Библиографическое описание:

Прыскина Е. А. Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 155-158.



 

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Ключевые слова: подготовка бакалавров педагогики, методика преподавания изобразительного искусства, развитие самостоятельности и инициативы, изобразительные приемы, умения и навыки.

 

Формирование качеств эстетически развитой личности, отстаивающей активную жизненную позицию, способной наследовать и приумножать материальные и духовные богатства своей Родины, эмоционально-ценностная оценка личностью прекрасного в действительности и искусстве, умение постоять за идеалы общества вырабатываются в процессе образования и эстетического воспитания на основе триединства мышления, чувств и практических навыков. В центре обучения и воспитания стоит личность студента, его эстетическое развитие, развитие индивидуальных способностей, творческой активности.

Особенно важным это становится на современном этапе образования в вузе, поскольку сейчас вузам «приходится заниматься «ликбезом» вместо подготовки специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники, культуры, образования и т. д»., которые обладают знаниями и необходимыми практическими навыками, позволяющими в дальнейшем решать задачи теоретического и практического характера, развивая современные достижения науки, техники и культуры [2, с. 87].

Широкие возможности для решения вышеназванной проблемы и развития творческой активности студентов — будущих бакалавров педагогики на факультете начального образования ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» представляет предмет «Методика преподавания изобразительного искусства». Это объясняется следующим: специфика занятий изобразительной деятельностью требует постоянной работы мысли, разного вида воображения, мышления, творческой активности, самостоятельности и инициативы, а так же для изобразительного искусства характерна эстетичность форм. Выработка таких качеств помогает студентам и на остальных предметах быть более внимательными, самостоятельными и инициативными. В результате, развитие профессиональных навыков поднимается на более высокую ступень.

Исследователи, анализируя содержание понятия «творчество», изучая и обобщая методы развития творческого начала у обучающихся, делают акцент на «внутренней способности личности к творчеству», считают «активность» чертой личности, которая способствует «эффективному освоению внешней действительности», но при условии определенной организации деятельности придания ей творческого характера [3, с. 3]. Творческая активность способствует развитию всех видов воображения обучающегося, эмоциональной сферы, речи и т. д. Творчество всегда привлекало исследователей как предмет пристального изучения. Они отмечают его как «характерный признак жизнедеятельности индивида, обусловленный существованием, сознанием, мышлением, мировоззрением, жизненными установками и потребностью создавать «новое» [1, c. 134].

Одна из задач курса «Методика преподавания изобразительного искусства» — формирование творчески активной личности. С решением такой задачи связано формирование у студентов готовностиставить перед собой цели, достижения которых и повлечет за собой развитие у них воображения, фантазии, творческих способностей, гибкости мышления, умения переносить представления и понятия в различные области, формирование целостности восприятия и осмысления увиденного.

Взаимосвязь практического обучения с эстетическим восприятием искусства и того, что окружает, помогает развитию творчески активной личности. Эта взаимосвязь видов учебно-творческой деятельности помогает, во-первых, самоутверждению личности студента; во-вторых, быть более уверенным в своих силах; в-третьих, быть готовым к самостоятельности; в-четвертых, вырабатывать способность творчески использовать приобретенный опыт.

Основополагающим курса является одно из положений теории эстетического воспитания — единство трех видов учебно-творческой деятельности студентов: эстетическое восприятие, практическое обучение и художественно-творческая деятельность. Это способствует развитию у будущих педагогов способности творить, умения видеть целое, выражать собственное видение проблемы. Такой синтез обеспечивает наследование личностью коллективной народной памяти (исторической и культурной).

Развитие художественных способностей и эстетических потребностей студентов тесно связано с достижением определенного уровня сформированности интеллектуальных и художественно-графических умений и навыков. Курс построен в опоре на два типа художественного творчества: народное искусство и классическое искусство (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное). Содержание курса ориентируется на обучении студентов основам изобразительной грамоты — совершенствование живописных, графических и композиционных умений и навыков, изучение закономерностей перспективы, светотени, цветоведения, конструктивной формы, композиции, на развитие индивидуального изобразительного языка, художественных способностей. Средства изобразительной грамоты помогают раскрыть внутреннее состояние и личное отношение к объекту наблюдения, явлению окружающего мира.

Школьная практика свидетельствует о том, что педагог, который не владеет изобразительной грамотностью, плохо рисует не только на доске, но и на листе, не знает законов композиции, перспективы, цветоведения, не сможет научить детей изображать предметы, предусмотренные программными требованиями. Ученики у таких учителей не владеют элементарными навыками рисования карандашом, красками, мелками. В результате учащиеся теряют интерес к изобразительной деятельности и художественному творчеству. Воспитать любовь к искусству становится практически невозможным.

Формирование таких важнейших сторон личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость, духовные интересы происходит во время приобретения потребности получения новых знаний, активизации жизненных интересов, познания окружающего мира. Это помогает для проявления творческой активности будущего педагога. Для успешного развития самостоятельности и инициативы в процессе обучения изобразительному искусству необходимо соблюдение ряда условий, которые могут являться и средствами воспитания самостоятельности. Одним из условий является грамотное объяснение и показ поэтапного выполнения рисунка — пропорции, конструктивное строение, перспективное сокращение, цвет и т. п.

Во время самостоятельной работы студенты учатся составлять композиции декоративных и тематических рисунков. Наиболее эффективными средствами для привлечения внимания бакалавров педагогики к этим видам рисования, а также для активизации творческой мысли и деятельности являются предварительные работы. К ним относятся наблюдения, наброски, зарисовки, рабочие эскизы, различные способы декоративной стилизации, устное описание одного-двух (примерных) вариантов композиции. Для проявления максимума самостоятельности и творческой активности студентов являются задания на выполнение рисунков на свободные темы. Условием развития самостоятельности и инициативы являются и систематические упражнения в быстрых рисунках — набросках и зарисовках, требующих сосредоточенности внимания, волевых усилий, быстрого и, как правило, самостоятельного решения целого ряда вопросов.

Немалую роль в воспитании самостоятельности студентов играет время выполнения учебного задания, которое в определенной ситуации может выступать и как показатель, и как средство воспитания самостоятельности. Так, отведенное время для выполнения конкретного задания (рисунка, составления композиции и пр.), четкость и скорость в выполнении этапов работы (как частей, так и целой) является стимулом активизации мыслительной деятельности студента, требует самостоятельных действий, проявления инициативы, концентрирует художественно-творческие усилия.

Средством, способствующим воспитанию самостоятельности, являются также личные наблюдения природы, различных объектов действительности. Такие задания на самостоятельные наблюдения развивают у студентов привычку наблюдать, приучают осознанно и активно относиться к окружающим предметам и явлениям.

Еще одним условием развитие творческой активности будущих педагогов младших классов является развитие у них настойчивости и терпения. Часто, для того, чтобы изображение соответствовало натурной постановки, студенту приходится сделать множество эскизов и набросков, чтобы создать «совершенную» композицию. Так же, специфические особенности изобразительного творчества требуют постоянного усвоения определенных знаний, умений и навыков, которые впоследствии формируют эстетические взгляды и вкусы студентов, а это тоже требует проявления настойчивости и терпения.

И, наконец, главным условием занятий изобразительной деятельностью является любовь самого учителя к этому виду творчества. Именно любовь, а не просто ответственное отношение к своим педагогическим обязанностям. Специфика уроков изобразительного искусства такова, что без проявления чувств и эмоций невозможно донести до маленького человечка весь смыл и глубину красоты окружающего мира и изображенного на листе. И, как свидетельствуют многочисленные наблюдения, даже самые правильно организованные с методической и педагогической точек зрения уроки изобразительного искусства не дают того должного эффекта, если педагог не эмоционален, если его не волнует красота изображаемых детьми натюрмортов, поэзия природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина, И. Остроухова. Сопереживание учителя тому настроению и чувствам, которые передал художник — важное условие успеха занятий художественно-изобразительной деятельностью. Только в этом случае занятия изобразительным искусством могут быть эффективными. Идеи и чувства, воплощенные в художественной форме, оказывают неизмеримо большее воздействие, они «заражают» эмоционально и вступает в силу обратный эффект: если учителем воспринята форма на уровне чувств, то он всегда найдет адекватные слова для вербализации идеи художника, его авторской позиции [2, c. 6].

Значение имеют знания учителем законов, специфики, категорий изобразительного искусства. Систематическое посещение учителем начальных классов различных художественных выставок, музеев, общение с местной художественной интеллигенцией, просмотр телепередач о художественной культуре, систематическое чтение книг по изобразительному искусству, журналов «Искусство», «Художник», «Юный художник», «Искусство в школе» — необходимое условие повышения научно-теоретического, профессионального уровня педагога.

Таким образом, содержание курса «Методика преподавания изобразительного искусства» способствует развитию творческой активности будущихбакалавров педагогики — учителей начальных классов. Искусство совершенствует того, кто проявляет активность и стремится к совершенству. Искусство помогает найти применение своим сущностным силам, что особо необходимо учителю начальной школы.

 

Литература:

 

  1.                Вассерман В. И. Формирование творческой активности студента в процессе обучения в вузе [Текст] / В. И. Вассерман // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 7 (160). — С. 133–137.
  2.                Котова С. А. Личностносозидающая роль художественного образования [Текст] / С. А. Котова, Т. А. Барышева // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. — 2015. — № 1. Том. 1. — С. 3–10.
  3.                Литвинова О. В.Развитие творческих способностей детей в художественной продуктивной деятельности (на занятиях изографикой) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, No5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/98PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/98PVN515.
  4.                Прыскина Е. А. Место общего образования в образовании будущих педагогов[Текст] / Е. А. Прыскина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2014. — № 4. — С. 97–99.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle