Библиографическое описание:

Степанова О. В., Смагулова А. Ш. Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 220-222.



 

В последние годы возрастает число детей с отклонениями в развитии. При этом отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у дошкольников. Нередко в состав сложного дефекта входит симптом аутизма.

Термин «аутизм» (от греческого autos — «сам») — означает погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми, бедностью эмоциональных проявлений.

Ранний детский аутизм (РДА) — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Происходит нарушение формирования эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно в виде использования невербальных средств (жестов, мимики) и альтернативных коммуникативных систем.

Аутизм — это серьезное заболевание, для которого свойственно нарушение способностей у ребёнка к познанию окружающего мира и общества. В 1943 году американский ученый Лео Сделал первое описание заболевания аутизма у детей. В результате нарушения в личностно-эмоциональной сфере детей и подростков получили дополнительные названия — синдром раннего детского аутизма, синдром раннего детского аутизма (РДА), синдром Лео Каннера.

По степени тяжести аутизм у детей варьируется от легкой до очень сложной. При легкой степени аутизма ребенок может казаться нормальным, ну и только немного странным. А тяжелая степень заболевания может полностью нарушить функций головного мозга.

Выделяется четыре группы детского аутизма. Каждая из них характерна своими способами отрешенности от внешнего мира в обществе.

          Отрешенность от происходящего полная. Дети этой группы не имеют точек соприкосновения с окружающим миром. Они совершенно не реагируют на отсутствие пищи, влажные пеленки. Их напрягает взгляд и даже незначительные телесные контакты.

          Отвержение окружающей среды. Характеризуется тщательной избирательностью в контактах. Общение ребенка может ограничиваться только родителями. Для малышей этой группы свойственно испытывать сильное чувство страха. Это реакция бывает очень агрессивна. Но дети второй группы, в отличие от первой, более адаптированы к жизни в обществе.

          Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться в своих интересах. Их занятия, как правило. Не носят познавательный характер. Ребенок может длительное время рисовать один и тот же сюжет, разговаривать месяцами на одну и ту же тему. Их интересы зачастую агрессивны и устрашающи.

          Трудности при взаимодействии с окружающей средой — проявление аутизма в легкой степени. У детей повышены ранимость и уязвимость.

Одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков. В последние десятилетия исследователями разрабатываются три основных подхода к формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом:

          психоаналитический;

          бихевиористский;

          психолингвистический;

Психоаналитическом подходе рассматривают коммуникативные нарушения при аутизме как средство выражения внутренних психических конфликтов. Недостатки коммуникации являются следствием нарушения самосознания, развитие коммуникативных навыков у детей с аутизмом осуществляется спонтанно в ходе терапевтической работы. Психоаналитический подход является целенаправленным формированием коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом.

Бихевиористский подход зародился в первой половине 60-х. его родоначальниками стали О. И. Ловас, которые предприняли первые попытки в развитии речи аутичных детей. С этой целью использовалась оперантная тренировочная техника. Программы данного направления начинались в основном с обучения ребенка сидеть на стуле в течение определенного промежутка времени, устанавливать глазной контакт по инструкции и имитировать движения взрослого. Затем его обучали имитации отдельных звуков, слов и пониманию их значения: ребенок должен выбрать соответствующий объект или картинку, в ответ на вербальную инструкцию педагога. После этого ребенка учили называть объекты, картинки или их признаки в ответ на вербальный стимул (например, «Что это?» или «Где кубик?»). детей, освоивших эти навыки, обучали ответам на вопросы простыми фразами (например, «Это мяч» или «Кубик в коробке»).

Ребенок должен был выбрать соответствующий объект или картинку, в ответ на вербальную инструкцию педагога. После этого ребенка учили называть объекты, картинки или их признаки в ответ на вербальный стимул (например, «Что это?» или «Где кубик?»). Детей, освоивших эти навыки, обучали ответам на вопросы простыми фразами (например, «Это мяч» или «Кубик в коробке»). Бихевиористском направлении разрабатывались стимульные условия, контексты обучения, используемые подсказки, большое значение уделялось подкреплению правильных ответов. Особое внимание сторонники бихевиористского подхода уделяют обучению мутичных детей, не способных к овладению вербальными средствами коммуникации.

Психолингвистическом подходе, изучают онтогенетическое развитие детей в норме, и применяют данные знания при обучении детей с аутизмом. Они сравнивают последовательность приобретения коммуникативных навыков в норме и при аутизме; рассматривают вопрос о соотношении и взаимосвязи языка с другими сферами психического развития аутичного ребенка: когнитивной, социальной.

На данный момент с уверенностью можно сказать, что в работе с детьми–аутистами необходимо использовать комплексный подход. Другими словами, с ребенком должна проводиться и коррекционная, и развивающая, и психологическая работа. Если говорить о коррекционно-развивающих мероприятиях, то в настоящее время предлагается два основных пути работы:

1)      коррекционный подход (использование медикаментов, диеты, коррекционные школы — позволяет работать с внешними проявлениями синдрома — повышенной тревожностью, высокой чувствительностью к различным раздражителям);

2)      «обучающий» подход (речь идет о методах когнитивно-бихевиоральной терапии — может выработать у ребенка навыки определенных действий в тех или иных ситуациях и даже научить говорить «подходящие» фразы в нужных местах разговора, однако здесь нужно задуматься о том, не уподобляем ли мы при этом ребенка механической машине?).

Лечебно-педагогическая работа с детьми с синдромом раннего детского аутизма имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию.

 

Литература:

 

  1.    Башина В. М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999.
  2.    Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. — М.: Медицина, 2000.
  3.    Холдинг терапия как форма психологической помощи семье с аутичным ребенком // Дефектология. — 1996. — № 3.
  4.    Шипицина Л. М. Детский аутизм. — М.: Дидактика Плюс, 2001.
  5.    Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: МГУ, 1990.
  6.    Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995. — 527 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle