Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 15.02.2017

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Закиров, У. А. Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство / У. А. Закиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39479/ (дата обращения: 19.03.2024).



В этой статье изложены и раскрыты законы композиции в изобразительной силе искусства. В чём заключается смысл и истинная сущность произведения искусства? Какова его роль, конечная цель и смысл в жизни человека? Какова должна быть его смысловая и психологическая отражательная сущность в целом, как в теоретическом и так и практическом плане философии искусства? Сила и смысл произведения (пейзаж, портрет, натюрморт, и т. д.) искусства.

Ключевые слова: композиция, эстетика, искусство,сознание, психолого-этическая форма поведения, явление, жанры искусства как: пейзаж, натюрморт, портрет

Одним из основных вопросов, стоящих перед системой образования в области художественно-изобразительного направления, является проблема обеспечения, сохранения и продолжения традиций, сложившихся исторически в данном направлении.

Как ни странно, фундаментальная основа знаний, навыков, техники, композиционные выражения и средства выполнения тех или иных задач, приемов и методов при задумке будущего произведения лежит в истории композиции.

Композиция художественного произведения создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива. Она связывает воедино все эти средства и является самым содержательным компонентом художественной формы. «Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений».

Эмпирический опыт художников со всего мира накопил чрезвычайно много весьма интересных и практически ценных наблюдений, относящихся к явлениям природы и в целом жизни человека. При том прикладные аспекты и закономерность художественно-творческой деятельности личности зачастую оказывается в сфере гуманизма, становясь предметом его особой заботы.

Об этом в свое время указывал Ю. Пименов. «Историю искусства можно было бы написать, как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею чувства художников»

Удивительно, но сегодня миллионы людей постоянно испытывают воздействие искусства и в проявлении современных технологий (компьютерная графика, искусство Photoshop, графические редакторы, и Интернет возможности и т. д), в конечном итоге люди разной национальности приобщаются к творческой деятельности.

Как отмечали многие мыслители и как развернуто показал Г. Гегель: «разум безжизнен без чувства и бессилен без воли», Понятия Истины и Добра неполны без Красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я убежден, — писал Гегель, — что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте». Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.

Для эстетического восприятия характерно переживание того, что воспринимается, заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в картине, выраженного обычно и нравственные суждения,- что хорошо и что плохо. Художник помогает выработке такого суждения благодаря выразительности образа, подчеркиванию в нем положительного и отрицательного. Он пользуется для этого средствами выразительности искусства к композиции.

Сегодня как никогда важно взаимное уважение народов мира по отношению друг другу, к их истокам традиций, этно-культурным особенностям, разносторонним ценностям и других элементов эстетического вкуса.

В процессе изучения национального искусства, естественно затрагиваются и вопросы его взаимосвязи с искусством. Это определило выбор материала о творческих личностях и имен художников, которые в истории искусства своими произведениями оставили бесценный вклад.

Чтобы не создавать иллюзию того, что эта линия была единственной, хотя она играла на определенном этапе главенствующую роль в истории искусств народов мира. В истории искусства наряду реализмом какой-то степени и сегодня развивается разного рода течения других направлений (модернизм: абстракция, кубизм, сюрреализм и т. п.).

Творчество художников иного типа мышления, определяется совокупностью облика национальной школы, ее динамикой, перспективностью ее развития.

Размышляя о смысле истории и в том числе истории искусства, К. Ясперс писал: “Мы стремимся понять историю как некое цельное, чтобы тем самым понять и себя, История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но и в котором корни нашей жизни. История основа, однажды заложенная связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад сферу в которой пробуждается наше понимание природы человека”.

Не зря основными законами композиции называют, такие законы как: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчинённости всех средств композиции по идейному замыслу. При нахождении конструктивной идеи следует в начале сочетать основные массы, в силуэты которые войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. Порой кажется иногда так и в жизни всё происходящее в хронике в какой-то степени реализуется поочередно. Оно никак не отделимо от других событий, которые существуют или проходят параллельно в других местах земного шара (всё в этой загадочной жизни взаимосвязано).

«В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни одну деталь без ущерба для целого. Все части находится во взаимной связи и соподчинении, как такого требует логика развития сюжета, идейного содержания».

Концепция программы искусства, композиция и культура, это разделы учебных дисциплин которые богаты по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, воспитывают художественный вкус, способствуют понятию, различаю, оценке прекрасного не только в искусстве, но и в реалиях самой жизни. В этом огромная сила настоящего искусства. Какое бы значительное произведение искусства мы не взяли, мы найдём в нем глубокое содержание воздействующее на зрителя благодаря мастерскому выражению его в художественных образах.

Конкретные явления жизни находят обобщенное выражение в произведениях искусства. Всматриваясь в картину или другого вида произведения искусств, мы начинаем понимать глубокий смысл, заложенный в ее содержании, заражаться мыслями и чувствами художника.

Сила искусства настолько велика, что может вызвать к жизни и неясные, дремлющие в сознании человека и мысли. Поэтому мы и говорим, что искусство может поднимать и воспитывать если им по-прежнему умело управлять.

Совокупность форм повседневная поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. «Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договорённости и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль».

В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила, обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культуры быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы(быта, нравственность), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления(умения одеваться, украсить жилище и т. д.); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений(грация).

Художники всех прошедших эпох и всех народов создавая портреты, раскрывали характер и внутренний мир их современников. И в то же время художники (всего мира) со свойственной каждому манерой писание и технике выполнение стремились передавать на холсте, бумаге или какой ни будь другой материальной принадлежности, и на его пространства многообразие природы, свою любовь по отношению к ней к ней.

Пейзажист рассказывает о знакомых нам к много раз виденных лесах, речках, полях но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы.

Просторы в панорамном открытом пейзаже, развернутом по горизонтали, будет казаться неизмеримо большим, чем при наличии боковых преград в виде зданий, деревьев или других предметов. Конечно, но же и здесь также действуют (композиционные и перспективные) законы зрительного восприятия.

Подчеркивая необходимость учета специфики каждого уровня организации сущего, мы должны вместе с тем иметь в виду во-первых, некоторые обще закономерности, свойственные различных уровней. Без учета этого мы можем вырвать ту или иную форму организации сущего из общей связи и взаимодействия и впасть в ошибки.

«Пейзаж занимает теперь еще более значительное место в композиции и начинает служить не только фоном для фигур, но важной стороной всего сюжетного замысла». Вот таких величайшие оценки давали не менее великие учёные в области искусств.

По сравнению с тематической картиной или пейзажем в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновке предметов, которые может в случае необходимости поменять местами, передвинуть изъят, наконец изменить уровень зрения на постановку. Подобная перестановка не исключается и в процессе не посредственного изображения натюрморта.

Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжете легенд, былин, сказок относятся к мифологическому жанру, но и стихотворения которое рассказывает о коком ни будь персонале тоже относится смотря образу и событий на определённому жару искусства, и поэтому иногда как художник меня часто интересует стихи и его содержания по сущности. Какому художнику не хотелось бы писать картины прочитав стихи Александра Сергеевича Пушкина:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнутые негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

После таких замечательных и трогательных стихотворений, мне воспоминается цитаты Н. М. Сокольниковой: «Композиция в изобразительном искусстве связанно с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции- создание в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению».

Вот так и мы разобрались с основами взаимосвязанного эстетико и философско-искусствоведческими категориями, как: культура, композиция, творчество и личность и т. д.

По сути весь наш истинный смысл и содержание который таит в себе произведение искусства, и его отображающие конкретные цели и задачи, мысль которая в нём закладывается изначально, личность(художник) трудясь создавая произведение искусства немало колеблясь, но при этом и не оставляя заметные следы переживания своего, нам показывает законченную картину, портрет, натюрморт или произведение другого жанра искусства. «Искусство должно служить народу», — когда-то говорил вождь Страны Советов, но не смотря ни на что, и в этом кроется истина и смысл служения искусства.

– Судя и смотря на произведение искусства, мы должны понять не внешнюю сторону образа, а внутреннюю силу существующего образов и т. д.

– Сила искусства настолько велика, но пока человечество полностью не осознало его могущество!

– В любом из видов искусства главным является композиция, и в ее основе сила искусства и ее влияние на людей.

– Культура и эстетика, искусство и ежедневный человеческий быт — неотделимая часть жизни каждого человека (эти выводы сделаны основываясь на силе и значимости искусства в жизни каждого человека).

– Культура и эстетика без знаний о теории и истории искусства неполноценны.

– В системе образования надо усилить роль и значимость искусства, как в былые времена (во времена Советского Союза)

Литература:

  1. Никифоров Б. М. Путь к картине. М., 1971.
  2. Пименов Ю. Необыкновенность обыкновенного.М.,1964.
  3. Гегель Г. В. Ф. работы разных лет:в2т.М.,1970
  4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.
  5. Шорохов Е. В. Основы композиции. М.,1979.
  6. Кона И. С. Словарь по этике. М.,1975.
  7. История искусств зарубежных стран / Под общей ред. М. В. Доброклонского. М.,1961.
  8. Пушкин А. С. Избранные произведения. М.,1964.
  9. Сокольникова Н. М Основы композиции. К.,1996.
Основные термины (генерируются автоматически): произведение искусства, история искусства, искусство, композиция, жанр искусства, жизнь человека, идейное содержание, изобразительное искусство, Сила искусства, художественная форма.


Ключевые слова

искусство, композиция, эстетика, сознание, портрет, натюрморт, психолого-этическая форма поведения, явление, жанры искусства как: пейзаж

Похожие статьи

О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая...

«Искусство наполняет жизнь значением и смыслом…

Нельзя назвать ни одного произведения искусства или художественного направления

Изобразительное искусство Узбекистана: традиции, инновации и их роль в развитии творческих способностей учащихся.

Авангард в изобразительном искусстве | Статья в журнале...

Авангард в изобразительном искусстве. Автор: Журиха Анастасия Михайловна.

Гомбрих Э. История искусства: Учебное пособие. /

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, авангардизм, авангардное искусство, художественная система...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

А искусство художественного слова является неразделимой частью этого процесса.

В процессе работы над текстом необходимо обратить большое внимание на идейное содержание произведения, логическую последовательность развития событий, на смысловую нагрузку...

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

век, время, изобразительное искусство, искусство, искусство Узбекистана, монументальная живопись, произведение, Узбекистан.

Музыкально-звуковые характеристики произведения искусства...

Взгляд на один вид искусства сквозь призму другого, расширяет границы духовного зрения, чувствования, понимания не только художественных произведений, но и других сфер жизни человека.

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом...

Произведения искусства становится идейно-эстетическим осмыслением. Содержание — это замысел, правда жизни, а она такова, что человек — главная тема жизни вообще, и искусства в частности. Человек — центр композиции.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

- Различать виды и жанры изобразительного искусства.

Дети, рассматривая произведения искусства — графику, скульптуру малых форм, узнают знакомые образы

- выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда, поза, движение, материалы).

Художественный образ в хореографическом искусстве

Запись в Художественной энциклопедии гласит: художественный образ в изобразительном искусствеформа воспроизведения, осмысления и

Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов.

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством

Изобразительное искусство является художественным отражением действительности в зрительно воспринимаемых образах.

Он должен понимать язык изобразительного искусства, хорошо разбираться в законах композиции и отлично знать историю искусства.

Похожие статьи

О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая...

«Искусство наполняет жизнь значением и смыслом…

Нельзя назвать ни одного произведения искусства или художественного направления

Изобразительное искусство Узбекистана: традиции, инновации и их роль в развитии творческих способностей учащихся.

Авангард в изобразительном искусстве | Статья в журнале...

Авангард в изобразительном искусстве. Автор: Журиха Анастасия Михайловна.

Гомбрих Э. История искусства: Учебное пособие. /

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, авангардизм, авангардное искусство, художественная система...

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

А искусство художественного слова является неразделимой частью этого процесса.

В процессе работы над текстом необходимо обратить большое внимание на идейное содержание произведения, логическую последовательность развития событий, на смысловую нагрузку...

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

век, время, изобразительное искусство, искусство, искусство Узбекистана, монументальная живопись, произведение, Узбекистан.

Музыкально-звуковые характеристики произведения искусства...

Взгляд на один вид искусства сквозь призму другого, расширяет границы духовного зрения, чувствования, понимания не только художественных произведений, но и других сфер жизни человека.

Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом...

Произведения искусства становится идейно-эстетическим осмыслением. Содержание — это замысел, правда жизни, а она такова, что человек — главная тема жизни вообще, и искусства в частности. Человек — центр композиции.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

- Различать виды и жанры изобразительного искусства.

Дети, рассматривая произведения искусства — графику, скульптуру малых форм, узнают знакомые образы

- выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда, поза, движение, материалы).

Художественный образ в хореографическом искусстве

Запись в Художественной энциклопедии гласит: художественный образ в изобразительном искусствеформа воспроизведения, осмысления и

Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов.

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством

Изобразительное искусство является художественным отражением действительности в зрительно воспринимаемых образах.

Он должен понимать язык изобразительного искусства, хорошо разбираться в законах композиции и отлично знать историю искусства.

Задать вопрос