Автор: Елизарова Юлия Васильевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Библиографическое описание:

Елизарова Ю. В. Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 222-224.



 

В связи с переменами, произошедшими в нашей стране за последние десятилетия, система среднего профессионального образования так же претерпевает масштабные изменения. Одним из приоритетных направлений реформирования отечественного образования стало обновление содержания, форм и методов подготовки специалистов на основе нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе.

Введение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях повлекло за собой необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. По новым стандартам, под результатами понимается сформированность у выпускников общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС, в соответствии со специальностью (профессией).

Понятие «компетентность» происходит от латинского слова compete, и в работах современных ученых (Э.Ф. Зеер, С.А. Дружилова, В.И. Кашницкого, И.В. Крупина, Л.М. Митиной, и др.) толкуется неоднозначно.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» компетенция же рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Далее, понятие «обучение» рассматривается как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей». Отсюда можно сделать вывод, что компетенция с точки зрения образовательного процесса включает в себя не только знания, умения, навыки, но также предполагает наличие способности действовать в заданных обстоятельствах, следовательно, наличие достаточного опыта профессиональной деятельности.

Общие компетенции означают совокупность социально — личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной-коммуникационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда [1].

Основными составляющими информационно-коммуникационной компетенции выпускника являются индивидуальные способности и качества выпускника, определяющие его возможности и умения:

                    самостоятельно искать, анализировать, представлять и передавать информацию;

                    моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе — собственную индивидуальную деятельность и деятельность коллектива;

                    творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе продуктивной деятельности;

                    ориентироваться в среде, организационной на базе современных информационных и коммуникационных технологий;

                    квалифицированно использовать в своей практической профессиональной деятельности современные средства информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих многократное увеличение производительности труда.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего специалиста — сложный процесс.

Главной задачей образовательных учреждения среднего профессионального образования является формирование новой высокоразвитой информационно-образовательной среды, которая так необходима для подготовки высокопрофессиональных и конкурентоспособных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности, отвечающей требованиям современного информационного общества [2]. Решение этой задачи требует значительной организационно-методической перестройки образовательного процесса.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников на уровне требований информационного общества должно происходить в условиях:

                    значительного повышения уровня информационно-коммуникационной компетентности преподавательского состава;

                    качественно нового технического оснащения учебного заведения средствами ИКТ;

                    системного внедрения и активного использования ИКТ в учебном процессе.

Для определения уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности необходимо определить ее показатели и критерии. В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности можно выделить следующие:

                    осознание недостатка информации и её необходимости в решении какой-либо задачи;

                    осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках (газеты, журналы, литература, Интернет, и др.);

                    оценивание найденной информации (аналитическая обработка информации, критическое отношение к полученной информации);

                    создание новой информации средствами ИКТ;

                    сохранение и передача информации.

Механизм развития информационно-коммуникационной компетенции характеризует совместную деятельность преподавателя и студентов, основанную на идеях организующе-консультативной роли первого и самореализации вторых. При использовании активных методов студент не получает готовых знаний, а добывает их сам, причем знания не являются целью образования, они становятся средствами решения возникающих проблем. В этом случае приобретается незаменимый опыт самостоятельной работы, что немаловажно.

Когда формируются способы деятельности, для информационной компетенции — деятельности по поиску, анализу, сбору, трансформации, представлению, передаче и сохранению информации, использованию ее для решения проблем, существенное значение приобретают смыслы — как сделать работу с информацией осмысленной потребностью, базовым началом любой деятельности, навыком, схожим с навыком письменной речи, — человек пишет, не задумываясь, почти автоматически. Реализация смысловой составляющей осуществляется через специально подобранные профессионально ориентированные задания на «смыслы». (Например, объясните, почему поиск нововведений или изменений в земельном законодательстве целесообразно искать в Интернете), либо на включение в содержание проектов смысловой составляющей (объясните подбор источников информации для проекта). Технологическая составляющая предполагает использование заданий на работу с различными источниками, поиск, анализ и систематизацию информации, составление краткой аннотации содержания источника (обзора), составление критических замечаний по статье или учебному пособию, подготовку докладов, рефератов и т.д. Важно, чтобы был запланирован рост самостоятельности студента.

Таким образом, формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе обучения позволит подготовить конкурентоспособного выпускника, способного ориентироваться в среде, направленный на квалифицированное использование средств информационных и коммуникационных технологий в своей практической профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

  1.              Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
  2.              Вишнякова А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: Дисс… канд. пед. наук. — Оренбург, 2002.
  3.              Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5.
  4.              Максимова Е. Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2007. — № 3.
  5.              Матвеева Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование сегодня. 2007. — № 7.
  6.              Мельник Е. В. Содержание коммуникативной компетентности педагога / Е. В. Мельник // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2004. — № 4.
  7.              Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 3
  8.              Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. М., 2002.
  9.              Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 / Центр «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle