Библиографическое описание:

Мамедова А. В. Эмоционально-позитивный настрой – педагогическое стимулирование коммуникативной компетентности будущих специалистов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 34-37.

Одним из важных требований к профессиональной подготовке будущего специалиста является формирование коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем такое качество личности, компонентами которого выступают три группы свойств: 1) свойства, необходимые для проведения перцептивной деятельности, 2) свойства, необходимые для проведения собственно-коммуникативной деятельности, 3) свойства, необходимые для проведения коммуникативно-операциональной деятельности. Под первой группой свойств мы подразумеваем способность к восприятию, пониманию, самовыражению. Под второй группой свойств – умения восстановить предыдущую деятельность, связанную с профессиональным общением, передать информацию, организовать совместную деятельность, управлять процессом профессионального общения, анализировать поступки партнеров по общению, проектировать будущее профессиональное общение. К третьей группе свойств мы относим свойства, способствующие управлению собой, и управлению другими в процессе общения – владение всей техникой общения, вербальной и невербальной. Как мы видим, на всех трех уровнях эмоциональный настрой играет основную роль - способность управлять своими эмоциями, самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивация, оптимизм, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Сегодня в психолого-педагогической литературе подобные способности личности рассматривают в качестве эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность включает в себя умение точно распознавать, оценивать и выражать эмоции; умение достигать и/или порождать чувства, когда это может помочь процессу мышления; умение понимать эмоции и эмоциональное знание; а также умение управлять эмоциями для достижения эмоционального и интеллектуального роста. Последние исследования в области психологии лидерства подтверждают, что эмоциональная компетентность - фактор намного более важный для достижения успешных результатов при работе с людьми, чем технические знания и умения. Если руководитель не задумывается об эмоциональной компетентности, результаты его работы могут стать плачевными как для его карьерного роста, так и для его личной жизни. С такими людьми трудно договориться и сотрудничать на работе и в личной жизни. Без контроля своих эмоций человек просто не может преуспевать в карьере и личной жизни, так как успешное решение распространенных проблем зависит от понимания эмоций и контроля над ними, выслушать оппонента во время переговоров, важных сделок или разрешения конфликта, успокоить рассерженного, сказать нужное слово в нужное время.

По итогам бесед, опросов, тестов студентов, преподавателей Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и ряда вузов (Рязанский филиал МПСИ, МИЭМП) нами выявлены основные черты характера, способности личности, способствующие формированию коммуникативной компетентности это - оптимизм, отходчивость, открытость, внимательность, способность к сопереживанию, смелость, гибкость, инициативность, и соответственно затрудняющие этот процесс - пессимизм, обвинение, осуждение, не умение прощать, скованность, несмелость, рассеянность, отрешенность, позиция защиты.

Мы считаем, что создание эмоционально-позитивного настроя в учебной среде выступает как один из факторов педагогического стимулирования в нашем исследовании формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста средствами иностранного языка. В зависимости от настроения, в котором человек обращается к той или иной проблематике, он может прийти к различным выводам и оценкам. Эмоции рассматриваются как важнейший фактор регуляции процессов познания: они образуют определённое пространство, внутри которого происходят мыслительные процессы, Хорошее настроение и положительные эмоции способствуют гибкости мышления и выработке оригинальных идей. Р.У. Липер, предполагает, что эмоции являются первоначальными мотивирующими факторами, поскольку эмоциональные процессы позволяют побуждать активность, поддерживать её и управлять ею [6]. «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» [4, c.27]. О.К. Тихомиров показывает, что интеллектуальный процесс невозможен без эмоциональной активации [5]. Представители этой школы указали на существование двух феноменов, связанных с взаимодействием аффективных и когнитивных процессов, таких как «эмоциональное обнаружение решения» и «эмоциональное обнаружение проблемы». [2, с.273].

В нашем исследовании педагогического стимулирования коммуникативной компетентности будущего специалиста умение управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих – важный фактор эффективности коммуникативной деятельности. При переживании положительных эмоций во время учебных занятий работоспособность студентов повышается на 30-40%, а эмоциональность лежит в основе около 30% факторов, которые формируют отношение студентов к лекциям [3].

Положительный настрой является такой же необходимой частью делового человека, как и его костюм. Порой для принятия решения необходимо разрядить обстановку, отвлечься от серьезных проблем, улучшить настроение себе и окружающим.

В качестве упражнений, способствующих созданию позитивного настроя мы на занятиях по английскому языку предлагаем:

Remember a funny story from your life and describe it/вспомнить эпизод из жизни, когда было действительно весело и опишите его/ Цель: научиться создавать хорошее настроение по своему желанию.

Read the story and make up positive conclusions/ прочтите историю и найдите в ней позитивные моменты. Или как вы понимаете пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Цель: научиться находить что-то хорошее даже в самых сложных и неприятных ситуациях.

Give a piece of advice to your friend, fellow student, colleague, how to cope with depression, low spirits, sad mood/ Какие советы можно дать другу, сокурснику, коллеге по работе находящимся в состоянии депрессии, печали, тоски.

Или такое сложное задание как – make your friend(group mate, teacher) laugh, smile, рассмеши и развесели друга, группу, преподавателя. C сотрудником, который умеет всех рассмешить и развеселить, а любую ситуацию встречает с улыбкой легко и приятно общаться. К такому человеку в коллективе все испытывают теплые чувства, он может помочь, когда одиноко, поддержать в тяжелую минуту, найти выход из трудного положения. Каждый с удовольствием смеется над шуткой или анекдотом, потому что им нравится испытывать положительные эмоции, радоваться и улыбаться. Retell a funny story, act a joke /расскажи смешную историю, проиграй анекдот – подобные коммуникативные упражнения в обучении иностранным языкам играют роль непроизвольного запоминания. Юмор, шутка широко применяются в нашей практике преподавания иностранного языка для будущих специалистов. Look at the pictures and say what you think the stories might be about. Could these things happened to you? Share your story yow know with the group при составлении своего комментария к картинкам, комиксам. Помимо отработки какого-либо языкового явления – лексического материала, грамматического явления – подобные задания помогают в создании положительной эмоциональной атмосферы в группе. Для выработки умений изменять свое настроение, управлять эмоциями, научиться вырабатывать и поддерживать позитивный настрой, просим принести свою самую любимую фотографию, с которой связаны приятные воспоминания и предлагаем воссоздать в памяти эпизод из жизни и описать его на английском языке. Одним из любимых заданий для студентов считается предложение готовить шутки к каждому публичному выступлению, что подразумевает приятную работу, повышающую настроение — искать анекдоты, запоминать, проигрывать.

Приведём упражнение, помогающих эффективному осознанию эмоций и их адекватному называнию [1]. «Дворец чувств». Закройте глаза. Представьте себе, что вы попали в чудесный дворец. В нём за каждой дверью живут эмоции и чувства: наслаждение, безмятежность, тоска, любовь, азарт, смятение, стыд, восхищение, удовольствие, страдание. В какие комнаты вы направитесь? О чём вы хотите спросить выбранную эмоцию или чувство? Что они вам расскажут? Что вы испытали, находясь в той или иной комнате? Describe your feelings in English.

В качестве средств эффективного обучения иностранному языку мы активно используем 5 чувств, в качестве непроизвольного запоминания – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Интересным для создания позитивного настроя находим использования такого приема, как, узнай больше прилагательных при запоминании запахов: задание звучит следующим образом – составь список прилагательных из названий духов – поход в парфюмерный магазин обязателен.(young, sexy, lovely, beautiful, delicious). Или попробуй на вкус и запомни название всех любимых фруктов (в качестве домашнего задания). В качестве материала для аудирования мы используем песни на языке современных исполнителей. Слушать, понимать, с удовольствием повторять слова из песен любимых исполнителей также способствует созданию эмоционально-позитивного настроя.

Только доброжелательными отношениями между преподавателем и учащимися можно сформировать потребность в учении. Один из важных факторов в создании позитивного настроя в процессе обучения играет конечно роль личности преподавателя, который приобретает особую значимость в организации, проведении, контролировании, подведении итогов и проектировании новой деятельности в процессе учебной деятельности. К общему перечню качеств преподавателя, которые больше всего ценят студенты, согласно опросу, относят: широкий кругозор, увлеченность преподавателем предметом и знание его, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость. А к качествам, которые отвергают, относят – низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость, агрессивность. Для поднятия авторитета преподаватель должен быть «магнитом» для учащихся. «Быть то грозным, пугающим, заставляющим опасаться…и не давить на них бесчисленными разговорами. Быть уважаемым и почитаемым…быть четче, определеннее, весомее… овладеть искусством обратить на себя внимание словом» [8, с. 100].

Преподаватель – профессионал, вот что выходит на первый план сегодня. Элери Семпсон раскладывает профессионализм на пять составляющих: компетентность, уверенность, доверие, постоянство и контроль. Под контролем понимается контроль над своими эмоциями, умение контролировать других, контролировать выполнение проектов. Уверенность выражается даже во внешности: человек стоит прямо, дышит легко, не боится смотреть в глаза, чувствует себя хорошо подготовленным, информированным. Компетентность автор определяет как «знать в чем именно ты превосходишь своих конкурентов» [7, с. 62]. Несмотря на размытость данных качеств, мы находим в них основные принципы ведения любой деятельности. В нашем исследовании, при коммуникативной деятельности преподаватель, будучи компетентным в знании своего предмета, должен выражать уверенность, что обязательно передастся всем участникам коммуникативного процесса. Уверенность рассматривается нами как одно из качеств, влияющих на эффективность применения таких механизмов воздействия в педагогике как убеждение и внушение. Доверие преподавателя всем членам группы выражается в одобрении ответов своих участников, возложение посильных и вместе с тем сложных обязанностей на каждого члена группы, признание мнения, деятельности каждого участника и т.д. Только в атмосфере доверия возможно истинное сотрудничество. Постоянство можно представить как системность деятельности преподавателя, а отсюда и студентов.

В современных условиях меняется роль преподавателя и учащегося в привычном понимании. Преподаватель является: источником информации, организатором психологического климата, руководителем межличностных отношений, выступая в роли "фасилитатора" (от англ. - facilitate - облегчать) естественного его развития, предоставляющего нужные материалы, ставящего проблемы и обеспечивающего общее педагогическое руководство, адекватное функциональному уровню, достигнутому студентом. При этом роль преподавателя как руководителя должна быть незаметна для студентов, он выступает скорее как координатор, проводник, соратник.

Таким образом, создание эмоционально-позитивного настроя выступает в качестве одного из стимулирующих факторов формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста. Упражнения, используемые в нашем опыте преподавания иностранного языка помимо своей коммуникативной направленности нацелены на формирование позитивного настроя: умения создавать хорошее настроения; находить позитивное в сложных ситуациях; изменять настроение, управлять эмоциями; вырабатывать и поддерживать позитивный настрой. А преподаватель выступает в качестве организатора и координатора такого рода деятельности.


Литература:

1. Андреева И.Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя [Текст]// Народное образование. - 2006. – №2. – С.216-223

2. Анохин, П.К. Эмоции [Текст] // П.К. Анохин , В. Вилюнас Психология эмоций. – СПб: Питер, 2006. – С.268-275.

3. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе [Текст] / В.М. Вергасов. – Киев: Выща школа, 1988. – С.47.

4. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. –464с.

5. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. – M., 1984. – С.9, 88.

6. Leeper, R.V. A motivational theory of emotion to replace «emotion as disorganised responce»[Теxt] / R.V. Leeper // Psychol. Rev. – 1948. – V.55. №5.

7. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века [Текст] / Г.Г.Почепцов. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. – 352с.

8. Сластенин В.А., Педагогика [Текст]: учеб./В.А.Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle