Библиографическое описание:

Сайидова С. Ё. Компетентный преподаватель — педагог-мастер [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 14-17.



 

Актуальность данной темы заключается в том, что задачи поставленные перед педагогами и выпускниками образовательных учреждений требует формирования новых компетенции, готовности к решению разных задач в новых нестандартных ситуациях. В статье говорится о количестве в учебном заведении высококлассных преподавателей, активных методах обучения и о высоком уровне их подготовки.

Ключевые слова: коммуникативный, организация учебного процесса, источник знаний, компетентность, модель, целенаправленность, творческая личность, современный педагог, привлекательность, конкуренция.

 

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Н. А. Некрасов

 

Задачи, поставленные сегодня государством и обществом перед образовательных учреждениях, требуют формирования у педагогов новых компетенций, готовности к решению педагогических задач в новых нестандартных ситуациях. В. Г. Воронцова считает, что учителя надо рассматривать как «главное действующее лицо любых преобразований, не функционера, а творческую личность с философским мировосприятием, высокого уровня образованности, педагога, способного на решительный поворот от авторитарной педагогики к педагогике гуманной, нравственной, созидательной, педагогике свободной личности».

Самая трудная и многоаспектная задача, которая всегда стоит перед любым образовательным учреждением, — повышение качества образования. Последнее предполагает введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ, применение новых технологий, внедрение прогрессивных форм организации учебного процесса и активных методов обучения. Наиболее удачными методами в усвоении студентами знаний являются активные методы обучения. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, формирования личностного подхода к возникающей проблеме. Компетентный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе. Одной из основных целей вузовского обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций. В предложениях по модернизации образования на современном этапе, наряду с первоочередными задачами: особое место занимает информатизация образования. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

Однако, никакие грамотно составленные учебные планы и программы, а также новые технологии не могут гарантировать качество образования, если сам проводник всего этого не способен обеспечить высокий уровень обучения. Чем больше в учебном заведении высококлассных преподавателей, тем выше уровень подготовки учащихся и тем более востребованным становится данное образовательное учреждение. Чтобы вуз и факультет стали привлекательными, необходима, в первую очередь, «привлекательность» работающих там преподавателей.

Под привлекательностью преподавателя мы понимаем следующее:

1)                привлекательным является тот преподаватель, который

а)                постоянно работает над собой, т. е. интересуется и перенимает опыт преподавания в ведущих вузах страны и за рубежом; постоянно совершенствует методические пособия и учебные программы; при этом не козыряет их количеством, а оказывается востребованным своей продукцией другими преподавателями и вузами;

б)                читая лекцию или проводя семинарское занятие, не дублирует страницы учебника, не представляет себя студентам как единственный источник знаний, а демонстрирует различные способы их добывания, осмысления и концептуализации; проводит занятия так, что предоставляет студентам возможность максимально.

2)                привлекательным можно считать того преподавателя, который систематически занимается научными изысканиями, причем в той области, в которой он работает как преподаватель; написав кандидатскую или докторскую диссертацию, не довольствуется этим багажом на долгие годы и понимает, что его научный статус связан не с количеством опубликованной им научной продукции, а с реальной ее востребованностью; принимает активное участие в научных форумах разного уровня и т. д.;

3)                привлекательным является тот преподаватель, который своим стилем жизни способствует повышению престижа вуза, в новых социально-экономических условиях осознает необходимость поднятия его конкурентоспособности; в общении со студенческим коллективом уважителен и корректен, заряжает окружающих своим примером оптимистического отношения к жизни; в условиях сосуществования разных культурно-ценностных ориентаций проявляет толерантность, настроен на конструктивное сотворчество; имеет активную гражданскую позицию.

Важнейшей целью модернизации образования на современном этапе является подготовка высококлассных и компетентных специалистов. Высокообразованный специалист — это человек компетентный, отлично разбирающийся в профессиональных вопросах, демонстрирующий высокий уровень практического применения специальных навыков и умений. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.

С момента своего возникновения ВУЗ считались «преобразователями мира». Они способны формировать новые направления человеческой мысли. И эти мысли, вышедшие из академических стен вместе со студентами, постепенно трансформируют экономическую, политическую и научную реальность. Для того чтобы выпускники становились социальными лидерами в современных условиях, им необходимо предоставлять качественное образование на всех этапах обучения и готовить к эффективным действиям на международной экономической арене с очень высокой конкуренцией. Решение этой задачи требует изучения зарубежного опыта по актуальным вопросам качества образования и создания международных образовательных программ, которые могли бы дать студентам навыки международного взаимодействия и опыт общения с учеными ведущих университетов зарубежных стран.

«Компетентная модель — научная основа проектирования результата и процесса освоения образовательной программы, обеспечивающая готовность и способность выпускников к успешной деятельности и самореализации. Реализация компетентностной модели предусматривает изменения во всех звеньях образовательного процесса»

1)                Целевые установки: — от формирования системы знаний и умений к готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, самореализации на современном рынке труда;

2)                содержание образования: — от фундаментальных знаний и умений к интегрированным представлениям о мире, освоению методов преобразования окружающей действительности;

3)                деятельность педагога: — от монологического изложения материала к активным и интерактивным методам обучения, созданию атмосферы сотрудничества и сотворчества;

4)                организация педагогического контроля: — от традиционного подхода к комплексному использованию традиционных и инновационных методов и средств оценивания, модульно-рейтинговой системы оценивания.

Очевидно, что переход к новой парадигме профильного обучения требует иного педагога, который должен владеть адекватной дифференцированной системой приемов и методов, которые и могут обеспечить индивидуализацию процесса обучения.

Одним из приоритетных направлений профессиональных компетенций учителя является мониторинговая деятельность, поскольку именно она является системой организации сбора, обработки, оценки информации об учебно-воспитательном процессе, обеспечивая непрерывное слежение за его состоянием и динамикой развития.

Современный педагог соединяет в себе любовь к делу и к студентам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих студентов. Он должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив учебное заведение, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

Современный учитель — это профессионал, мастер своего дела. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Ценность преподавателя как специалиста определяется тем, каков конечный результат его работы, каких реальных успехов достигли студенты, обучающиеся у данного преподавателя. Если раньше студенты вузов получали диплом, который гарантировал им работу и зарплату, то в условиях конкуренции между образовательными учреждениями работу получат только очень хорошо подготовленные выпускники, так как в школах ученикам для сдачи ЕГЭ нужны не оценки, а реальные знания. Поэтому — хотя для получения диплома о высшем образовании в принципе достаточно учиться на «удовлетворительно» — сегодня общество может поставить вопрос так: УЧИТЕЛЕМ должен работать только тот, кто сам учился на «хорошо» и «отлично». Эту задачу, наряду с другими, и призвана решить многоуровневая система высшего образования, которая предполагает, что учителем должен быть не просто специалист, а специалист высокого класса. Такой подход ставит перед педагогическим вузом более высокую задачу.

Наиболее важной из всех профессиональных компетенций современного учителя является высокий уровень управленческих умений — анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы. И несомненно, главное из этих средств — умение учителя ставить цели учебного занятия или блока занятий, т. к. именно цели представляют собой системообразующий компонент в любом социальном проекте, к которым относится учебная деятельность. Умение учителя проектировать цели для современных учащихся становится важнейшей составляющей профессионализма учителя.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: учитель — это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к саморазвитию, способная любить, быть счастливой и сделать счастливым другого.

 

Литература:

 

  1.              Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. — Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997.
  2.              Блинкова Л. В. и др. Педагогическая мастерская гимназии. // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2009. — № 2.
  3.              Шамова Т. И. Постановка целей и планирование учебного процесса / Т. И. Шамова, Н Л. Галеева // Биология в школе. — 2004. — № 4. — С.29–33.
  4.              Международный журнал экспериментального образования № 12,2012
  5.              Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., Просвещение, 2001

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle