Библиографическое описание:

Нигматова Е. А. Особенности пальцевой моторики рук у детей с псевдобульбарной дизартрией и пути ее коррекции [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 211-214.



 

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями речи основной категорией детей, являются дети с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи различного уровня.

При данной форме дизартрии нарушается формирование речевых функций, включающих: фонетическую, фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи, а также неречевых функций включающих: общую, пальцевую, артикуляционную моторику.

В развитии речевой активности в онтогенезе большое значение имеет манипулятивная деятельность, предметная и игровая активность. М. И. Лисиной было установлено, что до шести месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев — двигательные реакции руки [1, с.31].

Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М. Ю. Кистяковская, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, Р. Я. Абрамович-Лехтман, И. М. Сеченов, А. В. Запорожец.

По мнению Л. О. Бадаляна, у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельностью. Это связано с тем, что речь, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. При поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики [2, с. 317].

Тренировка пальцев рук важна с момента рождения ребенка, она ускоряет процесс функционального созревания мозга, стимулирует созревание центральной нервной системы, влияет на общее интеллектуальное развитие, на развитие речи (устной и письменной) в целом.

В связи с этим, развитие пальцевой моторики рук является актуальным на протяжении всего периода развития детей: младенческого, дошкольного, младшего школьного возраста.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей пальцевой моторики рук и определение содержания работы по ее коррекции у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Экспериментальное изучение дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи II и III уровня подготовительной к школе группе г. Екатеринбурга включало обследование детей по учебно-методическим пособиям Н. М. Трубниковой «Технологии обследования моторных функций» и «Логопедические технологии обследования речи» [8, с.8].

Обследование произвольной моторики пальцев рук включало:

  1. Исследование статической координации движений.
  2. Исследование динамической координации движений.

При оценке результатов обследования мы вывели шкалу в баллах:

5 баллов — точное и правильное выполнение заданий без ошибок.

4 балла — неточное выполнение заданий, незначительные нарушения, состоящие из 1–2 ошибок.

3 балла — затруднения при выполнении заданий, умеренно выраженные нарушения, состоящие из 3 ошибок.

2 балла — грубо выраженные нарушения, состоящие из 4–5 ошибок.

1 балл — не выполняет задания, допускает 6 и более ошибок.

Количественный и качественный анализ результатов показал, что статическая координация не имеет отклонений, у всех детей 5,0 балла за выполнения всех заданий. Пробы на динамическую координацию движений с одной рукой дети выполняют правильно, но как только мы просим сделать движения двумя руками одновременно, дети начитают путаться, искать правильную позу и не выполняют задание. При просьбе менять положение обеих рук одновременно, одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак, наблюдалось напряженность, нарушение переключения от одного движения к другому или одновременное выполнение сжатия — разжимания двумя руками. Таким образом, у 40 % детей за выполнение пробы 3,0 балла, максимальный балл не получил ни один ребенок. Выполняя задание, положить вторые пальцы на третьи на обеих руках, 60 % детей не могли выполнить задание, только после помощи, одни удерживали позу, но повторить получалось не у всех. Средний балл по обследования пальцевой моторики рук составил от 4,1 до 4,6 балла. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нарушена динамическая организация движений у 100 % детей. Статическая координация сохранна.

Анализ результатов обследования и характер выявленных нарушений позволили определить основные направления коррекционной работы по коррекции нарушений моторики пальцев рук у детей с псевдобульбарной дизартрией и общим недоразвитием речи.

Работа проводится как один из этапов занятия фронтального, подгруппового или индивидуального. Коррекция осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей, во взаимосвязи с лексической темой, автоматизированными, дифференцированными звуками (материал не должен содержать нарушенные звуки), в игровой форме.

Упражнения по развитию пальцевой моторики представлены у таких авторов как: Т. В. Калинина, О. И. Крупенчук, Л. В. Лопатина, Н. В. Нищева и др.

Примерные упражнения по развитию пальцевой моторики, динамической координации движений представлены у Л. В. Лопатиной.

  1. «Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

  1. На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета).

Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.

  1. «Бегущий человечек».

Поочередно касаясь поверхности стола кончиками указательного и среднего пальцев правой (левой) руки, изобразить бегущего человечка.

  1. «Футбол».

Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки [5, с.15].

  1. «Строители».

Из бревен (счетных палочек) нужно построить домик,

Перенести бревна к месту строительства:

        пользуясь любыми пальцами обеих рук;

        пользуясь любыми пальцами правой (левой) руки;

        пользуясь только двумя пальцами правой (левой) руки.

  1. «Веселые маляры».

Синхронные движения кистей обеих рук вверх—вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем движения влево—вправо [5, с.19].

Н. В. Нищева предлагает пальчиковую гимнастику в стихах и красочных иллюстрациях к ним.

Веселая гимнастика для пальцев «Домик гнома».

Вот такой красивый домик.

(Складывают ладоши, изображая крышу. Большие пальцы сомкнуты)

Дом построил крошка-гномик.

(Показывают рост гномика указательным и большим пальцем правой руки)

В доме есть кроватка, стол,

(Изображают кроватку, поставив ладони напротив друг друга и сомкнув большие пальцы. Изображают стол, поставив одну ладонь, как крышу, на другую ладонь)

Из сосновых досок пол,

(Стравят рядом обе ладони тыльной стороной вверх)

Да трещат дрова в камине…

(Щелкают средними и большими пальцами обеих рук)

Гномик дремлет на перине.

(Кладут сложенные ладони под щеку) [6, с.1].

О. И. Крупенчук в своей методике предлагает задания на штриховку, дорисовку, логопедические раскраски во взаимосвязи с развитием речи [4].

В книге «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет» Т. В. Калинина и С. В. Николаева представляют множество упражнений по развитию пальцевой моторики рук в игровой форме и с использованием различных материалов и на действия с предметами (шнуровка, завязывание, застегивание и т. д.).

  1. «Гладим платочек для мамы и для дочки»

(игра с бумагой)

Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его ток, чтобы он не топорщился и чтобы ни одни его край не остался загнутым [3, с.10].

  1. «Очки»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.) [3, с.16]

  1. «Зайчик»

Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя одновременно.

Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и направлены вверх, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — «зайчик шевелит ушками». [3, с.78]

  1. Комплексы упражнений

«Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить друг к другу.

«Стол». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

«Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

«Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих ру, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

«Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. [3, с.146]

Также, развитие пальцевой моторики рук идет и на других занятиях: рисование, аппликация и т. д.

Таким образом, данные виды работы способствуют развитию пальцевой моторики и как следствие развитию устной речи, что создает предпосылки к освоению письма в младшем школьном возрасте.

 

Литература:

 

  1.      Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2007. — 231 с.
  2.      Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. заведений — М.: Академия, 2000. — 384 с.
  3.      Калинина Т. В. Николаева С. В. и др. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2011. — 151 с.
  4.      Крупенчук О. И. Тренируем пальчики — развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. СПб.: Издательский Дом: «Литера», 2009. — 63 с.: ил.
  5.      Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с. (Коррекционная педагогика)
  6.      Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. СПб.: Издательство: Детство-Пресс, 2015. — 30 с.: ил. (Коррекционная педагогика)
  7.      Трубникова Н. М. Логопедические технология обследования речи: Учебно-методическое пособие — Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2005.
  8.      Трубникова Н. М. Технология обследования моторных функций: Учебно-методическое пособие — Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2010. — 57 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle