Библиографическое описание:

Голованова Ю. В. Методика дистанционного образования: причины и методы решения проблемы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 114-116.

Дистанционное образование – это возможность получения знаний "на расстоянии", когда преподаватель и студент разделены пространством. Условием для развития данной формы образования явился рост достижений в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрый рост технической базы. Именно эти моменты делают дистанционное образование относительно дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях.

В России дистанционное образование (ДО) очень популярно из-за огромной протяженности территорий и оторванности многих регионов от образовательных центров. Эта форма образования в нашей стране стала развиваться в 90-е годы. В 1997 году было положено начало, а в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного образования, в ходе которого вузами были созданы и апробированы специальные учебные материалы (интерактивные учебники, видеофильмы с учебным материалом, аудио программы, специализированные компьютерные обучающие программы). В результате эксперимента была разработана методика дистанционного образования, что дало возможность всем учреждениям образования работать на их основе.

Основной идеей методик ДО является создание особой учебной информационной среды, которая дает уникальные возможности для получения знаний в форме, удобной для обучаемого (возможны варианты полностью самостоятельного обучения, так и посредством интерактивных общений с консультантом-тьютором). В методике ДО можно наблюдать три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – методика-технология на основе применения бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами личный двухсторонний контакт, в специальных учебных центрах, а также может использовать телефонную либо почтовую связь. Вторая технология – телевизионно-спутниковая. Данная технология еще очень дорога в России (в основном из-за дороговизны используемого оборудования) и как следствие, мало используется. Основной ее недостаток – слабая интерактивность, то есть обратная связь. Третья технология – это Интернет-обучение или сетевая технология. Чаще всего методика ДО подразумевает использование всех вышеназванные технологии в разных пропорциях.

ДО имеет ряд очевидных преимуществ перед традиционными видами обучения. Применение ДО в учебном процессе обеспечивает индивидуально-личностный подход к обучению студентов, ориентирует на творческий поиск к достижению новых знаний. Сетевые технологии оптимально подходят для решения этой проблемы. Таким образом, методика ДО решает психологические проблемы абитуриента, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удаленности от квалифицированных учебных центров, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Методики ДО могут преодолеть границы времени и места и дать людям возможность получить образование, вне зависимости от их социального статуса и материального положения. Образование, в особенности дистанционное, открывает оптимистические перспективы.

Как пишет Куклев В.А. в своей статье: "На наших глазах зарождается мобильное образование, как часть открытого дистанционного образования (ОДО); такое образование использует в качестве средств обучения мобильные беспроводные устройства, темпы распространения таких устройств растут интенсивно. Таким образом, мобильное образование является также одним из методов дистанционного образования. Мобильное обучение придает новое качество обучению и наиболее полно отражает тенденции в образовании современного человека, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени; является новым инструментарием в формировании человека информационного общества, в котором формируется новая среда обучения, независимая от места и времени. Мобильное обучение является составной частью открытого дистанционного образования с различными видами обеспечения: программным; информационным; методическим; организационным; нормативно-правовым; лингвистическим".

Мобильное обучение позволяет организовать высокую степень интерактивности между преподавателем и обучаемым; обеспечить эффективную обратную связь посредством мобильных устройств; увеличить долю обучения в сотрудничестве и обучения в рабочих группах. Мобильное образование напрямую связано с социальными сетями, которые приобретают все большую значимость в жизни современного общества. В широком смысле слова, социальная сеть – это сайт, созданный с целью поиска, знакомств и общения людей. Различают 4 вида социальных сетей.

Первые - это профессиональные социальные сети, которые создавались для соискателей и работодателей, система рекомендаций, репутации и прозрачности карьерного опыта в действии (linkedin.com; moikrug.ru; pro2.ru). Второй тип - это блог-сети (livejournal.com; liveinternet.ru; blogsport.com). В – третьих, это сайты знакомств (loveplanet.ru). В – четвертых, это сайты людей, которые учились в одной школе или вузе (facebook.com; vkontakte.ru).

Социальные сети сегодня играют преимущественно роль обмена информацией между профессионалами, учеными. Другая роль сетей состоит в создании знаний, получении коллективного знания. Для выполнения этой роли научные и образовательные сети должны иметь дискуссионную площадку (форумы, разветвленную систему комментариев и т. д.), необходимо предусмотреть оперативную систему оповещений, такую как рассылка.

В качестве средства управления знаниями можно рассмотреть корпоративный портал. Портал (portal) – это интегрированный комплекс (сервер Интернет) программ обеспечения для реализации концепции "все в одном месте через единый интерфейс пользователя", который обеспечивает:

- единую точку доступа пользователей Интернет к всем избранным ресурсам, услугам и приложениям портала, предоставляемого на основе персонализации или аутентификации;

- объединение информационных ресурсов и услуг;

- доставку важной для данной аудитории информации;

- совместную работу и коллективные услуги.

Поскольку порталы, как правило, обслуживают различные группы пользователей, то необходимо обеспечить два уровня доступа к информации: открытый и закрытый. Через открытую область портала все группы пользователей получают доступ к базе данных с рубрикаторами и классификаторами информационных ресурсов Интернет; к учебным курсам, включая системы тестирования; к тематическим форумам.

Через закрытую область портала открывается доступ к базе данных с рубрикаторами и классификаторами ресурсов Интернета; к видео конференциям, в том числе организуемым на портале; к средствам создания и управления базой знаний по проблемам педагогики и образования; к средствам подготовки учебных курсов, тестовых заданий, программ обучения, управления процессом обучения и анализа его результатов; к средствам управления доступом к содержащимся в базе данных ресурсам сети Интернет и видеоконференции и т. д.

Таким образом, образовательный портал, как образовательная социальная сеть предоставит учителям, преподавателям возможность получать и создавать информационные ресурсы, обмениваться опытом в сети. Учителя – предметники могут объединиться в виртуальные методические сообщества.

Социальная сеть служит для получения дистанционного образования. Существуют также другие технологии, такие как: видео, аудио, телеконференции, а также компьютерные конференции, которые в свою очередь основываются на использовании сервиса сети Интернет. К ним относятся: технология MOO, технология MUD, IRC, WWW, технология FTP, электронная почта, списки рассылки.

MOO - это среда, которая делает возможным взаимодействие через Интернет в реальном времени. С помощью MOO компьютер пользователя превращается в терминал удаленной головной машины, на которой имитируются виртуальные комнаты.

С помощью технологии MUD возможно создавать встречи на любое количество пользователей. Окружение MUD поддерживает MUD-почту - небольшие сообщения между участниками и бюллетень сообщений для публичных обсуждений.

Технология IRC - это программное обеспечение, позволяющее большому количеству пользователей посылать и просматривать небольшие текстовые сообщения в реальном времени. Все сообщения и координаты их авторов отображаются на экране.

В основе WWW- технологии лежит сетевой протокол "http://" и язык написания гипертекстов HTML. Вместе с протоколом CGI, языками Java, Java Script, Active X, технологиями Macromedia, возможностью передачи звука в реальном времени Real Audio, Real Video, MPEG и другими современными технологиями и техническими средствами, сервис WWW предоставляет неограниченные возможности для создания дистанционных учебных курсов.

Технология FTP в образовательных системах носит вспомогательных характер. На FTP серверах размещают большие файлы, которые содержат наглядные пособия: видео фильмы, графические изображения высокого разрешения, программные модели, документацию (обычно в формате PDF) и другие.

Электронная почта наиболее популярный и важный сервис в сети Интернет. По электронной почте можно передавать тексты, графику, программы, мультимедийные файлы. Данный ресурс наиболее распространен в системе дистанционного образования, как самый доступный и дешевый Интернет-ресурс, не требующий особо дорогих, малораспространенных технических средств.

Подводя итог, хочется сказать, что дистанционное образование - это одна из актуальных тем в нашем обществе. И, наверное, в будущем наше образование будет приоритетно дистанционным, хотя и традиционное образование нельзя отбрасывать. Дистанционное образование - это особая форма обучения, сочетающая элементы очного и заочного обучения в их уникальных комбинациях на основе современных информационных технологий. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют обойти недостатки традиционного обучения, сохраняя при этом все его достоинства.


Литература:

1. Адлер Ю.П., Кочетов А.И. Повышение качества подготовки специалистов.// Стандарты и качество, МИСиС - 2000.- № 2.- С. 68-72.

2. Демкин В.П., Можаева Г.В. Телекоммуникации для образования.- СПб.: БХВ-Петербург, 2004.- 1136с.

3. Егоршин А.П., Кручинин В.А. Емкость рынка и качество дистанционных образовательных услуг, 2006.

4. Куклев, В. А. Методология мобильного обучения. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 254 с.

5. Куклев, В. А. Электронное обучение с помощью мобильных устройств в любое время и в любом месте. - Ульяновск: УлГТУ, 2009.- 356 с.

6. Рулиене Л.Н. Образовательные возможности социальных сетей.//Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – №5. – С. 43-46

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle