Библиографическое описание:

Миняева О. А. Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 220-222.


Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью понимают интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, или способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями, т.е. в соответствии с задачами и стандартами их выполнения, принятыми в отрасли.

Настоящее время характеризуется открытостью образования, возрастанием значения интеркультурных коммуникаций. Обществу необходимы специалисты, аккумулирующие новые качества теории и практики, принципы научного мышления. От качества выпускаемых вузами специалистов зависят темпы и эффективность многих преобразований, рост культуры. В связи с этим необходима разработка и четкая формулировка позиций, отражающих механизм формирования и этапы формирования компетенций будущего специалиста.

Будущему специалисту необходимо уметь осуществлять поиск и переработку информации, уметь ее применять на практике, быть направленным на самосовершенствование, самообразование, самовоспитание. На этом пути основополагающими являются готовность студента к самообразовательной деятельности, наличие умений учиться, внутренняя мотивация учения. Следовательно, ориентация на повышение конкурентоспособности выпускников должна подготовить студентов к эффективному осуществлению ими самообразования. В связи с этим встает вопрос решения проблемы развития профессиональной компетентности и профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов в процессе формирования готовности к самообразовательной деятельности студентов.

Компетенция специалиста в плане деятельности опирается на личные качества специалиста, такие как решительность, исполнительность, инициативность, умение мотивировать и способность к мотивации, способность выдерживать нагрузки, находчивость, последовательность, воля, умение доводить дело до конца. Профессионально-методическая компетенция базируется на профессиональных знаниях специалиста, на его аналитических способностях, на умении разрабатывать концепции и планировать свою деятельность, на осознании последствий своей деятельности. [1].

В ЧелГМА реализуется системный подход в формировании и развитии компетенций у будущих специалистов в области фармации. Провизор – это специалист в области фармации – научно-практической отрасли, занимающейся вопросами изыскания, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Обществу требуется специалист, который хорошо ориентируется во всех вопросах фармации, но особенно в практических вопросах, касающихся изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств. Формирование этих навыков невозможно без соответствующей грамотности специалиста в области химических дисциплин.

Результатом учебной деятельности должно быть развитие студента. Методическая модель организации и реализации химического эксперимента предполагает определенную деятельность преподавателя и студента в рамках субъект-субъектных отношений и включает три основных этапа: деятельностно-теоретический, деятельностно-практический и результативный. Таким образом, практическая направленность образования служит основой формирования профессиональных умений будущего провизора.

Подготовка квалифицированного специалиста во многом зависит от четкого функционирования научно-педагогической системы вуза, т.е. от содержания обучения, методов обучения и организационных форм обучения, которые постоянно совершенствуются. Деятельность учения, как процесс усвоения определенного материала, имеет мыслительную и практическую формы, и состоит из этапов восприятия информации, понимания, обработки и закрепления материала и контроля и коррекции. Проследить, какие этапы мыслительной деятельности обучаемого преобладают на определенных организационных формах обучения, позволяет схема, предложенная М.С. Дианкиной [2].

Обучение студентов на фармацевтическом факультете предполагает, что специалист в области фармации в процессе формирования своих профессиональных компетенций не должен останавливаться на исполнительском уровне. Уровень планирования, который следует за исполнительским, предполагает взаимосвязь профессиональной деятельности и новых требований, которые к специалисту начинает проявлять сама жизнь. На уровне проектирования происходит переход к целостной системе знаний умений и навыков, складывается системное представление о профессиональной деятельности.


Схема.

Взаимосвязь организационных форм обучения

с этапами процесса учебной деятельности (по М.С. Дианкиной)

Требования к профессиональной деятельности и опыт работы по подготовке специалистов, отвечающих определенным требованиям, позволили сформулировать позиции, составляющие на наш взгляд сущность механизмов формирования и реализации профессиональных компетенций. Механизм формирования компетенций в обязательном порядке должен включать следующие составляющие:

1) наличие внутренней мотивации у студента; готовность к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

2) наличие мотивации у профессорско-преподавательского состава к постоянному самосовершенствованию и самореализации в рамках преподаваемых дисциплин и в научном плане;

3) соответствие уровня преподаваемых дисциплин требованиям образовательных стандартов III поколения.

Реализация компетенций студента - будущего специалиста - происходит на следующих этапах:

1) работа на лабораторно-практических занятиях;

2) научная работа (участие в СНО);

3) прохождение учебной, производственной и преддипломной практик;

4) выполнение квалификационной (дипломной) работы.

Лабораторно-практические занятия и практика как организационные формы обучения позволяют сформировать у студентов систему профессиональных компетенций в области фармации, такую, что будущие специалисты оказываются выведенными на уровень проектирования. Главной целью практических занятий является обработка и закрепление новых знаний, перевод теоретических знаний в практические умения и навыки. Кроме того, задачей практических занятий является коррекция и контроль ранее усвоенных знаний. По итогам практических занятий оценивается успешность усвоения определенного объема знаний и успешность приобретения определенного перечня умений и навыков, т.е. практические занятия позволяют как сформировать, так и реализовать сформированные компетенции. Для специалиста-провизора практические занятия являются ведущей организационной формой обучения. В рамках изучаемых химических дисциплин химический эксперимент занимает ведущее место на практических занятиях. Обучаемые должны понимать, для чего необходимо сделать опыт, и как организовать эксперимент, чтобы решить поставленную перед ними задачу. Выполнение самого химического опыта требует владения определенными практическими приемами, умениями и навыками. После окончания опыта студенты должны самостоятельно сделать выводы, используя соответствующую теоретическую концепцию, и оформить отчет о проделанной работе. Процедура оформления отчета несет огромную смысловую нагрузку, поскольку в процессе оформления обучаемые учатся лаконичному и точному изложению мыслей, формулированию аргументированных выводов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных дисциплин для каждой ступени обучения, играя интегративную роль в процессе взаимодействия образования, науки и практики [3].

Профессиональная компетентность специалиста оценивается уровнем сформированности профессиональных умений и навыков. Показателем сформированности является выполнение квалификационной (дипломной) работы по специальности «Фармация». Дипломная работа должна выявить уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение исследовательскими умениями.

В ходе выполнения квалификационной работы проявляются основные компоненты профессиональной компетентности выпускника: социально-правовые - владение приемами профессионального общения и поведения; персональные - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализации себя в профессиональном труде; специальные - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. При выполнении дипломной работы будущие специалисты решают достаточно сложные задачи, выдвигают проблемы, и находят принципиально новые нестандартные, нетривиальные, творческие решения.

Осуществляемое на компетентностной основе профессиональное образование обеспечивает целостное развитие личности. Образовательные компетенции играют многофункциональную межпредметную роль, проявляющуюся не только в учебном заведении, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Реализуемый принцип профессионального образования ставит своей целью создание условий, в которых поставленные цели станут для студента личностно значимыми и будут включены в его собственную систему ценностей.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании при подготовке специалистов в области фармации в ЧелГМА позволяет получить специалиста с широкой базой знаний, владеющего не только конкретными предметными, но и универсальными умениями и навыками, позволяющими действовать профессионально в жизненных ситуациях.


Литература:

1. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов// Высшее образование сегодня. – 2004. - №3. – с.21-26.

2. Дианкина, М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект) / М.С. Дианкина. - М.: Изд-во Росс. госуд. мед. ун-та, 2000. – 276 с.

3. Миняева О.А., Зайцева Е.В. Системный подход в формировании специалиста в области фармации // Проблемы современного образования: материалы межд. науч.-практ. конф. 5-6 сентября 2010г. – Пенза – Ереван – Прага; ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – с.378.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle