Библиографическое описание:

Огородникова И. А. Организация проектной деятельности на уроках литературы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 173-175.



 

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, личностно ориентированное обучение, учебный проект, этапы проекта, ИКТ.

 

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

 

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Появление образовательных стандартов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций и создающих условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению литературы, необходимость расширения возможностей социализации современного подростка требуют освоения обучающимися навыков проектно-исследовательской деятельности.

Действительно, учебные проекты позволяют формировать самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывать научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность ребенка, ее творческие и интеллектуальные возможности. Учебный проект как таковой ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую. Для успешного его выполнения необходимы такие умения, как умение находить и решать проблемы, анализировать результаты своей деятельности, прогнозировать различные варианты собственных решений, устанавливать причинно-следственные связи. В то же время метод проектов формирует не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения.

Целью использования проектных технологий на уроке также является организация разноуровневого и дифференцированного обучения, воспитание исследовательской культуры обучающегося, формирование коммуникативных, языковых, культурологических компетенций, а также выработка навыков взаимодействия в больших и малых группах.

Проектная деятельность укладывается как в парадигму личностно ориентированной педагогики, так и является важной составляющей системно-деятельностного подхода к образованию.

Основная проблема данной технологии — организация проектной деятельности во время урока. Внеурочные долгосрочные проекты — это одно. Проектное исследование на уроке организовать сложнее. Необходимо продумать целый ряд вопросов: какое место в композиции урока следует ему отвести? Какой тип проекта логичнее всего использовать? Как сформулировать тему урока-исследования? Ответ на все эти вопросы заключается в понимании того, что для учителя проект — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Используя на уроке разные типы проектов, необходимо отталкиваться от темы и цели учебного занятия. Некоторые учебные темы основываются на проекте с начала и до конца, другие предполагают обращение к проекту в качестве завязки или кульминации, иногда он необходим на одном этапе изучения темы.

В рамках урочной системы целесообразно использовать следующую структуру работы над проектом:

1 этап — планирование: определение темы проекта, постановка цели, определение задач. Здесь же происходит распределение учащихся на группы и обсуждение вариантов работы.

2 этап — построение ориентировочной схемы действий. На данном этапе распределяются обязанности, продумывается ход деятельности, отбирается материал.

3 этап — деятельность: практическая работа (анализ текста, историко-культурологический комментарий, беседа по вопросам и т. д.). Учитель заранее продумывает: будет ли это одновременная работа со всеми группами или индивидуальные задания по выбранным темам для каждой группы.

4 этап — рефлексия. Это этап обобщения и выводов, анализа как положительных сторон в работах, так и ошибок, и нахождения способов их устранения.

5 этап — оценка: представление работ (защита проектов). Здесь открываются самые широкие возможности для поиска жанров и организационных форм презентации. это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, рекламная акция, заочная экскурсия и т. д.

Чаще всего на своих уроках мы обращаемся к информационным проектам. Они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается, что участник проекта знакомится с этой информацией, анализирует её и обобщает факты. На уроках, работая в группах, учащиеся создают учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Примером такого проектирования может стать исследование на тему «По следам героев романа М.Булгакова». Продуктом такого исследования являются заочные экскурсии по Москве 30-х годов и Древней Иудеи.

Информационный проект, в свою очередь, может стать толчком к следующему исследованию. Например, выслушав представление самостоятельно выполненного дома проекта “Петербург Достоевского” одного-двух учащихся, ребята получают исследовательское задание: подобрать примеры из романа «Преступление и наказание», углубив тему через цветовую символику произведения.

Научиться выдвигать гипотезы, разрабатывать пути решения проблем, обсуждать полученные результаты, делать выводы и защищать свою точку зрения обучающиеся могут на уроке, где организован исследовательский проект, в основе которого всегда стоит проблемный вопрос. Темы — самые распространённые: «Проблема взаимоотношений человека и природы в творчестве Тютчева», «Обломов: «золотое сердце» или «русская лень», «Разве я старушонку убил, я себя убил», «В гражданской войне нет победителей. Есть только побежденные», «Во все времена в любой жизни есть место подвигу» и т. д.

Организация исследовательской работы на уроке происходит следующим образом: учащимся объявляется тема исследования, к примеру, «Татьяна Ларина: «тип, твердо стоящий на своей почве» (Достоевский).

Организационный этап. Руководитель проекта вместе с учащимися определяет план работы над проектом, направления, по которым должно вестись исследование. В связи с тем, что класс небольшой, дети делятся на 3 исследовательских группы, каждая из которых выбирает предмет исследования: «Татьяна — русская душою», «Тонкая натура и сильная женщина», «Акценты Пушкина при изображении Татьяны Лариной».

Основной этап. Исследовательская работа. В процессе фронтального обсуждения ребята определяют вопрос, ответ на который должно дать исследование, «характер Татьяны: цельность или противоречивость?» Выдвигается гипотеза, затем каждая группа проводит исследование и защищает результаты своей работы (презентация и пр.).

Творческий проект на уроке требует особой подготовки, т. к. он предполагает соответствующее оформление результатов. Примером такого проекта может стать «Воображаемый музей литературного героя» по произведению Гоголя «Мертвые души», экспонаты — предметы, принадлежащие героям поэмы. При обсуждении в группе, какие экспонаты необходимо отобрать для экспозиции воображаемого музея, актуализируются знания художественного текста. Продуктом работы над проектом должна стать экскурсия по музею (виртуальному, рисованному или же реальному), в которой определяется роль каждого экспоната в жизни литературного героя.

C:\Users\Ирина\Desktop\Проектная деятельность_литература.jpg

Еще один пример, оформление поэтического альбома «Моему современнику» (избранные произведения Тютчева и Фета). Учащиеся сами подбирают те стихотворения поэтов, которые они рекомендовали бы к прочтению своим сверстникам, оформляют альбом, в том числе и мультимедийный, используя различные компьютерные программы.

C:\Users\Ирина\Desktop\1.jpg

Использование на уроке литературы практико-ориентированного проекта, в котором результат чётко обозначен в начале работы, предполагает обязательное ориентирование на интересы самих участников. Это может быть составление таблицы, текста, созданного на основе полученных результатов исследования, справочный материал по какой-то теме, словарная статья и т. д. Например, таблица «Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души», словарь изобразительно-выразительных средств (по произведениям М.Цветаевой).

Одним из интереснейших видов учебных проектов является ролевой/игровой проект. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Примером тому служат урок по произведению Островского «Гроза», где обучающиеся провели судебное разбирательство по факту гибели Катерины и вынесли свой вердикт, а также урок в 11 классе «Литературный салон «Жизнь и поэзия — одно» (по теме «Серебряный век русской поэзии»).

Говоря о проектной деятельности, нельзя не отметить ее интеграцию с информационно-коммуникационными технологиями, которые значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке проекта. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации и многое другое. ИКТ дают возможность оформить проект соответствующим образом, представить его не только на уроке, но и выставить на сайте школы, принять участие в дистанционных конкурсах проектов и т. д. Материалы, найденные или разработанные с помощью информационно-коммуникационных технологий, удобно использовать для оформления кабинета (фото-экскурсии в литературные музеи, иллюстрации, портреты писателей) и для анализа и систематизации отобранной информации, хранения разработанных учебных материалов.

Таким образом, опыт работы по организации проектной деятельности на уроках литературы позволяет утверждать о личностно ориентированной направленности данной деятельности. Такая работа делает обучение увлекательным процессом, на уроках-проектах ребятам предоставляется свобода организации коллективной деятельности, возможность принятия самостоятельных решений, создаются условия для развития у учащихся широкого круга компетенций в области освоения различных способов познавательной деятельности, универсальных учебных действий, а, главное, создаётся ситуация успеха, где каждый вследствие возможности скрытой дифференциации найдёт своё место в общем коллективном исследовании.

 

Литература:

 

  1.              Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно ориентированного образования / Под ред. Проф. Е. Я. Когана. — Самара: Издательство “Учебная литература”. Издательский дом “Фёдоров”, 2006.
  2.              Гузеев В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения \ Современный урок, 2006 — № 6.
  3.              Исследовательская работа школьников / Научно-методический журнал. 2012, № 3- 4
  4.              Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.-М.:Академия,2007.
  5.              Севастьянова А. А. Учебные проекты по литературе с использованием информационных технологий//Литература в школе.-2014.-№ 6.
  6.              http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/metod-proekta-na-urokakh-literatury

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle