Библиографическое описание:

Долженко Я. А. Некоторые аспекты изучения проблемы жизнестойкости [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 15-18.

В жизни каждого из нас неизбежно встречаются трудности, как следствие сложного взаимодействия с окружающим миром. И каждый человек справляется с ними по-разному: одни получают психологические травмы, другие же, преодолев трудности, не только сохраняют здоровье, но и растут личностно, расширяя свои адаптационные возможности.

В отечественной психологии проблема трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими учеными, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство и т.п. Это Н.В. Тарабрина, М. Ш. Магомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Александровский Ю., и другие. Однако авторы больше внимания уделяют профилактике психических нарушений, являющихся следствием воздействия экстремальных факторов.

Чувство безопасности и защищенности современного человека снижено и это связано в первую очередь с повышением угрозы физического и иного насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. Иными словами, трансординарное существование, по словам М. Магомед-Эминова, все больше вторгается в ординарное существование, наделяя его чертами аномальности и катастрофичности.

Сегодня предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. Это и психологическое наполнение введенного Л.Н. Гумилевым понятия пассионарности представителями Санкт-Петербургской психологической школы, и понятие о личностном адаптационном потенциале, предложенное А..Г. Маклаковым, и понятие о личностном потенциале, разрабатываемое Д.А. Леонтьевым на основе синтеза философских идей М.К.Мамардашвили, П. Тиллиха, Э.Фромма и В. Франкла и т.д.[1, 6]

Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала обозначали такими понятиями как воля, сила Эго, локус контроля, ориентация на действие, внутренняя опора, воля к смыслу и др. Однако, мы полагаем, вслед за Д.А. Леонтьевым, что наиболее полно этому понятию соответствует термин «hardiness», введенный С.Мадди.

С. Мадди внес огромный вклад в исследование проблемы жизнестойкости. Он занимался разработкой проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса. А последние 15 лет главное направление его работы - исследование, диагностика и фасилитация жизнестойкости – стержневой личностной характеристики, лежащей в основе "мужества быть" по П.Тиллиху и во многом ответственной за успешность личности в совладании с неблагоприятными трудностями жизни.

Итак, согласно Мадди в состав «hardiness» водят такие компоненты как вовлеченность, контроль и приятие риска.

Под вовлеченностью подразумевается уверенность в том, что включенность в происходящее дает максимальный шанс обнаружить нечто стоящее и интересное для личности. Слабая вовлеченность выражается в ощущении себя вне жизни, отвергнутым. Сильная же проявляется в том, что человек получает удовольствие от собственной деятельности. В формировании этого компонента жизнестойкости решающая роль отводится семье, а именно любви и поддержке со стороны близких.

Следующий компонент - контроль, определяется как убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. В случае сильного развития данного компонента человек ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. В противоположность этому, слабое развитие компонента «контроль» дает ощущение собственной беспомощности. Для развития этого компонента важна поддержка инициативы учащегося и его желания выполнять задачи все возрастающей сложности.

И, наконец, принятие риска заключается в уверенности человека в том, что все происходящее с ним, способствует его развитию посредствам знаний, полученных из опыта. При этом опыт может быть как позитивным, так и негативным. Человек, рассматривающий свою жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствии надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. Здесь важное значение имеет окружающая среда, которая должна быть разнообразной, способствуя тем самым, приобретению новых впечатлений. [5]

Исследования жизнестойкости ведутся как зарубежом, так и в нашей стране. Однако для России данная проблема является все-таки относительно новой. Сегодня предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. В своей совокупности все работы ученых имеют важное теоретическое и практическое значение, но остается еще огромное количество вопросов, ответы на которые только предстоит найти. Так, например, до сих пор не существует термина полностью идентичного понятию жизнестойкости С. Мадди. Наиболее близкими к нему в отечественной психологии являются следующие понятия: стилевые закономерности, субъектность, смысл жизни, жизнетворчество, жизнеспособность, личностно-ситуационное взаимодействие, самореализация личности, самоотношение и авторство жизни.

Интересно заметить, что понятия жизнетворческой и жизнеспособной личности в определенной степени близки и зачастую одно из них является следствием из другого. При более подробном анализе мы приходим к выводу, что понятия жизнетворчества и жизнеспособности, в той или иной мере, соотносятся с авторской позицией С. Мадди и предложенной им модели согласованности.

Так же стоит отметить, что понятие «жизнестойкость» характеризует психологическую живучесть человека и служит показателем его психического здоровья. Это связано с тем, что стрессовые воздействия перерабатываются человеком именно на базе жизнестойкости, и она является катализатором поведения, позволяющего трансформировать негативный опыт в новые возможности. Экспериментально выявлено, что именно эта черта - основа открытого и энергичного противостояния стрессовым событиям и кризисам. Совладание с проблемами может идти по двум путям – либо по активному (жизнестойкое совладание, согласно С. Мадди), либо по пассивному (инфантильность, стремление плыть по течению). Очевидно, что высокая жизнестойкость несовместима со вторым путем.

Что касается вопроса о том, какими качествами обладает жизнестойкий человек, то однозначного ответа на него пока нет. Однако мы полагаем, что непременно присутствует следующее:

Первое — это способность видеть и принимать действительность такой, какова она есть. Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы готовим себя к тому, чтобы действовать такими способами, которые позволят нам легче пережить неприятности.

Вторая способность, которой обладают хорошо адаптирующиеся люди, — умение находить смысл в различных сторонах жизни. Не менее важна и приверженность определенным ценностям.

Третий составной элемент жизнестойкости связан со способностью импровизировать. Искусство находить непривычные или неочевидные методы решения проблем, не выходя за рамки собственных возможностей, дает его обладателю огромные преимущества. [4]

Одно или два из этих качеств помогает быстрее справляться со стрессом, но истинная устойчивость требует всех трех.

Согласно другому исследованию ((Pines, 1984; Rutter, 1984; Werner, 1989), можно выделить 5 качеств, непременно присущи жизнестокому человеку:

  • Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно, как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

  • Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

  • Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).

  • Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают. Если пользоваться терминами предыдущей главы, то можно сказать, что их поведение с раннего возраста согласовано с «Я-концепцией». Складывается впечатление, что их концепция «Я» формируется гораздо раньше, чем у большинства, и с самого начала выполняет функцию «защитника».

  • Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует

их чувству безопасности и защищенности.

Эми Вернер и ее коллеги длительное время наблюдали за жизнестойкими детьми, жившими на одном из Гавайских островов. Исследование длилось более 30 лет. Из 201 ребенка, отнесенного исследователями к группе риска из-за тех неблагоприятных условий, которые складывались у них дома, 72 с возрастом превратились в компетентных отзывчивых людей, умеющих справляться с трудностями и принимать решения.

Исследование Вернер сильно расширяло те условия, которые постулировались как «неблагоприятные». Ребенок входил в изучаемую группу даже если он жил в неполной семье с абсолютно нормальными материальными условиями существования. [3]

Таким образом, очевидно, что человек, у которого жизнестойкость сформирована на достаточном уровне, несомненно имеет перед другими ряд преимуществ. Так, она:

  • придаёт силы для преодоления препятствий и противодействий.

  • даёт толчок к развитию способностей.

  • даёт возможности проявить лучшие свои человеческие качества.

  • даёт освобождение от оков неуверенности, комплексов и пессимизма.

  • даёт удовлетворение от понимания жизненных процессов.

  • обеспечивает уважение к людям и жизни. [7]

Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что проблема жизненной стойкости сегодня активно исследуется. Изучена специфика переживания, факторы, которые способствуют переживанию трудностей. Однако данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов, обходя стороной вопрос создания оптимальных условий для формирования жизненной стойкости, например, в образовательном процессе. А ведь этот момент является очень важным, поскольку сегодня актуализация и развитие жизнестойких качеств – цель воспитания и самовоспитания будущего специалиста, поскольку мы живем в веке высоких технологий, развитие которых влияет не только на экономику, но и на социокультурную среду, изменяя присущую человеку систему смыслов, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок. [2]


Литература:

  1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1991. № 1.

  2. Бойко И.Н., Хамцова Н. Жизнестойкость как важная черта современного подростка // Воспитание и его роль в становлении специалиста. Архангельск. 2005

  3. Данилин А. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 219 с.

  4. Кутейль Диана // Секреты жизнестойкости. http://www.elitarium.ru/2007/08/15/sekrety_zhiznestojjkosti.html

  5. Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

  6. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. Т. 1. С. 56.

  7. Что такое жизнестойкость // XAPAKTEP.net URL: http://www.xapaktep.net/virtues/universal/vitality/desc.php (дата обращения: 25.05.2011).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle