Библиографическое описание:

Иванова Е. В. Согласительная комиссия школьного управляющего совета: проблемы функционирования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 119-121.

В условиях социального реформирования задача для системы образования состоит в изменении направления развития от «удовлетворенности объемом знаний учащихся, превосходящего мировые уровни» к повышению социальной активности личности, интегрированности ее в экономику и политику, поддержку и реализацию социально-экономических реформ и открытого гражданского общества.

В таких условиях источником целей функционирования школьного управляющего Совета (ШУС) являются - ценности толерантности, «договорности», солидарности и защиты групповых интересов. Соответственно, задаваемая позиция членов Совета – содействие развитию личности и оптимизация ее взаимоотношениями с группой. Формами работы, соответствующими данной тенденции являются – критический анализ и обсуждения, в сочетании с сотрудничеством в совместных социальных проектах.

Именно в этом случае школа, являясь частью гражданского общества, может активно играть роль демократического института.

Такие базовые положения функционирования ШУС обеспечивают высокую гибкостью, меньшую стандартизацию и связанностью иногда устаревшими правилами и нормами и, главное, использование в качестве базы коллективного решения, основанного на обсуждении и соглашении.

Эти же положения должны лежать в основе деятельности подразделения ШУС – согласительной комиссии.

Мы подчеркивает, именно согласительной, а не конфликтной. Само название – «конфликтная» - заключает архаичный подход к содержанию понятия конфликта, а так же методов его разрешения.

Современные технологии управления конфликтами имеют ряд преимуществ по сравнению с применяемыми ранее способами. И очень важным обстоятельством является использование досудебного разбирательства с участием сторон конфликта и попыткой его урегулирования в ходе примирительных процедур и формирования договоренности о совместных действиях.

При этом конфликт, как таковой может быть рассмотрен как некая норма, как следствие несовпадения интересов, целей, требований отдельных личностей и групп. Но такое несовпадения является вполне естественным для общества, где люди имеют собственны интересы, цели и стремятся к их достижению. То есть меняется не столько название комиссии с «конфликтной» на «согласительную», сколько цель работы: с «разрешения» на формирование таких отношений между субъектами конфликта, которые бы устраивали обе стороны.

Именно внедрение такого взгляда на конфликт привели к необходимости более глубоко рассмотреть деятельность таких комиссий.

Построение согласительных комиссий ШУС на таких принципах позволяет:

- принимать решения на основе обсуждения, то есть учитывать мнения всех участников конфликта;

- основывать решение на взаимном доверии, а не власти, убеждении, а не команды;

- работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.

- понимать и разделять интегрирующие факторы - миссию и стратегию развития организации;

- творчески подходить к работе;

- быть постоянно готовыми к проведению в организации современных управленских решений.

Однако на практике в работе согласительных комиссий ЩУС сталкивается с рядом проблем. Основными из них, на наш взгляд являются три:

отсутствие формальных условий функционирования,

отсутствие специальной подготовки,

отсутствие четко сформированной области деятельности согласительной комиссии в условиях общеобразовательной школы.

Наши исследования показали, первой группы проблем показали, что существующие практически во всех школах на аттестационный (экзаменационный) период конфликтные комиссии (как краткосрочный, периодический вариант согласительной комиссии) могут решить только часть проблем, накапливающихся в педагогических коллективах годами.

Это связано с несколькими причинами: отсутствие свободного времени у педагогических работников, их низкая инициативность и социальная активность, а так же высокий уровень ответственности и психологической нагрузки на члена согласительной комиссии в процессе управления конфликтной ситуацией в собственном учреждении.

Вторая группа проблем может быть условно разделена на две подгруппы: недостаточная компетентность в выполнении профессиональных функций и недостаточная компетентность в психологической защите.

В настоящее время подготовка специалистов для работы в согласительные комиссии не ведется в учреждениях высшего профессионального образования. В состав комиссии наиболее часто входят или опытные педагоги, имеющие значительный стаж и пользующиеся уважением среди коллег и родителей, или юристов, которые к сожалению при отличном знании законов не обладают знаниями конфликтологии, социальной психологии конфликта, педагогическими навыками и знанием нюансов педагогического процесса.

Ни конфликтолог, ни юрист, ни педагог тез специальной подготовки не могут эффективно реализовывать необходимый участникам конфликтного взаимодействия процесс – процесс модерации.

Медиация - это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения [3]. [1, с. 2],

Однако, как и было сказано выше, профессиональных медиаторов в России в настоящее время готовя лишь несколько образовательных учреждений, но потребность в их деятельности имеется практически везде.

Существующая в настоящее время система повышения квалификации не всегда может в полной мере реализовать такие специфические функции, как формирование конфликтологической культуры, причем не на уровне учителя-пердметника, а на уровне специалиста, от профессиональной деятельности которого зависит не только имидж учреждения образования, но и, возможно, его экономическая стабильность.

В результате нам было необходимо практически самостоятельно, лишь при поддержке БФУ им. И. Канта (Калининград), не только заниматься подготовкой собственных кадров для такой деятельности.

За два года функционирования согласительных комиссий ЩУС в нашем образовательном учреждении, нами отмечались следующие проблемы в функционирования членов согласительной комиссии учреждения:

- повышенная замкнутость, стремление минимизировать общение, особенно связанное с оценкой какой-либо проблемы;

- стремление «рационализировать» ращение проблемы клиентов, нахождение единого алгоритма, сведение всего хода управления конфликтом к набору технологических шагов;

- перенос эмоций из конфликтной ситуации в профессиональной сфере во взаимодействие с коллегами-педагогами или с членами семьи.

То есть наряду с формированием профессионального опыта, овладением стандартами и ценностями профессионального сообщества у этих педагогов появились признаки значительной эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

Особый интерес представляет моделирование деятельности согласительной комиссии ШУС.

Это связано с двумя подгруппами проблем: выделением поля деятельности согласительной комиссии из своей сферы конфликтных взаимодействий и наиболее результативный алгоритм ее функционирования.

Регламентирование взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется по-разному, в зависимости от формы трудовых взаимоотношений, связывающих участников групп вероятного конфликтного взаимодействия.

Всю регламентацию можно условно разделить на административно-договорные отношения, социально договорные и условно договорные.

К первой группе относятся взаимоотношения на основе контракта (договора) о найме. Ко второй – условного социального договора об оказании социальных услуг.

Таблица 1

Типы взаимоотношений среди участников образовательного процесса и их примеры.

Тип отношений

административно-договорные

социально договорные

условно

договорные

Администрация учреждения – учителя

Администрация учреждения – родители

Администрация учреждения – ученики

Администрация учреждения – обслуживающий персонал

Учителя – родители Учителя – ученики

Учителя – обслуживающий персонал

Обслуживающий персонал – ученики

Ученики - родители

Учителя – учителя

Обслуживающий персонал – родители

Родители – родители

Обслуживающий персонал – обслуживающий персонал


Ученики – ученики

В соответствии с типом отношений, при управлении конфликтом применяются различные алгоритмы, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Тип отношений

административно-договорные

социально договорные

условно

договорные






административно-судебные

косвенные административно-судебные и социально-договорные

судебно-договорные

Алгоритм управления конфликтом

Алгоритм управления конфликтами определены не только типом отношений и договора, сколько их документальной (правовая) базой и уровнем ее регламентации.

Соотношение этих показателей представлено в таблице 3

Таблица 3

Типы отношений их документальная (правовая) база и уровень регламентации

Тип отношений

Документальная база отношений

Уровень регламентации

Административно-договорные

Устав МОУ СОШ,

Трудовой договор,

Должностные обязанности

Регламентированы достаточно

Социально договорные - не регламентированы

Условно

договорные

Устав МОУ СОШ,

Права и обязанности учащихся МОУ СОШ

Регламентированы недостаточно


Из представленных в таблице 3 только социальные договоры практики не регламентированы, а, следовательно, требуют, вмешательства согласительной комиссии.

Таки образом мы выделили имеющиеся проблемы функционирования согласительных комиссий. Выделенные нами проблемы мы достаточно успешно решили в ходе функционирования согласительных комиссий ЩУС в учреждении образования МОУ СОШ №31 г. Калининграда.


Литература:

1. Медиация в мире // Центр медиации и права [Эл. ресурс]. URL: www.mediacia.com/medworld.htm (дата обращения: 25.09.2011)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle