиция курсантов, прохождение практики и активное использование в образовательном процессе вуза современных педагогических технологий.

 

Литература:

 

1.         Аникина В. Г. Культурно-диалогический подход в психологическом исследовании рефлексии: философско-методологические основания // Журнал Высшей школы экономики. Психология. — 2013. — № 2 (Т. 10). — С. 46–74.

2.         Емельянова Е. И. Влияние педагогической практики на формирование профессионально ценностных ориентаций будущих учителей // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 1. — С. 24–26.

3.         Кучина А. В. Процесс формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих специалистов по социальной работе: этапы и содержание // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2007. — Том 13. — С. 69–71.

4.         Степанов С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 31–40.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle