Библиографическое описание:

Белогрудова М. В. Классика педагогических технологий в формате инноваций современной школы. Ситуация успеха [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — С. 67-69.

Статья посвящена преемственности и интеграции педагогических технологий, ставших классикой отечественного образования, и инноваций нового современного образовательного стандарта, ориентированных на перспективу школы будущего.

Ключевые слова: современные педагогические технологии, информационно-коммуникативные технологии, урок музыки, искусства, оптимизация учебного процесса, ситуация успеха.

 

Жизнь школы, как и жизнь человека, пронизана духом творческой непредсказуемости. Школа, как и культура, питается талантами. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Радость в учебе, в любом виде труда школьника — от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Всем известно, что ее «горючее» — успех.

Именно учебные достижения школьника окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Творческая лаборатория каждого учителя по-своему индивидуальна и уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения. В работе учителя должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Его задача заключается не в передаче знания, а в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью. От профессиональной компетентности учителя зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Ситуацию успеха используют на своих уроках и занятиях многие педагоги и воспитатели. Смысл данной стратегии в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, осознать и пережить значимость, результат проделанной работы. Для этого необходимы:

-        проявление интереса, непосредственного отношения к музыке;

-        активные усилия в ходе поисковых ситуаций;

-        увлеченность и рост музыкальных способностей;

-        острота слуховой наблюдательности;

-        интерес к импровизации, сочинению, самообразованию;

-        осознанное отношение к качеству музыки и ее исполнителю;

-        интерес к другим видам искусства.

Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия превращается в субъект.

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально — положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня. Все вышеперечисленное предопределило использование информационно — коммуникативные технологий в процессе преподавания музыки. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиваться хороших результатов. Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. При защите проектов обучающиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применять полученные знания при изучении других предметов. Применение ИКТ для них означает:

-        индивидуальное развитие и самовоспитание;

-        средство дополнительной мотивации к деятельности;

-        новый вид наглядности;

-        эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией.

Для учителя использование ИКТ является новыми формами, средствами обучения, воспитания и воздействия на ребенка. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу, инновационную сферу для творчества и самообразования.

Учитель должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного ученика, заинтересовывать его, пробуждать в нем неповторимую личность. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются:

-        оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие;

-        опора на познавательный интерес каждого ребенка;

-        создание позитивной психологической атмосферы;

-        саморазвитие личности;

-        личностная направленность.

Здоровьесберегающие технологии в формате нового образовательного стандарта имеют важный приоритет и актуальную значимость. В рамках современного урока они представлены развернутым спектром: ритмо-терапия, арт-терапия, эстето-терапия музыкального искусства для достижения комфортности душевного состояния обучающихся, снятия эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности. Кстати, невозможно обойтись в вокально-хоровой деятельности без упражнений по системе А. Н. Стрельниковой и В. В. Емельянова.

Условиями успешности обучения на уроках музыки являются: проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, развивает и воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки — развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом тонусе и поиске. Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Основной тезис педагогики музыкального образования: «Урок музыки — урок искусства». Это предполагает доминирование на таких уроках духовно — практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения к миру возможно в условиях воспитания творчеством. Основной идеей данного метода обучения является организация своеобразных музыкальных лабораторий в средних школах, ядром которых выступает вовлечение учащихся в творческие коллективы, вокальные и инструментальные ансамбли. Их организация в современной школе часто представляет значительные трудности. Они связаны с позицией родителей учащихся, рассматривающих школьное образование с точки зрения пользы для будущей судьбы своих детей, с низким уровнем общей культуры и музыкальных пристрастий учащихся. Всё это ориентирует педагога-музыканта на поиск и выбор новых методов работы по организации музыкального творчества школьников.

Методы эмоциональной драматургии (автор — Д. Б. Кабалевский), создания композиций и художественного контекста (автор — Л. В. Горюнова). Перечисленные методы обучения школьников музыке обладают общим свойством — все они предназначены для охвата различных видов музыкальной деятельности в создаваемых учителем целесообразных педагогических условиях, наиболее эффективных для вовлечения детей в процесс творчества. Суть метода эмоциональной драматургии состоит в том, что педагог выстраивает модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению, где содержание вкладывается в определённую форму, обозначаются кульминационные моменты и способы их создания. Так может быть построен урок, музыкальный фестиваль, концерт, конкурс. Существование данной модели допускает множество вариантов решения, которые зависят от музыкально — педагогической фантазии учителя, уровня музыкального и общего развития учащихся, их художественных пристрастий.

Метод создания композиций предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения. Рассматриваемый метод позволяет включить в процесс творчества школьников с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам. Кроме прочего, метод требует от учителя особых умений, связанных с аранжировкой, переложением музыкального произведения для хорового или инструментального детского коллектива.

Метод создания художественного контекста органично дополняет рассмотренные методы работы по организации музыкально творческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Данный метод предполагает своеобразный «выход» за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям. В целом, его цель — обеспечить необходимую связь музыки с жизнью.

Обобщая, можно сделать следующие выводы. Специфика методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в современной школе, обусловлена потребностью организации музыкальной творческой деятельности обучающихся. Обращение к музыке, как средству воспитания подрастающего человека, основывается на понимании сущности этого вида искусства. Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. Такая творческая деятельность даёт эффективные результаты в том случае, если действительно интересна и ценна для каждого, если существующая общая художественная цель значима для всех.

 

Литература:

 

1.      Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. — 2001. — № 3

2.      Гузеев В. В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

3.      Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств — М.: НИИ школьных технологий, 2003.

4.      Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989г.

5.      Абдуллин Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е. Д. Критская, Л. В. Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000 г.

6.      Сергеев И. С., Блинов В. И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности — Москва. Издательство «Аркти», 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle