Библиографическое описание:

Гебекова А. Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 18-21.

В статье автор делает упор на проблему сохранения здоровья младших школьников, так как от этого зависит успешность в обучении. Предлагает применять здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности, определила задачи, которые должен реализовать учитель на своих уроках.

Ключевые слова: метод, здоровье, здоровьесберегающие технологии, приоритетные направления.

 

Здоровье человека-высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности младших школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие [1]         

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из направлений реализации этой задачи является внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями.

Главной задачей школы, учителей является создание условий и научение ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса и полноценная подготовка младших школьников к самостоятельной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

-                   в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

-                   в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;

-                   в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, спослобен удивляться и восхищаться;

-                   в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности;

-                   в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе.

Термин здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбнережения [4].

Как утверждал В. А. Сухомлинский, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.

Концепция модернизации образования, как мы считаем, предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одним из них-здоровье подрастающего поколения [5]. Это является одним из важных показателей благополучия общества и государства. Проведенные исследования показывают, что 25 % детей, приходящие в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину). Фундамент здоровья закладывается в детстве, и эта забота не только медиков, но и учителей. По данным исследования Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:

-                   на 50 % — от образа жизни;

-                   на 25 % — от состояния окружающей среды;

-                   на 15 % — от наследственной программы;

-                   на 10 % — от возможностей медицины.

Основной задачей школы считается — дать необходимое образование, не менее важной задачей по нашему убеждению является — сохранение здоровья детей в процессе обучения. Состояние здоровья влияет на успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни младших школьников: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Учитывая сказанное, в своей работе учителя начальных классов должны придерживаться здоровье сберегающей организации учебного процесса. Главная цель на уроках — это обеспечение младшему школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе. Для этого учителю необходимо реализовать в своей практической деятельности следующие задачи:

-                   организация учебного процесса с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

-                   создание условий ощущения у младших школьников радости в процессе обучения;

-                   научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

-                   воспитание культуры здорового образа жизни;

-                   развитие творческих способностей младших школьников;

-                   мотивация на здоровый образ жизни;

-                   научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;

-                   внедрение инновационных педагогических технологий.

Образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить творческий характер. Творческий характер образовательного процесса, как считает Л. С. Выготский [2], крайне необходимое условие сдоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы-развитию личности младшего школьника, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда-неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Включая ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, а это в свою очередь снижает наступление утомления. Это, как мы предполагаем, можно достичь путем использования:

-                   игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков;

-                   драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;

-                   подвижными играми на переменах;

-                   занимательных упражнений на уроках;

-                   творческого характера домашних заданий и дифференциации домашнего задавания.

Все это будет способствовать развитию коммуникативных компетенций, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение и повышает интерес к урокам. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому учителю необходимо во время урока чередовать различные виды учебной деятельности:

-                   чтение;

-                   письмо;

-                   слушание;

-                   рассказ;

-                   рассматривание наглядных пособий;

-                   ответы на вопросы и. т.д.

За урок учителю необходимо включить от 4 до 7 видов учебной деятельности. Использование на уроках различных методов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся являются:

-                   метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор способа действия);

-                   активные методы обучения (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

-                   методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Это методы снимают утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы. Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках следующие физкультурные минутки:

-                   упражнения по формированию осанки;

-                   упражнения для ног

-                   расслабление кисти рук;

-                   массаж пальцев рук;

-                   дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

-                   предупреждение утомление глаз и. т.д.

Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма младших школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. При проведении физкультминуток учителю необходимо учесть следующие требования:

-                   они должны быть разнообразны;

-                   проводятся на начальном этапе утомления;

-                   предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Таким образом, в ходе работы над этой проблемой мы пришли к выводу, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей — социальная, и решать её необходимо на всех уровнях. Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении должна рассматриваться с позиции комплексной оценки социальных и биологических факторов формирования организма и личности и реализовываться в рамках трех основных направлений [3].

Медико-гигиенического, подразумевающего поддержание здоровых условий жизнедеятельности, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний.

Психолого-валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение факторов «риска», сохранение и увеличение резервов здоровья.

И, наконец, психолого-педагогического, решающего в целом проблему социальной и биологической адаптации детей, включая показатели успешности обучения и физиологической ее цены, с учетом возрастных особенностей, различные психолого-педагогические программы по оптимизации двигательной активности, профилактики и коррекции состояния здоровья. Общая система здоровье сберегающей педагогики должна включать в себя:

-                   формирование основ культуры здоровья;

-                   здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса;

-                   оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.

Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства

 

Литература:

 

1.         Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / Психология здоровья под ред. Г. С. Никифирова //-С.Пб.-2000. -С 41.

2.         Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991. -С 87.

3.         Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. — М., Знание, -1990. -С 37.

4.         Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа// — 2005. -№ 11, -С 11.

5.         Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М.: -2003. -С 67.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle