Библиографическое описание:

Лосева Т. В., Кузнецова К. В., Игейсинова Г. М. Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 65-66.



 

Значительные перемены, происходящие в мире, диктуют требования к личности будущего члена общества, к его эстетической, профессиональной и образовательной подготовке. Вследствие чего, модернизация российского образования предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися необходимых знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Огромное внимание уделяется формированию у школьников гражданственности, самостоятельности, духовности и культуры.

Утрата нравственных ориентиров и правильного восприятия мира часто становится непреодолимым препятствием для становления и развития гармоничной личности.

Если у ребенка нет правильного мировоззрения, неполноценная картина мира приводит к нарушению высших духовных законов и портит душу человека.

Нравственные заповеди играют огромную роль в нашем подсознании. Отсутствие нравственности влияет на человека и государство. Для сохранения общества людям нужно неукоснительно следовать законам нравственности.

Духовно-нравственное воспитание — одно из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС.

Английский- язык международного общения в настоящее время является языком более распространенным и чаще выбирается учащимися в качестве изучения иностранного языка в средней школе. Поэтому на уроке английского языка тема духовно-нравственного воспитания актуальна и востребована. Искусство, обладая большой художественной силой, является эффективным средством воспитания нравственной личности в процессе обучения иностранному языку.

Задачи духовно-нравственного воспитания в условиях внедрения ФГОС:

                    формирование нравственных позиций обучающегося, его эстетических интересов;

                    выявление единства этического и эстетического в каждом произведении и донесение его до сознания обучающихся;

                    воздействие через искусство на духовный мир обучающегося;

                    формирование целостного мировоззрения

Музыка играет очень важную роль в развитии нравственного воспитания у детей на уроках английского языка.. Спектр музыкального воздействия широк: он охватывает все сложнейшие составляющие человеческой природы. Музыка — это чудодейственное средство привлечения детей к добру, прекрасному.

На уроках в младшей школе используют песни. Песни помогают более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают в себя новые слова и выражения. В песнях встречается уже знакомая лексика. Они помогают совершенствовать навыки произношения, развивают музыкальный слух, что способствует развитию учащихся.

Текст песни — это сценарий, где часто воссоздаются различные аспекты жизни, реакция на которые выражается в образах, впечатлениях от прослушанного.

Музыка и песни вызывают положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и влияют на развитие нравственности. Исполнение песен благоприятным образом сказывается на произношении учеников, одновременно развиваются навыки аудирования. Песни являются источником пассивной лексики, дают возможность ненавязчиво повторять грамматические явления изучаемого языка.

Работа над грамматикой, лексическим материалом не должна занимать много времени на уроке, чтобы у детей не пропали желание, интерес к прослушиванию и исполнению песен.

Необходимо подбирать песни несложные в языковом отношении

Работа над песней проводится в несколько этапов:

                    подготовка к работе с песней;

                    прослушивание песни и пение;

                    работа над лексическим и грамматическим материалом, который содержится в данном песенном тексте;

                    побуждение к творчеству

Работа с музыкальным материалом приносит такие результаты: изменение в эмоциональной сфере обучаемых, развитие лингвистической компетентности, развитие творческих способностей, формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка, формирование нравственных позиций, духовных интересов.

Происходит развитие слуха, внимания, памяти, вербальной реакции, вероятного прогнозирования — основных механизмов восприятия и оформления высказывания, от чего в целом зависит успех в овладении обучаемыми иноязычной речевой деятельности.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, относятся коллективные формы взаимодействия. Здесь можно выделить групповую и парную работы. В группах проходит обсуждение проблемы, каждый учащийся высказывает ту или иную точку зрения. Обсуждение проблемы в данном случае -один из приемов работы.

Решение, принятое в ходе обсуждения проблемы, озвучивается всему классу. Ученики должны самостоятельно принять решение по оформлению результатов работы, т. е. показать свою креативность.

Ролевая игра-это тоже один из эффективных приемов, способствующих развитию нравственного воспитания.

Она также является формой коллективного взаимодействия. Но в данном случае каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение. Задача учителя при использовании метода ролевой игры — показать образцы поведения, обосновав в их с точки зрения разумности и морали. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не только учитель, но и сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

Содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

 

Литература:

 

  1.                Аверкиева Г. В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. — Архангельск, 2001.
  2.                Арапова Е. М. «Нравственное воспитание на уроках иностранного языка. Москва 2009.
  3.                Пассов Е. И. Урок иностранного языка. — Феникс, Ростов/Д. — 2010.
  4.                Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т.
  5.                Никитенко З. Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г
  6.                Щербаков Б. Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. — М.: Логос, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle