Библиографическое описание:

Гуркова В. С. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 20-22.



В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характера и невротизации.

Ключевые слова: ребенок, индивидуальные особенности, воспитатель, психофизическое состояние, дошкольное образовательное учреждение

Семья в воспитании ребенка играет важную роль. В тоже время, семья препятствует социальной адаптации ребенка по причине его непрерывного нахождения в домашних условиях.

Важна и структура семьи, ее культурный и образовательный потенциал, взаимоотношение к друг к другу. При формировании «Я-концепции» роль семьи возрастает по причине нахождения ребенка дома. Такое влияние на ребенка следует и в дальнейшем.

У ребенка отсутствует прошлое и критерии самооценки, ее формирование складывается из людей, которые его окружают, оценивают, дают информацию.

Эти дети страдают не только нарушением поведения и развитием выше названных функций. У них затруднена адаптация к детскому саду, а также к школе. Все это и определяет их повышенную склонность к расстройствам эмоционального характера и невротизации.

У таких детей наблюдается нейро-соматическая патология, что подразумевает вегетативные сдвиги и болезни дисрегуляции. В связи с этим, возникают заболевания сердечно — сосудистой системы, дыхательной, пищеварительного тракта.

Адаптация детей может происходить неблагоприятно, вследствие нарушения психического здоровья детей в раннем возрасте. Чем раньше выявить и провести коррекцию эмоциональных нарушений, тем лучше.

В трехлетнем возрасте ребенок впервые ощущает себя личностью и, его естественное желание, чтобы это увидели окружающие. Что касается взрослых, им привычно чтобы первое время все оставалось по-старому. Ребенку приходится отстаивать перед взрослыми свою личность и, именно в это период его психика находится в повышенной степени напряжения. Становясь ранимой, она более острее реагирует на обстоятельства окружающей среды.

Мама ребенка, согласно закону, выходит на работу, когда ее ребенку исполнится 3 года. Одни матери выходят на работу по необходимости, другие с желанием возвращаются к прежней жизни. В первую очередь, чтобы принять решение о выходе на работу, матери важно внимательно посмотреть на своего ребенка. В случае, если кризис 3-х лет находится в разгаре, лучше всего его переждать, ведь он длится не слишком долго.

В свою очередь, если адаптация к детскому саду проходит неблагоприятно, то это ведет к замедленному интеллектуальному развитию, негативным изменениям в характере, к ухудшению показателей психического здоровья.

Если стрессовая ситуация имеет продолжительный характер, то у детей возникает психосоматическая патология, а также неврозы, что ведет к последующим проблемам, связанным с адаптацией ребенка к новым факторам среды. Таким образом, возникает замкнутый круг.

Продолжительное сохранение стрессовых ситуаций принадлежит межличностному конфликту. За последнее время дидактогенные заболевания стали актуальными благодаря непедагогическому поведению воспитателя.

Отметим, что у самих воспитателей имеются нарушения здоровья, которые имеют сходную структуру с заболеваниями своих воспитанников, при этом у них нередко наблюдается неврастенический синдром. Воспитатель и его воспитанники, проводят в детском саду много времени, таким образом, они находятся в едином психоэмоциональном кольце, которое оказывает взаимно заражающее действие. В связи с чем, важным является нормализация психоэмоционального состояния воспитателя — в системе охраны здоровья детей.

Когда ребенок приходит в детский сад, окружающая его среда оказывает огромное влияние на его психическое и физическое здоровье. Особое внимание нужно уделить развитию у ребенка необходимых навыков. Так, 3-х ребенок, который готовится идти в детский сад и у него развита речь, элементарные навыки самообслуживания и тянется к детскому обществу, то ребенок младше, соответственно, неприспособлен быть в отрыве от семьи, он слабее и ранимее.

И в этом возрасте адаптация проходит труднее и дольше по времени и сопровождается болезнями. Именно в этот период интенсивно происходит физическое развитие, а также формируется психика ребенка.

Такие дети очень часто подвержены срывам. Изменяющиеся условия окружающей среды и новые формы поведения требуют больших усилий от ребенка, которые сопровождаются в напряжении [2].

Степень подготовленности ребенка к переходу в детский сад из семьи зависит от течения адаптационного периода. Новый образ жизни ребенка нарушает его эмоциональное состояние.

Адаптируясь в детском саду дети эмоционально напряжены, обеспокоены и, даже эмоционально заторможены. Ребенок расстроен, плачет и ему нужен контакт со взрослыми или он сторонится взрослых и окружающих его детей.

В связи с нарушением социальных связей ребенка, у него происходит эмоциональное напряжение, которое сказывается на сне и аппетите. Когда родители оставляют ребенка в детском саду, он их не отпускает, после их ухода плачет, их приход встречает вновь слезами. У него пропадает интерес к окружающей обстановке, его активность меняется. Речевая активность ограничена, происходит сокращение словарного запаса, в связи с чем, сложно усваиваются новые слова. Попадая в окружение сверстников, ребенок подвергается заболеваниям, нарушается реактивность его организма.

Что касается эмоциональных отношений, то для ребенка они строятся на общении с близкими ему людьми. В первые месяцы своей жизни, ребенок доброжелательно относится к любому взрослому, элементарных знаков внимания со стороны взрослого ему достаточно, чтобы ответить на них радостной улыбкой и протягиванием ручек. Начиная со второго полугодия жизни, малыш начинает четко различать близких людей и чужих.

Примерно в 8 месяцев почти у всех детей может возникнуть страх при появлении незнакомых ему людей. Ребенок прижимается к матери, может заплакать. До этого возраста расставание с матерью могло проходить безболезненно, после этого расставание приводит его в отчаяние, отказ от общения с другими людьми, потеря аппетита и сна [5].

Очень важна реакция родителей на появление негативного отношения к незнакомым людям. Общение только с матерью создаст большие трудности в общении с другими людьми.

Появляющиеся взаимоотношения со взрослыми должны способствовать появлению нового звена — предмета, который будет отвлекать ребенка от человека, с которым он общается.

Установлен факт, что те дети, которые испытывают трудности в адаптации к детскому саду, в домашних условиях ограничены в контакте со взрослыми. С такими детьми мало играют, но, а если и играют, то при этом не активизируют инициативу и самостоятельность в действиях малыша. Практика показывает, что такие дети по большей части избалованы.

Итак, одной из причин привыкания причиной к детскому саду является продолжительное эмоциональное общение взрослого и ребенка, полное отсутствие навыков взаимодействия с предметами, которая подразумевает иную форму общения с взрослыми, а именно — сотрудничество.

Дети, умеющие долгое время разнообразно и сконцентрировано действовать с игрушками, легче адаптироваться в саду, они с охотой отзываются на предложение воспитательницы поиграть, а также с интересом изучают новые игрушки. Все это является для них привычным занятием. В случае затруднения эти дети упорно и целеустремленно ищут выход из ситуации, при обращении за помощью к взрослому они не испытывают стеснения. Также решение предметных задач они осуществляют вместе с взрослым (собрать конструктор). У таких детей легко устанавливается контакт с любым взрослым по причине владения им таких средств, которые необходимы для этого.

В свою очередь те дети, которые привыкают к саду с большим трудом, они не умеют обращаться с предметами, сложно сосредотачиваются на игре, не проявляют инициативу при выборе игрушек. При любой трудности они плачут. Эти дети не могут наладить контакт со взрослыми и ограничиваются только эмоциями.

До настоящего времени, особого внимания проблеме адаптации ребенка не было уделено. Перед современной психологией стоит решение следующих вопросов: 1) каким образом происходит включение ребенка в новую действительность; 2) какие он испытывает психологические трудности в процессе адаптации; 3) как оценивается эмоциональное состояние ребенка в этот период; 4) каковы способы установления контакта с взрослым, а также каковы психологические критерии адаптационных возможностей.

Ребенок не хочет посещать детский сад боясь воспитателя, возвращается домой. Дома он попадает в привычную среду, где его окружают родители, но все же он продолжает плакать, присутствует страх одиночества, нарушается сон и аппетит, хотя до поступления ребенка в детский сад вышесказанных изменений не наблюдалось.

Педагог должен быть настроен на ласку, так как она способствует привыканию ребенка к детскому саду. При этом изменения в поведение исчезают без медикаментозной коррекции.

В случаи недостаточной своевременной помощи появляются неврозы. Усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, работа внутренних органов и, также могут появляться соматические заболевания. Исследованиями подвержено, что 80 % хронических заболеваний — это психические — и нервные болезни.

Во время общения с ровесниками дети ведут себя неоднозначно: одни избегают сверстников, плачут при их приближении, другие — включаются в игру, делясь игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода [4].

Таким образом, состояние психофизического здоровья ребенка, его навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и игровая деятельность проявляются в основных критериях, благодаря которым можно определять степень готовности к поступлению в детский сад и благополучном пребывании в нем [1, с. 221–225].

Эти выводы имели важное значение для возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста [1, с. 62–64].

Литература:

  1. Иохвидов В. В. А. П. Склярова и З. А. Зосимова о повышении эффективности урока В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. 2012. С. 62–64.
  2. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. История педагогики учебно-методическое пособие / Новосибирск, 2015.
  3. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. 2015. С. 221–225.
  4. Краснянская Т. М.Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведенияНаучная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 25–33.
  5. Люблинская А. А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1972. — 327 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle