Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Вавринюк О. Н. Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 48-51.



В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Здоровье является первой и важнейшей потребностью человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора, которое

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. К числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т. д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении.

Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Признаками здоровья являются:

 устойчивость к действию повреждающих факторов;

 показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

 функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

 наличие резервных возможностей организма;

 отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

 высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

К сожалению, многие родители, как образец для детей не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, в дальнейшем могут появится все сопутствующие болезни основных заболеваний.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, которую он не должен перекладывать её на окружающих. Ведь, если человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20–30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Отказ от вредных привычек это еще один важный шаг на пути к собственному здоровью. С раннего возраста необходимо вырабатывать привычку вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровый образ жизни — это тот образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости [1, с. 34].

К сожалению, высокие нагрузки и требования к обучению детей, дополнительные занятия, увлечение телевизором, компьютером и другими гаджетами, фаст-фудом, постоянные стрессы, пассивный отдых и редкое пребывание на свежем воздухе год за годом подтачивают здоровье дошкольников. Исследования показывают, что к окончанию дошкольного и школьного образования здоровых детей остается всего несколько процентов. Очень серьезным испытанием, которому подвергается нервная система и здоровье школьников, это переход ребенка из детского сада в школу.

Дошкольный возраст — время серьезной физиологической перестройки, роста и развития детского организма. На момент поступления в дошкольное учреждение и в школу наблюдается снижение активности вилочковой железы (орган иммунной защиты у маленьких детей) и увеличение активности других желез: гипофиза, половых желез, надпочечников и это требует от организма активизации всех ресурсов. Дети дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в особенно бережном и внимательном отношении. Важно не забывать о том, что дошкольный возраст важный период в развитии организма, и не всегда погоня за успехами в подготовке к школе оправдана. Необходимо подождать окончания «второго физиологического криза», не ругая и не третируя ребенка за проблемы в детском саду или школе, постепенно спокойно помогая ему наверстать упущенное: позаниматься дома, пройти курсы развития внимания, памяти и мышления.

Физиологи и валеологи подтверждают тот факт, что малоподвижный образ жизни, необходимость много времени проводить в игровой комнате, а не на свежем воздухе, запрет на подвижные игры и беготню во время прогулки, высокая зрительная нагрузка, стрессы — все это негативно отражается на здоровье ребенка. Это одна из причин, по которой дети старшего дошкольного возраста должны уделять время прогулкам и занятиям спортом. Физическая активность укрепляет работу всех систем органов, в том числе и нервной системы. Старший дошкольный и младший школьный возраст — это время возникновения так называемых «неврозов, фобий» — нервных расстройств, возникающих при выпуске из дошкольного учреждения и при поступлении в школу. Связаны они и с трудностями школьного обучения, и с воспитанием в дошкольном периоде.

В современных условиях значительно возрастает роль дошкольного и начального образования в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослые и семья должны создать благоприятные условия для развития интеллектуальных, двигательных способностей и укрепления физического, психического здоровья ребенка, повышения его умственной и физической работоспособности.

Одной из важнейших задач современного детского сада является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Однако в современном мире возникает серьезная проблема воспитания здорового ребенка, обладающего надежным физическим и психическим здоровьем, высокой интеллектуальной подготовкой, способного к активной жизнедеятельности. В последние годы многие врачи-гигиенисты, педагоги-психологи, биологи-физиологи с большой тревогой отмечают неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в деле охраны и укрепления здоровья детей и подростков [3, с. 17].

Педагогическая валеология как наука о здоровье человека, базирующаяся на интегративных знаниях медицины, возрастной педагогики и психологии, гигиены и физической культуры, должна способствовать воспитанию ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здорового образа жизни. Поэтому учить здоровому образу жизни, воспитывать ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста следует путем повышения валеологической грамотности взрослых, родителей и педагогов. С этой целью необходимо включить в региональный компонент дошкольного и начального школьного образования педагогическую валеологию и разработать для образовательных учреждений комплексную здоровьеформирующую программу.

Приоритетным направлением валеологического образования, безопасного поведения и формирования ЗОЖ должно выступать формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения валеологической культуры у каждого ребенка формировались чувства уважения и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя и реализуя принципы валеологического образования и здоровьесберегающую деятельность ребенка дошкольного возраста, необходимо знать, что дошкольные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального здоровья [4, с.3].

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое физиологическое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести и стремиться вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей в этом возрасте является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы, о которых говорилось выше. Важная задача, которую нужно решить, осуществляя валеологическое воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению и психофизиологическому развитию.

Валеологическое воспитание, формирование основ безопасного поведения должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности. Он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья. Важно, чтобы в процессе валеологического образования ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.

Валеологическое воспитание предусматривает формирование у ребенка понимания своей половой принадлежности и соответствующих этому качеств: в мальчиках — силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках — пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости [2, с. 40].

Формирование предпосылок здорового образа жизни, валеологическое образование и обучение основам безопасного поведения детей дошкольного возраста служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные и государственные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.

Если валеологическое образование проходит успешно, ребенок должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья:

 знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

 уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

 понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

 знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

 уметь правильно строить режим дня и выполнять его;

 знать основные правила рационального питания с учетом возраста;

 понимать значение двигательной активности для развития здорового организма, уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе занятий и в течение всего дня;

 знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

 знать основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их использования;

 уметь составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;

 знать, как охранять свое здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе первую доврачебную помощь;

 знать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления;

 знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

 уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;

 знать лечебные учреждения, профессии врачей- специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезни;

 знать, почему необходимо посещать врача;

 знать лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав, уметь использовать их для профилактики и лечения некоторых заболеваний, уметь приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;

 знать особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и коррекции;

 знать особенности развития мальчиков и девочек, понимать значение самовоспитания в формировании личности мальчика и девочки;

 знать состав, родственные корни своей семьи, любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;

 быть осторожным в общении со взрослыми незнакомыми людьми обоего пола, избегая тем самым возможных экстремальных ситуаций. Знать, что человек не только «великое чудо света»: среди людей могут оказаться подонки, насильники;

 уметь взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни [3, с. 25].

Эффективность решения оздоровительных задач в дошкольном учреждении можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

В современном образовательном процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению среди школьников реального здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни, препятствуют проявлениям девиантного поведения дошкольников.

Организация процесса формирования здорового образа жизни, безопасного поведения дошкольников будет результативной, если выполняются следующие организационно-педагогические условия:

 формирование знаний и представлений дошкольника о здоровье человека, о его здоровых и вредных привычках, о собственном здоровье;

 организованная двигательная активность дошкольников, необходимая для удовлетворения природной возрастной потребности растущего организма ребенка в постоянном движении;

 культивирование привычек и навыков здорового образа жизни;

 выработка и формирование ценностного отношения дошкольника к здоровому образу жизни.

Анализ существующей литературы позволяет сделать вывод, что пока слабо исследованы педагогические условия, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках физкультуры. Выделенные противоречия свидетельствуют о том, что современная школа пока не готова выполнить одну из общественных задач — растить здоровое поколение детей в связи с недостаточной разработанностью, в частности, проблемы формирования ЗОЖ у дошкольников при изучении образовательной области «Физическая культура», «Здоровье».

Литература:

  1. Березина Н. О. 10-летняя динамика состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. — М.: НО НЦЗД РАМН, 2002. — с. 57.
  2. Нагавкина Л. С., Татарникова Л. Г. Валеологические основы педагогической деятельности. — СПб.: КАРО, 2006.– 272 с.
  3. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. — СПб.: КАРО, 2006. — 176 с.
  4. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. -5-е изд. — М.: Медицина, 1988. — 256с.
  5. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — К.: Хоста, 2005. — 180 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle