Библиографическое описание:

Ибрагимова Г. Х., Зойиров К. А., Боймирзаева О. Ш., Худойназарова У. Ш. Развитие художественно-эстетической подготовки студентов в системе высшего профессионального образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 117-119.



 

Проблема развитие художественно-эстетической подготовки является одной из актуальнейших проблем профессионально-педагогической подготовки студентов в высшей педагогической школе.

В Национальной программе по подготовке кадров (НППК) Узбекистана предусмотрено решение широкого комплекса проблем, от которых зависит повышение качества подготовки специалистов. Среди них- внедрение в систему образования Республики Узбекистан — гуманитаризация образования предполагает формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления [1,4.] Художественно-эстетическая культура определяет тип и уровень участия индивидуума или определенной группы людей в системе эстетических ценностей и художественных благ, принятых и функционирующих в коллективе. Это предполагает приобретение соответствующих умений, формирование соответствующих установок и определенного опыта.

Художественно-эстетическая культура тесно связана с общей культурой человека, его потребностями, развитием, личностью, признаваемыми им ценностями, определенной иерархией ценностей, где личностные и общественные ценности занимают высокую позицию. Чтобы гармонично включиться в современный мир, недостаточно хорошо выполнять обязанности своей профессии, особенно если она касается какой-либо узкой специальности. Эстетическая культура играет интегрирующую, гармонизирующую, побуждающую роль в жизнедеятельности каждого человека, чтобы отношения к действительности были более сознательными и глубокими, чтобы по-новому увидеть мир, укрепить мировоззрение и пересмотреть свои убеждения.

Как переживания художественно-эстетическую культуру можно рассматривать с точки зрения того, кто ей обладает или того, кто ее в себе формирует, приобретает. Эти переживания направлены на мир предметов, произведения искусства и эстетические ценности. Вместе с этим переживания свидетельствуют об определенной степени обладания этой культурой и связаны с самообразованием, рефлексией, художественным опытом. Если человек определенным образом воспринимает красоту искусства и природы, выделяет их из своего окружения, умеет их классифицировать и эмоционально на них реагирует, то можно сказать, что он обладает эстетической культурой. Эстетическая культура доступна каждому человеку. Несомненно, каждый человек может в определенной степени постичь разные виды и уровни эстетической культуры, что является одной из задач, которую человек ставит перед собой.

Развитие художественно-эстетических умений — важная цель специальной подготовки. Механизм овладения художественно-эстетической культурой основывается на органическом единстве профессионально-педагогической деятельности и чувственно-эмоциональной сферы личности. Их единство выступает как условие успешности формирования профессионально-педагогической готовности к художественно-эстетической работе с учащимися. Такое образование реализуется во взаимодействии процесса постижения основ знаний культурологического направления и воспитания разума, чувств, способностей образного и логического мышления. Для этого необходимо их развивать, корректировать, приводить в соответствие с новыми условиями реальной жизни. Усвоение знаний осуществляется посредством восхождения от элементарных уровней до творческого мышления. Процесс переключения их в творческое мышление обусловливается диалектикой этого процесса: с одной стороны, движение от известного к неизвестному, новому знанию; с другой — усвоение и закрепление ранее выработанных знаний, констатация и репродуцирование их, что требует стабилизации положения, поиска и расширения сведений.

В художественно-эстетическую культуру входит ряд различных факторов, одни из которых относятся к способности человека, другие — к его умению и знаниям, а третьи выделяются только при более широком контексте культуры. Основными из них являются следующие:

1)                 эстетическая восприимчивость, которая подразделяется на сенсорную, восприимчивость к художественным структурам и восприимчивость к художественным и эстетическим ценностям: опыт, т. е. непосредственный контакт с произведениями искусства, косвенный контакт через репродукции и т. п., собственное самодеятельное художественное творчество;

2)                 знания в области истории отдельных видов искусств, в области теории отдельных видов искусств, в области эстетики и других наук, которые занимаются искусством;

3)                 умение распространять опыт, связанный с искусством, на всю жизнь; интернализация искусства и систематическое развитие эстетической личности; управление общеличностными переменами;

4)                 эстетическая изобретательность, которая состоит в не подражательной активности, умении пользоваться художественным опытом.

В художественно-эстетическом процессе школы педагог одновременно участвует как носитель, проводник профессионально значимых качеств и как объект воздействия на него социальных условий, как субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя. Социокультурные условия могут ускорять или замедлять профессиональное развитие личности педагога в зависимости от следующих факторов:

–                    бюджета свободного времени;

–                    стиля деятельности педагогических коллективов;

–                    состояния учебно-материальной базы и ее ресурсного обеспечения;

–                    наличия возможностей творческой работы и самообразования;

–                    организационно-психологической гибкости учительского персонала.

Предпосылкой профессионального развития личности учителя выступает ее направленность, выраженная в профессиональных установках и ценностных ориентациях. Сформированная положительная установка на профессию педагога, ориентация на художественно-эстетические ценности во многом определяют развитие личности. Процесс профессионального развития актуализируется на любом этапе обучения в условиях создания образовательных ситуаций исполнения профессиональной роли и усиления мотивации самосовершенствования. Пути развития личности учителя как подготовленного специалиста к осмысленному восприятию художественного искусства не отделимы от дидактических основ постижения теоретико-методологического обоснования личностных характеристик. Их анализ показывает, что научно-теоретические и социально-культурные расстояния внутри дидактической мысли достаточно значительны.

Научный анализ современного состояния профессионально-педагогической подготовки свидетельствует о важности изучения духовного наследия общества, выработки творческих знаний, умений, сформированной доминанты интеллектуальных и эмоциональных связей художественно-образовательного процесса. При этом точные науки формируют познавательные способности, развивают логическое мышление учителя, искусство же — чувства и нравственные качества личности. Точные науки и искусство не противоположны, а дополняют друг друга в системе воспитания целостной личности, выражающие необходимые и взаимосвязанные стороны рационального и эмоционального. В эстетическом и художественном познании они слиты воедино, несут в себе смысл эстетического и эффект художественного обучения.

Диапазон затрагиваемых проблем научно-педагогического пространства оказывается достаточно широк, что является отличительной чертой начала культурного возрождения страны, выраженного стремлением охватить и увидеть то, что волнует людей в современной педагогической ситуации. Сегодня становится значимой внедрение в учебно-воспитательный процесс художественно-эстетической культуры, призывающей к созданию специальных курсов, отражающих точку зрения уважения к разнообразию культур и возможности будущего учителя овладения ими. Растущая взаимозависимость деятельности учителя школы, его культурный уровень утверждают необходимость усвоения знаний и развития специальных способностей в контексте осмысления политических, экономических и культурных явлений. С этих позиций художественно-эстетическое образование должно рассматриваться как достаточно важное, а не простое дополнение к профессионально-педагогической программе педвуза. Предоставление будущему учителю соответствующих культуроведческих знаний, сформированность эстетических взглядов, художественных вкусов, творческого потенциала необходимо в осуществлении эффективной деятельности с детьми в новых условиях.

Усвоение знаний направлено на формирование художественно-эстетической культуры:

–                    оценочных отношений к явлениям действительности и художественным произведениям;

–                    эстетических чувств и вкусов;

–                    художественных ориентаций;

–                    мировоззрения и художественно-творческого потенциала личности.

Изучение путей и условий художественно-эстетического развития убеждает нас в том, что деятельность учителя школы соединяет в себе работу педагога-просветителя и воспитателя-профессионала. Такую подготовку следует рассматривать с позиций обучения воспитателя-профессионала и формирования духовного мира будущего педагога, конечной целью которого выступает органический сплав профессионально подготовленного учителя-предметника и специалиста художественно-эстетического воспитания. Поиски путей и средств развития студентов, вооружение знаниями художественного искусства, эстетики труда, поведения, этики отношении, культуры мыслительных операций, искусства слова, интонаций, желаний и стремлений — задачи, требующие серьезного незамедлительного решения. Совершенствование образовательного процесса педвуза находит отражение в использовании комплексной формы практических занятий как центра формирования художественно-эстетической культуры в единстве учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности, организации практической работы будущего учителя с начала обучения в вузе. Для практических занятий характерны условия активного общения студентов с искусством, развития культуры видения и слышания с художественной литературой, поэзией, музыкой, изобразительным искусством. Занятия разными видами искусств проводятся одновременно, комплексно. На всех этапах обучения весьма эффективны «пути синхронизации» (соответствия особенностям искусств в единстве темы) в воздействии на студентов различных видов искусств:

–                    периодическое объединение занятий с различными видами искусства одной темы;

–                    одновременное изучение средств изобразительности и выразительности в связи с содержанием произведения, достижение перевода воздействия музыки из области безотчетного увлечения искусством в плоскость осознанного интереса к нему.

Успешность формирования личностных качеств в аспекте художественно-эстетической деятельности обеспечивается направленностью реализации программы «Художественно-эстетическая культура» учителя, а также включением в содержание обучения студентов школьных программ «Изобразительное искусство». Эффективность художественного воспитания идет на уровне понимания искусств как средств развития чувственно-эмоциональной сферы, логического мышления наряду с методическими приемами, способами дидактического принципа «сочетания различных видов деятельности», синтеза ассоциативных впечатлений как катализатора восприятия художественных образов. Вышеперечисленные особенности педагогической технологии соотносятся с инновационной деятельностью, проявляющейся в образовательном процессе, и мыслятся непременной основой исследуемой культуры. Модель выражена неодинаково значимо: культурологический, аксиологический и антропологический подходы характеризуются с исследовательской стороны и в большей степени отражают социокультурные условия; личностно-деятельностный, диалогический, дифференцированный, предметно-познавательный и художественно-аналитический подходы имеют большую ценность в определении дидактических условий педагогического процесса, его организации и управлении.

Дифференцированный подход проявляется и используется преподавателем на лабораторных занятиях в управлении деятельностью каждого студента, посредством организации решения педагогических задач, адекватных индивидуальным возможностям и способностям личности (по трудности, специфике, наличию опыта и т. д.). Студенты, получившие начальное художественное образование, в зависимости от способностей и предпочтений участвуют в роли музыкального иллюстратора, интерпретируют, анализируют, обсуждают воспринимаемые художественные сочинения; без специального образования — выступают с докладами, рефератами по теме занятия. Восприятие как фаза технологического процесса личностного освоения программного материала всегда индивидуально. Поэтому условие формирования профессиональных основ культуры должно строиться с учетом индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений, объединенных направленностью на будущую педагогическую деятельность. Реализация личностно-деятельностного и дифференцированного подходов в технологии является необходимым условием учета индивидуальных различий студентов, которые обусловлены социокультурными факторами (внешними) и психофизиологическими особенностями каждого.

 

Литература:

 

  1.                Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент: ШАРК,1997.
  2.                Бычков В. В. Эстетика. — М., 2003.
  3.                Щигельска.С. Пространство эстетической культуры студентов.
  4.                Суслова Т. Д. Художественно — эстетическая подготовка учителя школы в системе непрерывногопедагогического образования / Научно-методический журнал. Педагогическое образование и наука. 2005. № 5. С. 45–48.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle