Библиографическое описание:

Давлетмирзаева Ф. А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 71-74.

Нестандартный урок географии — это импровизированное учебное занятие, имеющее в отличие от классического урока нетрадиционную структуру.

Необычность таких уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их творческой самостоятельности, интеллектуальной активности, обучению работе с различными, порой самыми необычными источниками знаний. Сама организация урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, что способствует выработке у них позитивного отношения к окружающей природе, Применение нетрадиционных организационных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от традиционной структуры урока, что обеспечивает разнообразие и результативность управляемой познавательной деятельности учащихся. Как показывает практика, нетрадиционные уроки географии предполагают соблюдение следующих условий:

-        использование коллективных форм обучения (группы, команды);

-        развитие умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, стремление к творческому поиску;

-        активизацию познавательной деятельности учащихся;

-        овладение учащимися умениями работать в коллективе, команде: слушать, анализировать, предлагать решения, спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить выход из сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

-        становление отношений творческого сотрудничества, ученики воспринимают своего учителя как интересного, грамотного и эрудированного человека, стремящегося внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания [9].

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из следующих этапов: замысла, организации, проведения.

На этапе замысла определяется время проведения урока, тема, цель и тип урока. Необходимо заметить, что нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся применимы ко всем типам уроков, а цель урока и его тип определяет выбор вида нетрадиционного урока. Так урок формирования умений и навыков можно провести как урок-путешествие, урок-конференцию или пресс- конференцию, урок- исследование. Урок обобщающего повторения и закрепления знаний можно провести как тот же урок-путешествие, или урок-соревнование: «Брейн-ринг», «Колесо времени», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда» и др. Этап организации предусматривает: — разработку сценария (плана или плана-конспекта) урока;

-        формирование из учащихся класса групп или команд и распределение среди учащихся групп игровых ролей;

-        разработку групповых заданий и при необходимости заданий каждому участнику группы;

-        подготовка реквизита, отбор средств обучения и дополнительных источников географических знаний;

-        выбор критериев оценки результатов учебной деятельности групп, и каждого ученика класса.

Можно выделить ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:

-        обучающая– развитие памяти, внимания, восприятия информации различного характера;

-        развлекательная– создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;

-        коммуникативная– сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;

-        развивающая– гармоничное развитие личностных качеств;

-        воспитательная– психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;

-        релаксационная– снятие эмоционального напряжения [1,7].

Различают несколько видов нестандартных уроков, которые в разной степени влияют на познавательную активность, качество знаний, навыков и умений учащихся:

Урок — пресс-конференция. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т. к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.

Урок — ролевая игра. Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Ролевая игра — самая точная модель общения, т. к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно — побудительного характера. Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности. Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему [3,5].

Урок с использованием компьютерного тестирования. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т. к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: быстрое получение результатов; объективность в оценке знаний; позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками; дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний; компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию. Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста.

Урок- проект. Технология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у учащихся опыта творческой деятельности, рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию Окружающего мира. Создание различных проектов на уроках географии способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Проекты на краеведческую тематику, охотно реализуются со всеми классами. Сбор находок и экспонатов в краеведческом музее, содействует расширению и укреплению толерантного пространства, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и поисковой работы учащихся, поддержке творческих способностей учащихся, интереса к истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [2,6].

Урок-экскурсия. Учебные экскурсии проводятся как перед изучением темы, так и после ее прохождения. Если экскурсия проводится перед изучением программного материала, то цель ее — создание необходимых представлений для формирования географических понятий на уроках. На экскурсиях, проводимых после изучения темы, проводится в основном закрепление, конкретизация, совершенствование знаний, выработка умений и навыков. Довольно трудно провести экскурсию, на которой учащиеся только повторяли бы и совершенствовали умения или, наоборот, приобретали одни новые знания. Исключения составляют отдельные кратковременные выходы учащихся в природу или достопримечательности для подтверждения и иллюстрации изученных географических предметов и явлений. Поэтому наиболее распространенной формой является смешанная экскурсия [4,9].

Урок — игра. Это активная форма учебного занятия, во время которого возникает игровое состояние — эмоциональное отношение к исторической или настоящей действительности. Через понимание мыслей, чувств и поступков дети как бы примеряют на себя роль взрослых людей моделируя реальность. Знания, полученные на уроке, становятся для них личностно — значимыми, эмоционально окрашенными (Таблица).

Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности: исследовательские; символические; имитационные.

Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра «термин — понятие»

Память, внимание

Частично-поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Исследовательский

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

Составление образа территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение

 

Урок-семинар. Применение такой формы организации урока возможно в старших классах школы. При подготовке к семинару учащиеся используют материалы из различных источников: сайтов, газет, журналов, справочников и других интернет-ресурсов. Работа может быть представлена в форме доклада, презентации, рисунков. Также обязательна устная защита работы, после чего все учащиеся принимают активное участие в оценивании работы, дополняют, высказывают свое мнение по предложенному вопросу, участвуют в оценивании работы, выступая в роли экспертов [2,8].

Урок с использованием интернет-ресурсов. В последнее время постоянно поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и многое другое. Для уроков с использованием интернета характерны самостоятельность учеников в выборе материала, активность, заинтересованность.

 

Литература:

1. Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся / З.М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р.А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.).  — Казань: Бук, 2015. — С. 4-6.

2. Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 22-25.

3. Гакаев Р. А., Чатаева М.Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156-159.

4. Гакаев Р.А., Иразова М.А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. №3(3).С.4-7.

5. Галай И.П. Методика обучения географии, Минск.: Аверсэв, 2006.

6. Даудова Я.А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). Вестник - Геланча. №1 (18)  2013.

7. Иванов, Ю.А.Методика преподавания географии. Брест.:  БрГУ, 2012. 96 с.

8. Кузнецов М.В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. - 230с.

 9. Рашидов М. У., Гакаев Р.А.  К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике.  Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2007. № 3 (9). С. 146-149.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle