Библиографическое описание:

Палжанова М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 60-65.



Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время система школьного образования в стране переживает переломный момент, обусловленный глубокими содержательными и структурными изменениями в нашем обществе, а также в мировом пространстве. Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Это — междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей. Эти изменения нашли отражение в программных документах по развитию и модернизации казахстанского образования. Согласно целям Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы нужно обеспечить равный доступ к качественному среднему образованию, формированию интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина.

В новых условиях процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Согласноконцептуальному видению,сформулированному Международной комиссией по образованию,качество образования можно трактовать исходя из следующих положений:

1) учиться познавать что-либо означает, что обучающийся ежедневно формирует свои собственные знания, сочетая свои внутренние убеждения с информацией, поступающей извне;

2) всегда необходимо учиться делать акцент на практическом применении того, что узнал;

3) учиться жить вместе и в согласии основывается на особо важных социальных навыках в обществе, свободной от дискриминации, где все имеют равные возможности для развития самого себя, своей семьи и общества;

4) в процессе обучения необходимо делать акцент на навыки индивида, необходимые для его максимальной самореализации в жизни.

Качество образования именно в таком понимании рассматривают такие всемирно признанные средства мониторинга познавательного развития обучающихся, как международные сравнительные исследования PIRLS, TIMSS и PISA. Международный тест PISA не измеряет академические знания обучающихся — содержание школьных курсов, которые освоил 15-летний школьник. Уникальность инструментария международного экзамена в том, что он определяет те умения обучающихся, которые будут способствовать успешности выпускника школы к полной реализации себя как личности во взрослой жизни. Исследование PISA определяет уровень умений и навыков обучающихся применять академические знания в различных жизненных ситуациях (жизненные навыки).Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления — читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность. Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. При этом основными параметрами оценки читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения. В PISA тестовые вопросы по уровню читательских умений варьируются от самых простых, требующих поверхностного и буквального понимания, до самых сложных. Для качественной интерпретации результатов выполнения тестовых вопросов международная шкала PISA-2012 была разделена на семь уровней, используемых при оценивании читательской грамотности школьников. Каждый уровень содержит целый спектр читательских умений, включающих три категории — доступ и извлечение, интеграция и интерпретация, размышление и оценка. Все эти учебные задания присутствуют во всех учебниках, во-первых, и, во-вторых, при измерении читательской грамотности используются все виды текстов:

– «сплошные тексты», как правило, это художественные тексты;

– «несплошные тексты», которые содержат информационные единицы (таблицы, графики, диаграммы);

– «смешанные тексты», которые содержат вербальные и невербальные элементы;

– «составные тексты», они соединяют несколько текстов различных не только по содержанию, но и по формату.

Безусловно, во всех учебниках, используемых в казахстанских школах, независимо от изучаемого предмета имеются все эти виды учебных текстов. Однако уровень читательской грамотности казахстанских школьников значимо отстает от показателя среднего балла и находится в нижней трети списка стран-участниц PISA-2012.

Поэтому с учетом поставленных целей и задач изменились роль и место учителя в образовательном процессе. Сегодня учитель исполняет не только контролирующую функцию в приобретении знаний, умений и навыков, но и становится организатором, менеджером образовательного (познавательного) процесса в классе. Он формирует такую образовательную среду, в которой организованы цикл мероприятий и командная работа учащихся, определяются информационные источники и обеспечивается их доступность, создается атмосфера сотрудничества в коллективе учащихся. Особое значение в условиях реализации компетентностного подхода приобретает система оценивания достижений учащегося. Контроль со стороны учителя не утратил своего значения, однако для увеличения эффективности и усиления мотивации учащегося чрезвычайно важно увеличить количество инстанций оценивания. Особенно важны оказываются:

  1. внешнее оценивание, для чего необходимо увеличить частоту и активность участия учащихся в олимпиадном и конкурсном движении, а также регулярное проведение срезовых тестирований к составлению и проверке которых привлекаются учителя-предметники, не работающие в данном классе;
  2. взаимооценивание, для которого учащиеся должны иметь четко определенные критерии оценивания и которое позволяет развить критическое мышление;
  3. самооценивание, благодаря использованию которого ученик не только получает адекватное представление о своих достижениях, но и может спланировать дальнейшую учебную деятельность;
  4. портфолио, позволяющее увидеть динамику учебных и внеучебных достижений ученика за определенный период времени.

Как учитель русского языка и литературы большое внимание уделяю тому, чтобы речь наших детей была богатой, образной, выразительной, насыщенной. Этому во многом способствуют уроки развития речи. Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем звене: изучаются тексты разных типов и стилей. При работе над текстами разных типов и стилей я использую план анализа текста, алгоритм разбора лингвистического текста, алгоритм разбора текста художественного стиля:

Анализ текста

  1. Уточнение темы и основной мысли текста.
  2. Определение стиля текста.
  3. Определение типа речи.
  4. Отношение автора к изображаемому.
  5. Анализ средств выразительности.

Алгоритм разбора лингвистического текста

  1. Тема текста…
  2. Идея…
  3. Микротема…
  4. Тип речи…
  5. Стиль речи…
  6. Изобразительно-выразительные средства…
  7. Предложения с однородными членами…
  8. Лексическое значение слов(2–3)…
  9. Подбор синонимов(2–3)…
  10. Различные виды орфограмм…
  11. Простые и сложные предложения…
  12. Краткий пересказ…

Алгоритм разбора текста художественного стиля

  1. Тема текста…
  2. Идея…
  3. Микротема…
  4. Эмоционально-окрашенные слова…
  5. Изобразительно-выразительные средства…
  6. Настроение и чувства автора.
  7. Предложения по цели высказывания…
  8. Характеристика героев …
  9. Описание природы…
  10. Особенности художественного стиля…

Основные составляющие по обучению функциональной грамотности:

Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).

Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

Развитие устной и письменной речи:

– развитие орфоэпических навыков;

– работа по обогащению словарного запаса;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;

– развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;

– развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

– определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план

– прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой урока;

– вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысльотношения к тексту. Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста — для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:

— По ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю;

— Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ?

— Из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю;

— Подробно изложи текст публицистического стиля;

— Определи тип и стиль текстов.

В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.

Таким образом, в течение нескольких лет ведется целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.

В 5-м классе даются такие понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как строительный материал предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

Взяв за основу своей работы ориентацию на овладение функциональной грамотностью, я как учитель особое внимание обратила на упражнения, задания, которые способствуют обучению различным видам чтения текста, работе по обогащению словарного запаса учащихся, переведению пассивного словарного запаса в активный. Преследуется цель помочь учащимся использовать умения и навыки чтения и письма для получения информации из текстов и для создания собственных текстов, как в устной, так и в письменной форме, развивать орфоэпические навыки, умение говорить и читать с соблюдением норм произношения звуков и ударения, правильной интонации;

На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему.

На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю и умею…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка, о суффиксах и приставках,, о необходимости использования однородных членов, создание собственных текстов: «Характер моего лучшего друга» — сочинение с использованием существительных общего рода; «Мой день» — сочинение-повествование с использованием несклоняемых имен существительных. Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Изучающее чтение учебно-научного текста сопровождается следующими заданиями: прочитать, определить количество частей, поставить вопрос к каждой части, составить план, вычленить из текста новую информацию, сформулировать главную мысль теста.

Учащиеся должны владеть такими понятиями такими понятиями: как диалог, монолог, текст, структура текста, абзац, функции абзаца, способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь, определяют стилистическую окраску слова (слова нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные),стили речи(разговорный, художественный, научный),умеют читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением, владеют отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста, выделяют в учебно-научном тексте ключевые слова, составляют план. В художественном тексте определяют тему, основную мысль(авторский замысел), пересказывают текст подробно и сжато, понимают основные отличия текстов-описаний, повествований, пишут элементарные тексты этих типов, определяют стиль текста, письменно излагают художественный и учебно-научный текст; пытаются использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксические конструкции (однородные члены предложения, соединенные разными способами, обращения, вводные слова риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения). Последовательно развивают мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делают абзацные отступы; озаглавливают текст, пользуясь разными типами заголовков.

Работа над связным текстом очень важна. Восприятие любого текста — процесс творческий. Научиться понимать тонкости языка — значит грамотно писать. Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры или фрагменты. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как: «Четвёртый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение».

Развитию функциональной грамотности способствует применение приемов технологии критического мышления:

Вопросы на стикерах.

Этот прием очень хорошо работает на уроках. Вместе с учащимися применяли его так: сначала они изучили текст, предложенный учителем, затем сформулировали вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему и записали их на стикерах. Затем мы сгруппировали эти вопросы по категориям сложности, а потом отвечали на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности. Активность класса возрастает, текст изучается достаточно глубоко, информация надолго остается в голове учащихся.

Приём «Синквейн»

Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы используется как способ синтеза материала, дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки») способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Использую информационно-насыщенные тексты. Обязательно учитываю, что учащиеся должны иметь обладать суммой знаний об объекте или процессе изучения.

Например, при повторении темы в 10 классе «Местоимение», работу организую следующим образом:

  1. Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме). Затем, в парах, обмениваются этой информацией и составляют кластер, в центре которого находится тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.
  2. На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме. Те факты, которые вызвали споры, отмечаем знаком вопроса. Обсуждаем, какие темы для учащихся являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание объединяем.
  3. Работу с текстом можно организовать по материалам учебника. Но лучше подготовить научно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся. При работе с текстом дети используют следующую систему разметки.

«V» — знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).

«+» — никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).

«-» — противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).

«?» — мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).

  1. После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы.
  2. Обсуждаем результаты заполнения таблицы. Возвращаемся к кластеру на доске и корректируем его.

Перед каждым учителем стоит цель сделать урок с одной стороны, содержательным и практическим, а с другой стороны, доступным и интересным. Изучив специальную литературу по технологии критического мышления, я пришла к выводу, что приемы и стратегии данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность. Формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится особое место. Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

– высокий научный уровень преподавания орфографии;

– связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;

– — знание орфографических правил;

– знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;

– упражнения, отрабатывающие умения, применять орфографические правила.

Работа по орфографии в разных классах имеет свою специфику: в 5–8 классах орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного года в 7 классе и в конце учебного года в 8 классе, в 9 классе при изучении синтаксиса и пунктуации, при подготовке к диктантам, сочинениям, изложениям, в ходе работы над ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе. В 10–11 классах учащиеся самостоятельно работают над совершенствованием орфографических навыков: обращаются к справочной литературе, исправляют ошибки, ведут работу по предупреждению ошибок. Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. Умение обнаружить орфограмму необходимо в ходе применения всех орфографических правил. Такое умение обычно называют орфографической зоркостью. Учащихся надо научить определять орфограммы при различных обстоятельствах. В ходе изучения того или иного орфографического правила учитель сообщает учащимся опознавательный признак орфограммы, и требует, чтобы они запомнили его. Приведу примеры упражнений, способствующих развитию орфографической зоркости, т. е. содействующие тому, что школьники учатся обнаруживать (определять) орфограммы по их опознавательным признакам:

– найти в данном тексте изученные орфограммы (устно или письменно);

– записать тексты, подчеркнув изученные орфограммы;

– подобрать слова с той же орфограммой, которая имеется в данном примере;

– сгруппировать орфограммы (устно или письменно);

– списать текст с пропуском тех букв, написание которых вызывает затруднение.

Таким образом, нужно научить не только хорошо запоминать и описывать информацию, но и выработать умения у учащихся использовать знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Литература:

  1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы/ Постановление Правительства Республики Казахстан № 832 от 25 июня 2012 года. — Астана, 2012. — 19c.
  2. Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 2016–2019 годы. — Астана,2016г.
  3. Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012 //А.Култуманова и др. — Астана: НЦОСО, 2013. — 283 с.
  4. Международное исследование PISA: Методическое пособие. — Астана: НЦОСО, 2012. — 115 с.
  5. Международная программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию. — М.: Центр оценки качества образования ИСО РАО, 2003. — 99 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle