Библиографическое описание:

Алиева Э. Ф. Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 177-179.



Цель исследования: определить методические рекомендации, а именно, методику, цель и задачи проведения музыкально-дидактических игр.

Актуальность исследования: в настоящее время в ДОУ воспитатели и музыкальные руководители прибегают к использованию музыкально-дидактических игр.

Методологической основой послужили исследования Н. А. Ветлугиной («Музыкальное воспитание в детском саду»), А. Н. Зиминой («Музыкально-дидактические игры»).

Основное изложение материала: музыкальные и творческие способности детей дошкольного возраста (слух, память, ритм, эмоциональную отзывчивость) развиваются благодаря музыкально-дидактическим играм.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный педагогический процесс воздействия на воспитуемого, результатом которого является умение видеть прекрасное, всё красоту и силу окружающего мира [3, с. 35–36]. Все данные возможности можно реализовать в дошкольном возраста. Огромную роль в развитии художественно-эстетического вкуса дошкольников играют именно музыкально-дидактические игры. Такие игры имеют простую доступную форму, благодаря этому развиваются и основные выразительные средства. В конечном результате дети могут с легкостью различать музыкальные произведения по жанре и форме, характеру, высоте, длительности, громкости и тембру.

Требования кмузыкально-дидактическим играм вДОУ разработаны ЗиминойА.Н.

1) Все музыкально-дидактические игры должны содержать игровой сюжет, правила, игровые действия, которые необходимо соблюдать всеми участниками игры.

2) Самое основное — это заинтересовать дошкольника, поэтому важно, что бы музыкально-дидактические игры были просты по сюжету, доступны для детей дошкольного возраста, красочны.

3) Наглядный материал, где изображены музыкальные образы — яркие, художественные, соответствующие содержанию игры. [2, c.45].

А.Н.Зимина разработала методику освоения музыкально-дидактических игр.

Навыки по музыкально-сенсорному восприятию формируется в четыре основных этапа.

Первый этап состоит из трёх, четырех занятий по две, четыре минуты. На этих занятиях дошкольников начинают знакомить с музыкальными произведениям, выделяя основные характерные музыкальные звуки, свойства.

На втором этапе (число занятий 3–4), дошкольников знакомят с содержанием игры, игровыми задачами и действия, таким образом формируются музыкально-сенсорные навыки и умения.

Третий этап характеризуется накоплением музыкально-сенсорных умений и навыков, игровых действий и перенос её в практическую деятельность дошкольников- самостоятельную деятельность. Далее данные навыки совершенствуются под чутким руководством воспитателя.

Четвертый этап характеризуется активным самостоятельным использованием игр. Роль воспитателя на данном этапе важна, поскольку он наблюдает за сюжетом, регулирует взаимоотношения детей.

Известный педагог, доктор педагогических наук, советский деятель в области музыкального образования и воспитания Наталья Алексеевна Ветлугина разработала музыкально-дидактические игры, а так же методику их проведения, охарактеризовала структуру и содержание. Работу Н. А. Ветлугиной продолжили такие педагоги как А. Н. Зимина, Э. П. Костина.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три основных вида:

  1. Спокойное музицирование.
  2. Подвижные игры, где присутствует элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
  3. Хороводные игры.

Игры относящиеся к спокойному музицированию, предусматривают статическое поведение дошкольников, а так же разделению детей на подгруппы. Соревновательный элемент в данном типе игр, заключается в умении на слух определить музыкальное произведение.

Спокойное музицирование сопровождается наглядными пособиям. Те дети, которые быстрее и лучше остальных справились с заданием, получают вознаграждение фишку или флажок.

Следующий тип игр характеризуются динамикой действий, таким образом они похожи на подвижные. Воспитатель делит детей на подгруппы, далее дети должны реагировать движениями на звучание музыки. Когда звучит громкая музыка двигается одна группа детей, под тихое звучание — другая группа, при этом первая останавливается. В завершении игрового действия воспитатель или музыкальный руководитель проводит соревнование физкультурного содержания, так одна группа должна догонять другую — это первый вариант, второй вариант- все участники собираются в заранее указанном месте.

В третьем типе музыкально-дидактических игр двигательная активность детей дошкольного возраста ограничена. Соревнование проходит между двумя или тремя группами детей, главное в данной игре реакция детей, так к примеру на высокий регистр идут дети первой группе, на средний регистр — вторая группа, и на низкие звуки- третья группа. Та команда, чьи игроки отреагировали на смену звука быстрее- победители.

Необходимо отметить, что совершенствования процесса слухового восприятия развивается с помощью музыкально-дидактических игр, которые в свою очередь требуют развития слухового восприятия. Таким образом, в ходе игрового действия дошкольник вслушивается в смену звучаний музыкального произведения и реагирует конкретным действием или движением. Достигая своей цели такие игры не должны вырабатывать навыков автоматического выполнения задания, поскольку главная цель- развития слуха, сосредоточения и внимания.

В играх на музицирование дошкольники должны научится различать музыкальные инструменты, такие как барабан, погремушка, дудочка. Можно предложить следующий вариант игры, воспитатель делит детей на три группы, тогда первая группа имитирует игру на барабане, при включении звука барабана, вторая имитировать игру на погремушке, при звучании погремушки, аналогично третья группа игру на дудочке.

Педагог сам выбирает последовательность звучания различных инструментов. Для себя педагог должен отметить ту подгруппу, которая точно реагировала на смену звучания.

В конечном результате педагог награждает победителей, по желанию победившего, для дальнейшей мотивации детей, по желанию победителя исполняются его любимые песни, либо включаются для прослушивания, а так же читаются стихотворения либо все играют в музыкальные игры.

Музыкально — дидактические игры типа хороводных- аналогична подвижным играм. Отличия двух этих игр является то, что нельзя выявить одного победителя из всей массы играющих, а соревнования проводится в ловкости, в первенстве и равенстве.

Наталья Алексеевна Ветлугина писала, что для спокойного музицирования и игр типа хороводных характерна присуща симулированности игровых действий и это связано с реализаций сенсорных заданий. А вот игр типа подвижных — будет всегда присущий элемент соревнования. Но следует отметить, что все музыкально-дидактические игры связаны с качеством выполнения поставленной цели и в целом направлены на выполнения данной задачи. [1, c.30–45].

Заключение

Таким образом, роль музыкально-дидактических игр в развитии дошкольников тяжело переоценить. Поскольку именно через приобщение к таким играм развивается художественно-эстетический вкус ребенка, творческие способности, интеллектуальное развитие и развитие чувственных начал.

Литература:

  1. Зимина А. Н. «Музыкально-дидактические игры»: М.– 1999. — 48c.
  2. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: М. ВЛАДОС– 2000.– 149c.
  3. Лихачев Д. Б. «Теория эстетического воспитания — М.: Педагогика. — 2002, 183с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle