Библиографическое описание:

Ощепкова А. А., Дереча И. И. Нравственное воспитание подростков во внеучебной деятельности с использованием ситуаций нравственного выбора [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 82-84.

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с нравственным воспитанием подростков во внеучебной деятельности. В статье ситуации нравственного выбора рассматриваются как средство нравственного воспитания подростков.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственный выбор, внеучебная деятельность.

The author of article conducted research of the questions connected with moral education of teenagers in extracurricular activities. In article of a situation of a moral choice are considered as means of moral education of teenagers.

Keywords: moral education, moral choice, extracurricular activities.

 

Нравственное воспитание учащихся является одной из сложнейших перед современным обществом.

В педагогике нравственность трактуется как «совокупность морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований» [6, с.203].

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. С точки зрения Дереча И. И. нравственность включает в себя «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этическими качествами» [1, с.11].

В основе формирования нравственных качеств лежит система ценностей. Ценности это предпочтения или отвержения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения [3]. Мы рассматриваем нравственные ценности как позитивные и исходим из того, что нравственные ценности мотивируют действия и поступки человека, являются его ориентирами в жизни.

В Положении о ФГОС от 17.12.10 г. мы находим термин «потрет выпускника основной школы», под которым понимается ряд личностных характеристик, которыми должен обладать каждый выпускник по окончании школы. Одной из таких характеристик является нравственная воспитанность. На работу по обеспеченью индивидуальных потребностей учащихся, в виде учебных курсов и внеучебной деятельности, выделятся 30 % от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

Внеучебная деятельность — организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для нравственного воспитания.

Основы нравственности подростков закладываются в тот период, когда их сознание пластично, неустойчиво, уязвимо для отрицательных влияний, так как их жизненный опыт недостаточен, представления о нравственных ценностях неустойчивы.

Использование во внеурочной деятельности ситуаций нравственного выбора поможет обогащению нравственного опыта подростков.

Нравственное воспитание подростков во внеучебной деятельности возможно через

использование ситуаций нравственного выбора. Мы разделяем точку зрения И. И. Дереча и под нравственным выбором понимаем: «результат нравственных исканий личности, выражающихся в сознательном предпочтении определенной системы нравственных ценностей, становлении позиции и готовности к нравственному поступку, воплощение нравственного потенциала в деянии» [1, с.13].

Ситуации нравственного выбора представляют собой такие ситуации, которые подводят личность к выбору предпочитаемых нравственных ценностей, нравственному выбору.

Рассмотрим возможные формы внеучебной деятельности с использованием ситуаций нравственного выбора, например, мы проводили работу с учащимися шестого класса школы № 4 города Ишима, Тюменской области. На классных часах мы провели групповое дело «Магазин одной покупки» с использованием методики организации групповых дел Н. Е. Щурковой. Мы предложили подросткам прийти в импровизированный магазин и сделать покупку. Совершая покупку, «покупатель» проходит в «зал покупок», где на столе разложены различные «товары»- карточки, на которых написаны названия различных предметов, на любой вкус и цвет. Задача подростка выбрать тот один «товар», который он хотел бы «приобрести» и пройти в «зал размышлений». В «зале размышлений» участник группового дела должен перевернуть карточку и на обратную сторону листа и узнать «цену товара», а также подумать о готов он или не готов заплатить предложенную «цену». Приняв решение, «покупатель» должен вновь перейти в другой «зал» — «зал возврата покупок» и огласить «консультанту» свое окончательное решение: «Я покупаю» или «Я возвращаю» товар и аргументировать свой выбор.

Для современных подростков мы предлагаем следующий товар: ноутбук, цена которого «мама не сможет поправить здоровье в санатории», фотоаппарат за который придется расплатиться тем, что брат не сможет посещать платную спортивную секцию, IPhone 6, стоимость которого — отказ папы от долгожданного похода на футбольный матч, золотое кольцо, цена которого отказ всей семьи от поездки на море во время долгожданного отпуска.

По окончании работы «магазина», где каждый подросток совершил или отложил свою покупку мы задали обучающимся следующие вопросы: Какие ощущения были у вас во время покупки? Испытывали ли Вы затруднение в принятии решения? Какие выводы вы сделали для себя сегодня? Что важнее — ваши желания и потребности или потребности и необходимость в чем-то ваших родных и близких?

Ответы учащихся были следующие: «Принимать решение было сложно. Очень хотелось выбрать, например, велосипед, но было бы очень обидно, если бы при этом маме пришлось ходить зимой в прохудившемся пуховике или пальто» (Оля Т.) «Трудно выбирать между вещами которые тебе очень хочется иметь сразу вместе» (Сергей Д.)

Кончено, потребности родных и близких для многих оказались важнее желаний самих подростков. Без тех вещей, которые мы сегодня могли бы приобрести, можно и обойтись.

Таким образом, подросток во время игры ставится перед нравственным выбором, от которого «зависят обстоятельства его дальнейшей жизни, затрагивается система его социально-психологических отношений, и он оказывается в роли субъекта выбора»

Для успешного осуществления нравственного воспитания подростков, необходимо объединить усилия семьи и школы. Нам импонирует точка зрения И. И. Дереча, которая предлагает строить процесс взаимодействия классного руководителя с родителями согласно логике этапов: диагностический, конструктивный, рефлексивный. На конструктивном этапе целесообразно использовать решение этических ситуаций с подростками во время классных часов и с родителями на родительских собраниях, консультациях [4, с. 713].

При решении этических ситуаций можно использовать следующий алгоритм: «выделение главного и второстепенного события в ситуации, выделение проблемы, перебор различных вариантов выбора решений, определение области допустимых решений, выделение из этих вариантов решение, наиболее удовлетворяющее личность с точки зрения нравственных критериев, и принятие решения с учетом объективных обстоятельств» [2, с.144]. Решая этические ситуации подростки, родители не только усваивают знания, но и действуют, вступают в разнообразные отношения друг с другом, особенно во время самостоятельных размышлений и действий, коллективном обсуждении пережитых и согласованных в группе этических решений.

Рассмотрим решение следующей этической ситуации родителями шестиклассников. Дима — 14-летний мальчик, который очень хотел поехать в лагерь. Родители пообещали ему, что если он хорошо закончит учебный год, будет добросовестно выполнять обязанности по дому, то родители купят ему путевку в летний лагерь. Дима выполнил поставленные родителями задачи, но как раз перед поездкой отец изменил свое решение, так как появились непредвиденные расходы, связанные с ремонтом машины.

Решение ситуации с родителями мы провели по следующим вопросам: важно ли сдержать обещание? О какой самой важной вещи должен был бы заботиться отец в своем отношении к сыну? Почему это самое важное? Что должно бы быть авторитетом отца по отношению к сыну? Является ли обещание родителей самой важной вещью в этой ситуации? О какой самой важной вещи должен заботиться сын в своем отношении к отцу?

Многие родители говорили, что обещание и в самом деле является самой важной вещью в этой ситуации. Нельзя давать обещание, а потом отказываться от него, а тем более требовать отдать то, что было заработано мальчиком, для удовлетворения личных потребностей. Выполнение любого обещания важно. Потому, что это обещание, а оно предполагает выполнение пообещанного. Отец должен был заботиться об осуществлении мечты мальчика, ведь это не только обязанность его как отца, но и как человека, который видел, как много сделал мальчик сам, чтобы этого добиться.

Некоторые родители выразили несогласие с данной точкой зрения и размышляли о том, что необходимо исходить из потребности семьи на данный момент и считали, что поездку в лагерь можно отложить.

Для оценки нравственной воспитанности подростков И. И. Дереча и Н. Н. Линник предлагают использовать аутентичные средства оценивания, например портфолио [5, с.190].

Таким образом, в условиях совместного анализа учителем и учениками этических ситуаций подросток ставится перед нравственным выбором, который определяет его нравственное поведение в жизненных ситуациях. Использование ситуаций нравственного выбора в процессе внеурочной деятельности способствует воспитанию у подростков нравственных качеств, нравственного поведения.

 

Литература:

 

1.         Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф.. канд. пед. наук.-Тюмень, 2005. -26 с.

2.         Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова,2012.-196с.

3.         Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2005. -186 с.

4.         Дереча И. И. Становление нравственной позиции младших подростков во взаимодействии школы и семьи \\ В мире научных открытий, 2015, № 5.2(65). С.707–718.

5.         Дереча И. И., Линник Н. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. В сборнике XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. Отв. ред. Л. В.Ведерникова. Ишим, 2013. С. 189–191.

6.         Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов. -М.: Гардарики, 1999.- 520 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle