Библиографическое описание:

Лозицкая А. И. Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при просмотровом чтении [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 86-88.



Одним из главных и важных аспектов в изучении иностранного языка в средней школе является чтение. Чтение — мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающий на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации [2, с.5]. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования заложен перечень стратегий смыслового чтения, которые формируются при обучении разным видам чтения. В статье считаю необходимым рассмотреть виды чтения, представленные в методической литературе; определить значимость просмотрового чтения среди других видов чтения; обратить особое внимание на способы реализации стратегий смыслового чтения при обучении учащихся просмотровому чтению.

Анализируя требования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования, можно отметить что «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» является обязательным компонентом ожидаемых результатов освоения основной образовательной программы [5, с. 40]. В методической литературе смысловое чтение рассматривается как вид чтения, способствующий пониманию читающим смыслового содержания текста. Таким образом, исходя из самого определения, целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержания текста. Читающий должен уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Под стратегиями смыслового чтения в современной методической литературе рассматривают комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей[4, с. 45].

В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. Х. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание в тест для полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации для ее дальнейшего использования. При чтении с полным пониманием содержание аутентичного текста необходимо понимать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали.

Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.

Просмотровоечтениерассматривается как вид чтения, целью которого является получение общего представления о содержащейся в тексте информации. Это беглое, выборочное чтение, предваряющее ознакомление с текстом и детальное изучение его. Для него характерны определение темы и характера текста, выделение основной мысли, оценка доступности материала, его актуальности и перспективности использования информации, содержащейся в нём[3, с. 30].

Анализируя стратегии смыслового чтения в ФГОС, учитель определяет методику их формирования и применение видов чтения для отработки навыка у учащихся.

Например, при использовании просмотрового чтения на уроке ученик научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста, использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) [5, с. 43].

Просмотровое чтение занимает важное место среди других видов чтения, потому что оно обычно предшествует ознакомительному и изучающему. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомиться с содержанием текста (его «предлагаемой» темой) или книги (названием её глав или параграфов, автором произведения).

При просмотровом чтении обычно читается (просматривается) отдельные абзацы и предложения при этом, не вчитываясь и не анализируя информацию, в книге — титульный лист, оглавление, аннотация. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов, и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. И уже эта информация поможет создать образ текста в целом, его ценность и решить, насколько необходим данный источник.

Количество смысловых кусков в тексте при просмотровом чтении гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Иногда просмотровое чтение называют чтение с охватом общего содержания. Чтение с охватом общего содержания используется, когда читающий не нуждается в деталях и подробностях. Этот вид чтения проводится только в классе под контролем учителя. Это связано с тем, что при его проведении практикуется, как правило, одноразовое чтение про себя, при котором учащиеся должны, несмотря на наличие в тексте незнакомых слов и некоторых грамматических явлений, понять основную идею текста. При этом возможны два режима чтения: без ограничения времени, когда учащиеся тратят на текст столько времени, сколько каждому для этого нужно (прочитав текст, каждый ученик закрывает книгу), и с ограничением времени на более продвинутой стадии, когда учитель заранее устанавливает срок, за который все учащиеся должны прочитать текст (этот срок должен быть реальным и для слабого ученика), а по истечении его учитель останавливает чтение

Чтение с охватом общего содержания проводится без использования словаря или грамматического справочника; более того, незнакомые слова из таких текстов вообще не включены в словарь учебника и учащиеся читают тексты, опираясь на языковую и смысловую догадку. Учащиеся догадываются о значении слов по их форме; к таким словам относятся так называемые интернациональные слова и слова, образованные от известных учащимися корней с помощью знакомых аффиксов. В тех случаях, когда ученик не может догадаться о значении слов и грамматических явлений в тексте, он прибегает к смысловой догадке, опираясь на понятые фрагменты текста.

В методической литературе условно выделяют три этапа работы с текстом:

  1. Предтестовой — это мотивационный этап, целью которого является прогнозирование содержания по названию, по иллюстрациям, предвосхищение чтения.
  2. Текстовой — это, по сути, этап диалога учащегося с автором текста, в процессе чтения текста учащийся делает остановки и задает свои вопросы, прогнозирует предполагаемые ответы, проверяет свои ответы, тем самым вычитывая подтекст, интерпретируя точку зрения автора.
  3. Послетекстовой — это заключительный этап занятия, на котором учащийся формулирует главную мысль, при необходимости корректирует свою интерпретацию авторской позиции [1, с. 182].

На каждом этапе работы с текстом существуют приемы обучения просмотровому чтению.Напредтекстовом этапе осуществляетсяработа с заглавием перед чтением текста:

  1. Прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово.
  2. При просмотре текста определите, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.
  3. Найдите слова-заместители для доминирующего слова заглавия в тексте
  4. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.
  5. Найдите в тексте предложения с варьирующимся повтором доминирующего слова в заголовке.
  6. Повторно прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте.

На текстовом этапе выполняются упражнения на определение темы текста:

  1. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.
  2. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть).
  3. Скажите, выражена ли тема в заголовке (подзаголовке) текста.
  4. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
  5. Назовите вопросы, которые рассматриваются в тексте.

На послетекстовом этапе целесообразно выполнять упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста:

  1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
  2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания текста.
  3. Выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в тексте.
  4. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.

При использовании просмотрового чтения на уроке

– Учитель, формируя стратегии смыслового чтения, опирается как на традиционные методы обучения, так и использует современные педагогические технологии в соответствии с опытом работы и возрастом учащихся

– Ученик, овладевая стратегиями смыслового чтения, осознанно ориентируется в содержании текста, умеет находить в тексте требуемую информацию, высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Литература:

  1. Маслыко Е. А., Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Маслыко Е. А. и др. — Мн.: Вышэйшая школа, 1999. — 522 с.
  2. Фокина, Т. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. — М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009. — 158 с.
  3. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. -М.: Высшая школа, 2005. — 185 с.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle