Библиографическое описание:

Алексеева И. Я. Интерактивный метод обучения как средство повышения интереса ученика к изучаемому предмету [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 42-44.



Актуальность исследования. Увлечь учеников своим предметом, сегодня уже невозможно без применения интерактивных методов обучения. Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося.

Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе позволит учителям реализовать свои педагогические идеи, создать мотивацию учащихся к учению, сформировать у школьников комплекс умений учить самого себя.

Данной проблемой по применению интерактивных методов обучения занимались многие: Н. Г. Суворова, А. Р. Федорова, Н. Шевченко, М. В. Кларин и др. В их работах рассмотрены основные преимущества интерактивного обучения, критерии отбора методов обучения. Н. И. Шевченко замечает, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся на уроках обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника.

Цель исследования: исследовать возможности применения интерактивных методов на уроках геометрии в 9 классе для повышения интереса учащихся

Гипотеза исследования: применение интерактивных методов обучения будет способствовать повышению интереса учащихсяк изучаемому предмету.

Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения [2].

Цель интерактивного обучения — создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Это могут быть творческие задания, работа в малых группах, работа в парах, обучающие игры, использование общественных ресурсов, кейс-технологии, презентации и многое другое [1, с. 97].

Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:

Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.

Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.

Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

Свобода выбора.

Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия [2].

В интерактивном методе обучения в помощь интерактивному подходу могут использоваться информационные технологии.

Далее приведем фрагменты разработанных уроков с использованием интерактивных методов обучения по теме «Метод координат».

Урок № 1.

Мозговой штурм (этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону)

Класс делится на 3 группы и каждой группе даются задания.

‒ Изучить правило № 1

‒ Изучить правило № 2

‒ Изучить правило № 3

Инструкционная карта.

  1. Изучить материал по учебнику
  2. Разобрать пример
  3. Выполнить подобные задания
  4. Ответить на контрольные вопросы

1 этап.

Каждый берет себе одно из них. Затем группы переформируются по полученным заданиям. Теперь каждая группа занимается одним заданием.

2 этап.

Учащиеся возвращаются в первоначальные группы. Теперь каждый в группе знает один из вопросов, и его задача — познакомить с материалом всю группу. Каждый учащийся выступает в роли учителя, каждый учит каждого.

Урок № 2.

Дерево решений (этап построения проекта выхода из затруднения)

Класс делится на 3 группы. Каждая группа берет лист А4 и обсуждает вопрос, делая записи на своем «дереве», после группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идем.

1 группе дается задание рассмотреть вспомогательную задачу а) Координаты середины отрезка

2 группе дается б) Вычисление длины вектора по его координатам

3 группе в) Расстояние между двумя точками

Урок № 3.

Аквариум (этап актуализации и фиксирования затруднений)

Выбирается малая группа из класса, остальные выступают в качестве зрителей. Один ученик из малой группы начинает диалог по проблеме.

Каждый ученик в группе отвечает на вопрос ведущего.

Вопросы:

  1. Что такое окружность?
  2. Формула длины окружности
  3. Формула площади окружности
  4. Свойства окружности
  5. Как построить окружность методом координат?

Урок № 4.

Урок-исследование (этап построения проекта выхода из затруднения)

Задание: составить наиболее точную и подробную информацию по данной теме на ватмане.

Оборудование:

Линейка, карандаш, ручка, маркер, ватман.

Примерные вопросы для составления плаката:

  1. Вывод уравнения прямой
  2. Уравнение прямой
  3. Что такое число К?
  4. Объяснить решение задачи

Критерии оценивания плаката

  1. Достоверность
  2. Полнота
  3. Наглядность
  4. Аккуратность

Инструктаж: ученики делятся на группы по пять человек, распределение ролей, примерное содержание инструктажа: регламент работы, алгоритм работы, критерии оценки плаката.

Целью эксперимента является проверка выдвинутой гипотезы.

Экспериментальная работа по проверке эффективности разработанных материалов проведена на базе МБОУ СОШ № 31 г. Якутск.

Для проведения экспериментальной работы выбран 9 «В» класс физико-математического профиля, где обучение математике ведется по программе с углубленным изучением математики.

Для проведения констатирующего этапа экспериментальной работы исследовалось, как учащиеся относятся к предмету геометрия.

Для этого учащимся была предложена анкета: «Мое отношение к геометрии» по О. Г. Авезовой

Анкета: «Мое отношение к геометрии» по О. Г. Авезовой

Определите своё отношение к предмету, поставив в нужной графе знак «+»

  1. На уроках геометрии бывает интересно.
  2. Нравится учитель, умение преподать предмет.
  3. Нравится получать хорошие отметки.
  4. Геометрия пригодится мне для сдачи ОГЭ (экзаменов).
  5. Учу геометрию.
  6. Геометрия полезна для жизни.
  7. На этом уроке узнаю много нового.
  8. Геометрия заставляет думать.
  9. Получаю удовольствие, работая на уроке.
  10. Легко дается этот предмет.
  11. С нетерпением жду урока геометрии.
  12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель

Результаты оценивания:

8 и более плюсов — предмет геометрии интересует

4 и менее плюсов — предмет геометрии не интересует

5–7 плюсов — нейтральное отношение к геометрии.

Результаты исследования:

Интересуются предметом геометрия — 8 учащихся (33 %)

Не интересуются предметом геометрия -10 учащихся (41 %)

Остальным ученикам геометрия ни нравится и ни не нравится.

Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся особо не интересуется геометрией.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось применение интерактивных методов обучения на уроках геометрии для повышения интереса учащихся к изучаемому предмету.

На этом этапе проводилось 4 урока в 9 «В» классе с углубленным изучением математики с применением интерактивных методов обучения, как мозговой штурм, аквариум, работа в группах, урок-исследование.

В конце формирующего этапа эксперимента повторно проведено анкетирование учащихся на отношение учащихся к геометрии.

Анкета: «Мое отношение к геометрии» по Авезовой О. Г.

Результат исследования:

Интересуются предметом геометрии — 12 учащихся (50 %)

Не интересуются предметом геометрии — 6 учеников (25 %)

Остальным ученикам геометрия ни нравится и ни не нравится.

Результаты показали, что интерес к геометрии у учащихся вырос, по сравнению с прошлыми показателями.

Таким образом, в результате применения интерактивных методов обучения на уроках геометрии повысился интерес учащихся к предмету геометрия и изученный материал усваивался полнее. На уроках ярко отражены все основные аспекты интерактивного обучения: созданы комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, чувствуют свою успешность, проявляется инициатива учащихся в учебном процессе.

Литература:

  1. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание / Н. Н Двуличанская. — М.: Просвещение, 2011. — 176с.
  2. Интерактивные подходы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle