Библиографическое описание:

Гуркова В. С. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 20-22.



В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характера и невротизации.

Ключевые слова: ребенок, индивидуальные особенности, воспитатель, психофизическое состояние, дошкольное образовательное учреждение

Семья в воспитании ребенка играет важную роль. В тоже время, семья препятствует социальной адаптации ребенка по причине его непрерывного нахождения в домашних условиях.

Важна и структура семьи, ее культурный и образовательный потенциал, взаимоотношение к друг к другу. При формировании «Я-концепции» роль семьи возрастает по причине нахождения ребенка дома. Такое влияние на ребенка следует и в дальнейшем.

У ребенка отсутствует прошлое и критерии самооценки, ее формирование складывается из людей, которые его окружают, оценивают, дают информацию.

Эти дети страдают не только нарушением поведения и развитием выше названных функций. У них затруднена адаптация к детскому саду, а также к школе. Все это и определяет их повышенную склонность к расстройствам эмоционального характера и невротизации.

У таких детей наблюдается нейро-соматическая патология, что подразумевает вегетативные сдвиги и болезни дисрегуляции. В связи с этим, возникают заболевания сердечно — сосудистой системы, дыхательной, пищеварительного тракта.

Адаптация детей может происходить неблагоприятно, вследствие нарушения психического здоровья детей в раннем возрасте. Чем раньше выявить и провести коррекцию эмоциональных нарушений, тем лучше.

В трехлетнем возрасте ребенок впервые ощущает себя личностью и, его естественное желание, чтобы это увидели окружающие. Что касается взрослых, им привычно чтобы первое время все оставалось по-старому. Ребенку приходится отстаивать перед взрослыми свою личность и, именно в это период его психика находится в повышенной степени напряжения. Становясь ранимой, она более острее реагирует на обстоятельства окружающей среды.

Мама ребенка, согласно закону, выходит на работу, когда ее ребенку исполнится 3 года. Одни матери выходят на работу по необходимости, другие с желанием возвращаются к прежней жизни. В первую очередь, чтобы принять решение о выходе на работу, матери важно внимательно посмотреть на своего ребенка. В случае, если кризис 3-х лет находится в разгаре, лучше всего его переждать, ведь он длится не слишком долго.

В свою очередь, если адаптация к детскому саду проходит неблагоприятно, то это ведет к замедленному интеллектуальному развитию, негативным изменениям в характере, к ухудшению показателей психического здоровья.

Если стрессовая ситуация имеет продолжительный характер, то у детей возникает психосоматическая патология, а также неврозы, что ведет к последующим проблемам, связанным с адаптацией ребенка к новым факторам среды. Таким образом, возникает замкнутый круг.

Продолжительное сохранение стрессовых ситуаций принадлежит межличностному конфликту. За последнее время дидактогенные заболевания стали актуальными благодаря непедагогическому поведению воспитателя.

Отметим, что у самих воспитателей имеются нарушения здоровья, которые имеют сходную структуру с заболеваниями своих воспитанников, при этом у них нередко наблюдается неврастенический синдром. Воспитатель и его воспитанники, проводят в детском саду много времени, таким образом, они находятся в едином психоэмоциональном кольце, которое оказывает взаимно заражающее действие. В связи с чем, важным является нормализация психоэмоционального состояния воспитателя — в системе охраны здоровья детей.

Когда ребенок приходит в детский сад, окружающая его среда оказывает огромное влияние на его психическое и физическое здоровье. Особое внимание нужно уделить развитию у ребенка необходимых навыков. Так, 3-х ребенок, который готовится идти в детский сад и у него развита речь, элементарные навыки самообслуживания и тянется к детскому обществу, то ребенок младше, соответственно, неприспособлен быть в отрыве от семьи, он слабее и ранимее.

И в этом возрасте адаптация проходит труднее и дольше по времени и сопровождается болезнями. Именно в этот период интенсивно происходит физическое развитие, а также формируется психика ребенка.

Такие дети очень часто подвержены срывам. Изменяющиеся условия окружающей среды и новые формы поведения требуют больших усилий от ребенка, которые сопровождаются в напряжении [2].

Степень подготовленности ребенка к переходу в детский сад из семьи зависит от течения адаптационного периода. Новый образ жизни ребенка нарушает его эмоциональное состояние.

Адаптируясь в детском саду дети эмоционально напряжены, обеспокоены и, даже эмоционально заторможены. Ребенок расстроен, плачет и ему нужен контакт со взрослыми или он сторонится взрослых и окружающих его детей.

В связи с нарушением социальных связей ребенка, у него происходит эмоциональное напряжение, которое сказывается на сне и аппетите. Когда родители оставляют ребенка в детском саду, он их не отпускает, после их ухода плачет, их приход встречает вновь слезами. У него пропадает интерес к окружающей обстановке, его активность меняется. Речевая активность ограничена, происходит сокращение словарного запаса, в связи с чем, сложно усваиваются новые слова. Попадая в окружение сверстников, ребенок подвергается заболеваниям, нарушается реактивность его организма.

Что касается эмоциональных отношений, то для ребенка они строятся на общении с близкими ему людьми. В первые месяцы своей жизни, ребенок доброжелательно относится к любому взрослому, элементарных знаков внимания со стороны взрослого ему достаточно, чтобы ответить на них радостной улыбкой и протягиванием ручек. Начиная со второго полугодия жизни, малыш начинает четко различать близких людей и чужих.

Примерно в 8 месяцев почти у всех детей может возникнуть страх при появлении незнакомых ему людей. Ребенок прижимается к матери, может заплакать. До этого возраста расставание с матерью могло проходить безболезненно, после этого расставание приводит его в отчаяние, отказ от общения с другими людьми, потеря аппетита и сна [5].

Очень важна реакция родителей на появление негативного отношения к незнакомым людям. Общение только с матерью создаст большие трудности в общении с другими людьми.

Появляющиеся взаимоотношения со взрослыми должны способствовать появлению нового звена — предмета, который будет отвлекать ребенка от человека, с которым он общается.

Установлен факт, что те дети, которые испытывают трудности в адаптации к детскому саду, в домашних условиях ограничены в контакте со взрослыми. С такими детьми мало играют, но, а если и играют, то при этом не активизируют инициативу и самостоятельность в действиях малыша. Практика показывает, что такие дети по большей части избалованы.

Итак, одной из причин привыкания причиной к детскому саду является продолжительное эмоциональное общение взрослого и ребенка, полное отсутствие навыков взаимодействия с предметами, которая подразумевает иную форму общения с взрослыми, а именно — сотрудничество.

Дети, умеющие долгое время разнообразно и сконцентрировано действовать с игрушками, легче адаптироваться в саду, они с охотой отзываются на предложение воспитательницы поиграть, а также с интересом изучают новые игрушки. Все это является для них привычным занятием. В случае затруднения эти дети упорно и целеустремленно ищут выход из ситуации, при обращении за помощью к взрослому они не испытывают стеснения. Также решение предметных задач они осуществляют вместе с взрослым (собрать конструктор). У таких детей легко устанавливается контакт с любым взрослым по причине владения им таких средств, которые необходимы для этого.

В свою очередь те дети, которые привыкают к саду с большим трудом, они не умеют обращаться с предметами, сложно сосредотачиваются на игре, не проявляют инициативу при выборе игрушек. При любой трудности они плачут. Эти дети не могут наладить контакт со взрослыми и ограничиваются только эмоциями.

До настоящего времени, особого внимания проблеме адаптации ребенка не было уделено. Перед современной психологией стоит решение следующих вопросов: 1) каким образом происходит включение ребенка в новую действительность; 2) какие он испытывает психологические трудности в процессе адаптации; 3) как оценивается эмоциональное состояние ребенка в этот период; 4) каковы способы установления контакта с взрослым, а также каковы психологические критерии адаптационных возможностей.

Ребенок не хочет посещать детский сад боясь воспитателя, возвращается домой. Дома он попадает в привычную среду, где его окружают родители, но все же он продолжает плакать, присутствует страх одиночества, нарушается сон и аппетит, хотя до поступления ребенка в детский сад вышесказанных изменений не наблюдалось.

Педагог должен быть настроен на ласку, так как она способствует привыканию ребенка к детскому саду. При этом изменения в поведение исчезают без медикаментозной коррекции.

В случаи недостаточной своевременной помощи появляются неврозы. Усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, работа внутренних органов и, также могут появляться соматические заболевания. Исследованиями подвержено, что 80 % хронических заболеваний — это психические — и нервные болезни.

Во время общения с ровесниками дети ведут себя неоднозначно: одни избегают сверстников, плачут при их приближении, другие — включаются в игру, делясь игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода [4].

Таким образом, состояние психофизического здоровья ребенка, его навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и игровая деятельность проявляются в основных критериях, благодаря которым можно определять степень готовности к поступлению в детский сад и благополучном пребывании в нем [1, с. 221–225].

Эти выводы имели важное значение для возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста [1, с. 62–64].

Литература:

  1. Иохвидов В. В. А. П. Склярова и З. А. Зосимова о повышении эффективности урока В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. 2012. С. 62–64.
  2. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. История педагогики учебно-методическое пособие / Новосибирск, 2015.
  3. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. 2015. С. 221–225.
  4. Краснянская Т. М.Психосемантическое исследование предпочитаемых в экстремальных ситуациях стратегий поведенияНаучная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 25–33.
  5. Люблинская А. А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1972. — 327 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детскому саду, детский сад, детей раннего возраста, адаптации ребенка, детском саду, социальной адаптации ребенка, расстройствам эмоционального характера, причине нахождения ребенка, воспитании ребенка, особенности детей раннего, индивидуальные особенности детей, отношение ребенка, эмоциональное состояние ребенка, Мама ребенка, ребенка необходимых навыков, Степень подготовленности ребенка, психика ребенка, проблеме адаптации ребенка, образ жизни ребенка, социальных связей ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle