Библиографическое описание:

Антоненко Е. Р. Опыт использования ИКТ при обучении английскому языку [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 126-128.

 

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность курсантам высшего военного учебного заведения доступа к различным источникам информации при изучении иностранного языка, помогла бы удовлетворить познавательные интересы современного молодого человека, являющегося активным участником Интернет сообщества.

В связи с чем, целью моей статьи явилось рассмотрение возможности использования информационно-компьютерных технологий для развития и контроля коммуникативных умений курсантов при обучении английскому языку.

Существует несколько основных направлений работы с помощью информационно-компьютерных технологий:

1)     обучение;

2)     развитие;

3)     тестирование.

Рассмотрим более подробно каждое из данных направлений.

Обучение.

В раздел обучающих программ входят лицензионные мультимедийные учебники, аудио\видео приложения к УМК, интернет-ресурсы.

 

Использование лицензионных мультимедийных продуктов и аудио\видео приложений к УМК является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам и позволяет формировать коммуникативные умения в области аудирования, говорения, чтения, письма. В качестве примера учебного пособия такого рода, активно используемого на наших занятиях, можно привести справочник по страноведениюШереметьевой А. В. [3].

Овладеть коммуникативными умениями на английском языке, не находясь в среде изучаемого языка довольно трудно. Поэтому в нашей практике мы используем видео уроки — http://engv.ru, проводимые носителями языка. Английский язык, представленный в видеороликах, позволяет курсантам погрузиться в языковую среду и отработать произношение, познакомиться с различными грамматическими особенностями языка. Каждый урок посвящен определенной теме: артикль, личные местоимения, степени сравнения прилагательных, видо-временные формы глагола и т. д. Некоторые уроки состоят из нескольких частей. Продолжительность каждого урока английского — от 3-х до 5-ти минут.

Современные принципы коммуникативного обучения английскому языку требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся». Так, на занятиях по иностранному языку на 1-ом курсе видится целесообразным использование материалов Федерального центра информационно-образовательных ресурсов- http://fcior.edu.ru. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. На сайте ФЦИОР представлены открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Залогом успешной речевой активности обучающихся являются также и нетрадиционные формы уроков английского языка. Большую помощь в изучении и закреплении грамматических структур предоставляет интерактивное пособие «Грамматика английского языка. Ю. Голицынский» (издательство Магнамедиа). Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и автоматическое подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов знаний обучающихся.

Развитие.

Задачи современного образования выходят за рамки стандартной передачи знаний от преподавателя курсанту. Новое время выдвигает новые требования. Необходимо не просто дать курсантам определенный набор знаний, но научить учиться и самостоятельно делать правильный выбор в постоянно возрастающем потоке информации. Ресурсы интернета позволяют в полной мере добиться поставленных целей. В нашей практике для развития интеллектуально-познавательной компетентности курсантов представляют значительный интерес следующие образовательные ресурсы интернета.

        •Образовательный канал

Discoveryeducation.com

        •Электронные энциклопедии

www.britanica.com

http://en.wikipedia.org

Современные видеоролики, размещенные в свободном доступе в интернете на видеохостинге Youtube.com позволяют обеспечить образовательный процесс качественным дидактическим материалом любой направленности — «Военный арсенал армии США», «Десятка лучших в мире истребителей», «Десятка лучших в мире танков», «НАТО» и многие другие.

 

При изучении иностранного языка принцип наглядности является одним из ведущих. Он во многом компенсирует отсутствие языковой среды, восполняя потребность курсантов в чувственном восприятии языка.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятии считаю применение мультимедийных презентаций. Презентации содержат лексический, грамматический материал урока. Для снятия возможных трудностей произношения, к урокам прилагаются аудиоприложения, где слова и тексты начитаны. Презентации разрабатываются таким образом, чтобы курсант мог воспользоваться ими самостоятельно на самоподготовке, либо обучаясь дистанционно в случае болезни.

Тестирование.

Но не менее интересным представляется и использование компьютерных технологий для промежуточной аттестации курсантов по мере прохождения изучаемых тем. Из опыта работы предлагаю пример тестирования на уроке английского языка с помощью информационных компьютерных технологий (урок «Мы изучаем английский язык»), опубликованного на сайте http:// festival.1september.ru. Занятие разработано по образцу известной телевизионной игры «Самый умный». Тестовые задания составлены с учетом специфики изучаемого материала, познавательных возможностей и уровня готовности курсантов.

Очень важны в процессе обучения, как и обучающий материал, разработанный преподавателем так и профессиональные программные продукты.

Компьютерная форма тестирования наиболее эффективная, удобная форма тестирования при массовых проверках и при самоподготовке обучающихся. В своей работе мы активно используем программу SunRav Test Office Pro 6, котораялегка и удобна в использовании и применяется с самыми разными целями: для определения уровня знаний, для обучения, для развития мотивации к обучению. Именно при компьютерном тестировании легко одновременно с проверкой проводить коррекцию знаний. По каждому неверному ответу программа отсылает курсанта к блоку нужной ему информации. Для преподавателя полезен тот факт, что при компьютерном тестировании он получает подробный отчет по каждому тестируемому — какие вопросы получил курсант, сколько времени ушло на отдельный ответ, как ответил.

В программу входят tMaker — программа создания тестов. Составлять и редактировать тесты в этой программе может пользователь компьютера с любым уровнем подготовки. Возможен импорт тестов, созданных в текстовом редакторе (например, в MS Word) или редакторе электронных таблиц (например, в MS Excel). Программа tTester предназначена для проведения тестирования. Программа имеет максимально простой интерфейс. Обширные настройки и параметры командной строки позволяют приспособить ее работу под любые требования. Программа tAdmin помогает управлять пользователями и обрабатывать результаты компьютерного тестирования. Программа дает возможность просматривать/печатать результаты, а также создавать, редактировать, экспортировать, печатать отчеты по тестированию групп и/или отдельных пользователей. Возможно создание матрицы ответов. От традиционных оценок и контроля знаний — программа SunRav Test Office Pro 6 отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку она ориентируется не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные критерии. Применение программы тестирования и компьютерных тестов при проверке знаний обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, объективности оценки уровня знаний и является рациональным дополнением к другим методам проверки знаний. [4]

Таким образом, говоря о преимуществах использования информационно-компьютерных технологий на занятиях по английскому языку для развития и контроля коммуникативных умений курсантов, следует назвать его бесспорные достоинства:

          обеспечение визуализации учебной информации;

          совершенствование языкового уровня;

          повышение мотивации курсантов и их интереса к предмету;

          реализация индивидуализации и дифференциации обучения;

          реализация принципа обратной связи;

          оптимизация процесса проверки знаний и умений курсантов;

          сочетание контроля и самоконтроля;

          объективная и своевременная оценка действий курсантов;

          формирование адекватной оценки курсантами результатов их учебной деятельности

          активизация навыков самостоятельной работы.

Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях по иностранному языку раскрывает огромные возможности применения компьютера как эффективного средства обучения.Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы курсантов. Благодаря использованию информационных технологий на занятиях по английскому языку, преподаватель способен добиться от курсантов воспроизведения информации не на репродуктивном, а на осмысленном, творческом уровне, что непременно получит свое отражение на качестве обучения.

 

Литература:

 

  1.                Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002.
  2.                Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
  3.                Шереметьева А. В. Страноведческий справочник. -2 изд., исп. и доп. — Саратов: Лицей:, 2010. — 208 с.
  4.                https://sunrav.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle