Библиографическое описание:

Давыденко Л. В. Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — С. 74-76.

Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учебных сетевых проектов в образовательную практику с целью обеспечения деятельностного подхода в обучении.

Ключевые слова:учебные сетевые проекты, мотивация, обучение химии.

 

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к кардинальным изменениям в жизни каждого человека и общества в целом. Возможности использования ИКТ в сфере образования очень широки, что активно используется в повседневной практике [1].

В настоящее время индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно растут темпы внедрения технологических разработок. Меняется роль образования в обществе. Громадные возможности Интернета для образовательной практики задействованы не в полной мере, хотя интерес подростков к новым технологиям достаточно высок. В динамично меняющемся мире современные школьники имеют хорошо развитые цифровые устройства, легко ориентируются в глобальной Сети и используют ее как доступный источник информации, среду общения и самореализации, досуговой и творческой деятельности. В связи с этим, учащимся необходимо обладать навыками успешного ориентирования и обработки полученной информации. Выпускники современной школы должны иметь не сумму определенных знаний и умений, а навыки получения недостающих знаний и опыта в различных жизненных ситуациях. Использование информационных технологий, в том числе Интернет-ориентированных технологий, в образовании позволит повысить уровень усвоение нового материала, объем и качество полученных знаний, умений и навыков, проводить контроль и самоконтроль на различных этапах обучения, вносить коррективы в деятельность учащихся.

В современном образовании встает одна из острых проблем — проблема мотивации, без решения которой невозможно эффективное взаимодействие педагога с учащимися. Изучение проблемы мотивации, в частности учебной мотивации, занимает одно из важнейших мест в педагогических исследованиях. Именно заинтересованность учащихся в получении новых знаний является гарантией их активного участия в образовательном процессе.

На сегодняшний день у школьников заметно снижается уровень мотивации к обучению. Изучение химии не становится исключением. Более того, изучение этого предмета как раз приходится на тот возраст, когда общение со сверстниками превалирует над мотивами к обучению. В связи с этим, педагогам следует уделять внимание психологическим и возрастным особенностям учащихся. Большинством школьниками непрофильных школ химия воспринимается как сложный и трудный предмет, который не нужен им в дальнейшей профессиональной деятельности, а также в быту. При этом, как показывает практика, школьники выбирают свою будущую профессиональную деятельность в соответствии со своим любимым школьным предметом. В старших классах весь упор делается на изучение тех дисциплин, которые нужно будет сдавать при поступлении в выбранное учебное заведение, а также пригодятся для успешной личной деятельности в повседневной жизни. Если же химия не попадает в раздел предметов, которые будут необходимы в дальнейшем, то и стремление к ее изучению со временем пропадает.

Каждому учителю важно, чтобы изучение преподаваемого им предмета вызывало живой интерес у школьников, чтобы каждый урок являлся праздником, где можно получить новые, необходимые в повседневной жизни знания, а не скучным, потраченным впустую временем. Современному школьнику необходимо знать и понимать химическую картину мира, уметь логически мыслить и рассуждать, а не сводить обучение только к заучиванию формул и обрабатывания навыка написания химических реакций.

Для получения высоких результатов в обучении учащимся нужно иметь высокий уровень мотивации, который может быть достигнут, если использовать различные методы обучения, затрагивающие интеллектуальную и эмоциональную сферу личности ученика. Для активизации личностного потенциала учащихся следует переходить от методов, носящих репродуктивный характер, к продуктивным формам и методам обучения, способствующих развитию и саморазвитию творческого потенциала личности ребенка. В следствие этого актуальным становится метод проектов, так как он дает возможность школьнику проявлять активную позицию в получении познания, а учителю — осуществлять демократические формы управления образовательным процессом обучения [2].

Влияние информационных технологий на систему образования не могло не оказать воздействия на использование метода проектов в школьной практике. Потоки информации, пронизывающие среднюю школу, заставляют по-новому взглянуть на фундамент знаний, умений и навыков. Учение и обучение в непрерывно возрастающем потоке информации, немыслимом еще полвека назад, и ограниченными условиями овладения ими, требуют пересмотра целей и ценностей образования, как и ускорения затянувшейся смены парадигмы образования на личностно-ориентированную, личностно-деятельностную, творческую [3]. В связи с этим, для активного привлечения школьников в проектную деятельность, необходимо использовать сетевые учебные проекты, которые открывают совершенно новые возможности для творчества и самореализации как школьников, так и учителей, а их успешность выполнения во многом зависит от четкости планирования и организации [4].

Сетевой проект — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [5].

Работа с информацией на различных носителях, в том числе и из сети Интернет — основной вид деятельности в учебно-сетевом проекте. Учащимся предоставляется возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения, что позволит достичь глубоких размышлений и аргументированных выводов. Для того чтобы подросток активно участвовал в проектной деятельности важно соблюдать ряд условий: учащийся — субъект образовательного процесса, вся деятельность должна быть направлена на выполнение вполне определенных и понятных ему целей и носить социально значимый характер.

Применение современных методов в обучении, таких как учебные сетевые проекты, дает возможность школьникам развивать не только познавательную активность, но и навыки работы с компьютером, овладевать новыми информационными технологиями, учиться применять их в своей будущей профессиональной деятельности [4].

Примеры проектов, которые могут быть предложены учащимся в учебной деятельности:

-                   Создание мини-презентации с использованием Power Point (история открытия вещества, его использование в быту, важные факты из биографии ученого, проведение и результаты домашнего опыта).

-                   Создание информационных бюллетеней, буклетов или афиш с использованием текстового редактора MS Word.

-                   Создание коллажей, иллюстрирующих различные темы школьного курса химии.

При этом все созданные вышеперечисленные работы размещаются на странице, имеющей свой адрес в сети Интернет.

-                   Создание собственных тематических веб-сайтов или разработка совместного веб-сайта группой учащихся.

-                   Создание онлайн-газет и онлайн-постеров.

-                   Размещение в сети видеороликов, посвященных важным открытиям в истории химии с использованием программы Windows «Movie Maker» или других программ и приложений.

Весь выполненный материал в дальнейшем может быть использован самими же учащимися при подготовке к урокам, поверочным и контрольным работам, а также во внеурочной деятельности. Внедрение в образовательный процесс учебно-сетевых проектов позволит учителю разнообразить средства и методы обучения, а также провести интеграцию знаний, полученных школьниками в смежных науках. Выполнение таких заданий требует от учащихся умения редактировать текстовую и графическую информацию, анализировать литературу, критично и внимательно относиться к сведениям в Интернете, осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, производить обработку полученных данных, представлять в различных формах результаты индивидуальных и совместных проектов.

Использование Интернет-пространства в современном образовании открывает огромные возможности перед учителем и его учениками. Внедрение информационных технологий значительно повышает мотивацию к изучению химии и качество получаемого образования. Широкие просторы Интернета создают благоприятную среду для самостоятельного поиска материала и реализации сетевого проекта. В результате анализа полученной информации, а также работой над представлением результатов, у школьников формируются глубокие и осознанные знания по предмету, чего нельзя ожидать, если знания будут получены в «готовом виде».

При выполнении проекта у учащихся появляется возможность реализовать свои творческие способности при выполнении конкретных задач (как групповых, так и индивидуальных), обмениваться опытом, совместно искать пути решения проблемы, анализировать собственные и совместные результаты деятельности, получить положительные эмоции от учебного процесса и презентации полученного продукта, что немаловажно в современной образовательной среде.

Использование сетевых проектов относят к технологиям XXI века, способствующих формированию всесторонне развитой личности ребенка [6]. Применение таких проектов в обучении позволяет создать условия для повышения уровня качества образования учащихся и их заинтересованности в учебном процессе.

 

Литература:

 

1.      Буденкова Е. А., Цвелюх И. П. «Обучение в сотрудничестве» средствами веб 2.0 [Текст] / Е. А. Буденкова, И. П. Цвелюх. — Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 117–124.

2.      Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Н. Полякова. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011. — 112 с.

3.      Скоркин О. А. Проектная деятельность как расширение информационной среды // Человек вчера, сегодня, завтра. Междисциплинарные исследования. Отв. ред. М. С. Киселева. — М.: ИФ РАН, 2008, — С. 173–182.

4.      Голубев О. Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев [Текст]: автореф. дис....канд. пед. наук / О. Б. Голубев. — Ярославль, 2010. — 24 с.

5.      Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат. — Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth %20project/metod %20pro.htm

6.      Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle