Библиографическое описание:

Родина Е. В. Современные качества нового специалиста в обществе информатизации [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 83-85.

Какими качествами должен обладать «новоиспеченный» специалист? Именно этот вопрос задает общество, а точнее руководители высших учебных заведений, потому что они выпускают этих самых специалистов в дальнейшее плаванье, и, конечно же, работодатели на конкурентоспособном рынке труда. Давайте не будем забывать, что общество сегодня – это постоянно меняющиеся информационные технологии и новые экономические условия развития жизни.

Несомненно, прогресс и социальные изменения создали потребность в качественно новом образовании, но отвечает ли университет этим современным требованиям?

Чтобы яснее увидеть и понять ситуацию, связанную с подготовленностью кадров, надо разобраться, какие именно потребности и спрос на качество каких специалистов необходим сегодня конкурентоспособному обществу.

Достижение необходимого качества образования в настоящий момент требует управляемого вмешательства в развитие российского образования, т.к. эволюционное движение образовательной системы отстает от современных потребностей социума. При этом можно заметить, что консерватизм образовательной системы практически исключает возможность проектирования социально востребованного развития внутри самой системы. Кроме социальной необходимости устойчивое развитие российского образования обусловлено явными общекультурными тенденциями, процессами глобализации. Неизбежность вхождения российского образования в мировое образовательное пространство также требует новых качеств и постановки новых целей в российском образовании (как, например, шесть положений о присоединении к Болонскому процессу).

Однако состояние российского образования в настоящий период во многом не соответствует тем социальным потребностям, для выполнения которых и создается система образования. Качество российского образования не отвечает мировым тенденция и требованиям в полной мере, доказательством служат многие нерешенные проблемы: отсутствие полноценного непрерывного образования, способствующего профессиональной, социальной, личностной адаптации человека любого возраста к изменяющимся условиям жизни; инновации в образовании больше ориентированы на изменение форм, а не на поиск новых видов деятельности и способов их освоения; конкурентоспособность выпускников российских образовательных учреждений остается крайне невысокой.

При всей неоднозначности бытующих в науке системных характеристик новой цивилизации нельзя не заметить, что все они указывают на кардинальное изменение, прежде всего, общей технологии социального развития, что закономерно влечет за собой новые требования к качеству человека, которое понимается как «соответствие его природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, Биосфере, Земле, Космосу с учетом происходящих изменений» (А.И. Субетто).

Качество человека проявляется в степени реализации его инновационного, творческого потенциала, в способности самостоятельно, собственными усилиями решать возникающие перед ним общественные, личные и профессиональные проблемы на основе их понимания, переживания, осмысления и поиска, безопасных для природы, окружающих людей и самого себя способов их продуктивного разрешения. Из этого следует, что современные образовательные технологии призваны инициировать и развивать, прежде всего, инновационные способности студентов. Формирование личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказывается, приступая к учебе в высшей школе.

Сегодня применяемые принципы синергетики к анализу образовательных объектов, в том числе технологий, позволили раскрыть их принципиально новые характеристики:

– нелинейность (знания и опыт поведения не только наращиваются последовательно, по нормативно определенной линии, траектории благодаря сообщениям педагога, но и возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам открытия их самими учащимися при поддержке педагога);

– незавершенность и открытость (информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом учащихся);

– неустойчивость и нестабильность (знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможность развития личности);

– относительная предсказуемость результатов образования (зависимость от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов развития личности);

– знания существуют и имеют значение для учащегося только тогда, когда из объективных, т.е. существующих независимо от человека, становятся субъективными, т. е. личностно значимыми;

– педагог знает гораздо больше, чем студент, но он не претендует на «полное и абсолютное» знание всего; как и студенты, вместе с ними и немного впереди, он постоянно приближается к знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не назидательный монолог;

– образование не дает готовые «рецепты» знаний и образцы поведения, оно предлагает многообразие их вариантов, обращаясь к природной потребности человека, выбирать, которая определяется как одна из гуманных характеристик, отражающих внутренний мир личности;

– однозначно установлен приоритет сознания над любыми внешними (бытием, политическими, экономическими, военными, социальными и т.д.) факторами: мир «открывается» перед студентом благодаря работе его сознания и мышления, как главной личностной ценности; педагог не «преподносит» мир в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания студента.

Сегодня востребуется специалист, который не только овладевает знаниями, умениями и навыками, но и реализует себя благодаря этим знаниям: развивает свой творческий потенциал, вступает в личностно-значимые коммуникации с окружающими людьми, культурой, проявляет охранительное отношение к природе и т.д. Повышается ценность личности, ее человеческих качеств, в связи, с чем меняется и отношение к образованию. Оно гуманизируется, его содержание наполняется культурными ценностями и нормами, которые становятся востребованными в педагогической деятельности и теоретическим положением гуманной педагогики, и в соответствии с ними образовательные технологии становятся более мягкими, тонкими, щадящими, вариативными, индивидуализированными.

Образование, получаемое в университете, должно помочь человеку не только стать специалистом, готовым к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире, но и помочь реализовать творческие возможности, научить социальной ответственности. На приоритетные позиции в системе университетского образования сегодня выдвинут процесс формирования личности, что неизбежно сопряжено с такими проблемами, как гармонизация мира и человека, понимание человеческого статуса, взаимосвязи биосферы и Вселенной, необходимости научения жизни в условиях информационной среды.

Возникший вновь интерес к феномену среды во многом объясняется разработкой проблем личностно-ориентированного образования и становлением понятия «ситуация», обозначающего совокупность факторов, детерминирующих развитие. Ситуация развития личности является выражением «средовой» природы личностной социализации индивида, при котором меняется подход к управлению процессами развития и саморазвития личности: педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, а через создание определенной среды развития личности, в которой развертываются жизненно значимые ситуации и события. Этим обусловлена актуальность проблемы проектирования и реализации возможностей образовательных сред (средовых условий) развития личности как ресурса качества образования. Особенно это значимо для исследования возможностей профессионально-ориентированной среды, в которой оказывается студент учреждения высшего образования.

И так сегодня необходимо глубоко осмысливать, что такое образованный человек, потому как нужен обществу высокообразованный человек – это не только безукоризненный специалист по своей области, но и человек, ориентирующийся в других сферах науки и культуры. Поэтому сегодня вместо понятия «профессионализм» все чаще начинают употреблять понятия «компетентность», «профессиональная компетентность».

Профессионализм – это хорошее владение своей профессией (технологиями обучения).

Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих в основном, высокопрофессиональный характер. Это, в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться; это гибкость мышления, умение подержать диалог, сотрудничество с окружающими, коммуникабельность и т.д.

Компетентностный подход задает принципиально иную логику организации профессионального образования, а именно логику решения задач и проблем не только и не столько индивидуального, сколько группового, парного, коллективного характера. Видение компетентности специалиста для наступившего века, по мнению многих ученых (В.В. Библер, А.Я. Данилюк, Т.И. Железновская, С.В. Мейен, И.И. Петрова, И.П. Подласый, В.М. Розин и др.), должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека.

Можно отметить по нашему мнению, важные особенности формирования и развития личности, чтобы она была наделена такими способами саморазвития и самосовершенствования для формирования профессиональной компетентности студентов в процессе обучения в вузе:

1) проектирование и организация образовательного процесса таким образом, чтобы были максимально задействованы и реализованы в деятельности межпредметные связи;

2) развитие профессионального мышления, рефлексии;

3) формирование у студентов потребности в профессиональном самосовершенствовании;

4) формирование профессиональной компетентности как интегрального качества личности с обозначением приоритетного компонента данного качества.

Многие исследователи компетентностного подхода в образовании, в качестве главного условия формирования компетентности в любой предметной области называют познавательную активность, имеющую определенную направленность и, прежде всего, профессиональную направленность. Познавательная активность позволяет накапливать информацию, овладевать методами познания, что проецируется в интеллектуальное развитие и способствует приобретению профессиональной компетентности.

Такой подход позволяет утверждать, что профессиональная компетентность высококлассного специалиста базируется на фундаментальном профессиональном образовании, эмоционально-ценностном отношении к любым видам деятельности, владении технологией профессиональной деятельности в сфере выбранной специальности.



Литература:

1. Козмински А. Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации: академическая надежность и стремление к повышению уровня вузов / Высшее образование в Европе. Том XXVII, - №4, - 2002.

2. Лебедева, Е. А. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг / Е. А.Лебедева, Г. Б. Скок // Университет: управление, практика и анализ. № 5, - 2005.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. Под ред. Е.С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2001.

4. Субетто А.И., Селезнева В.А. Качество образования как синтезатор проблем развития образования в России: мониторинг, квалиметрия, доктрина // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы III международной науч.-метод. конф. – Новосибирск: НГТУ, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle