Библиографическое описание:

Сафина Н. З. Актуальность воспитания грамотного читателя [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 74-76.

В последние годы в обществе происходят значительные изменения. Было бы удивительно, если бы система образования не развивалась. Развивающемуся обществу необходим культ знаний. У современного человека стремление к образованию должно стать образом жизни. Пути достижения этих целей были разработаны в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Этот документ представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями.

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов, становление их гражданской позиции. Работа в начальной школе должна быть направлена на развитие универсальных учебных действий.

Учебные предметы гуманитарного цикла, и в первую очередь литературное чтение, наиболее адекватны для формирования УУД.

В последнее время я замечаю, что возрастает интерес детей к миру, культуре. Учащиеся начальных классов интересуются историей стран всего мира. В современном обществе резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации, то сегодня СМИ, Интернет являются главным фактором формирования у детей взглядов на мир.

Современные дети мало читают классическую художественную литературу. Телевидение, Интернет вытесняют чтение, и это приводит к низкому уровню развития логического мышления, воображения. Поэтому именно сегодня и актуально воспитание грамотного читателя, у которого сформировано умение выбирать книги и желание обсуждать их содержание.

Тревогу вызывает то, что родителей, в первую очередь, волнует усвоение ребенком знаний, умений, навыков. Поэтому я как педагог с большим стажем, думаю, что работу нужно начать с родителей. Именно это я со своими учениками и их родителями практикую в своей педагогической деятельности. В первом классе дети вместе с родителями сделали книжки – малышки серии «Мы с мамой и с папой», во втором классе ко Дню Матери подготовили «Клуб семейного чтения», где мамы читали в кратком содержании любимые сказки детей. Вместе с детьми научились вести «Дневник Грамотного Читателя». Такая целенаправленная работа формирует читательский кругозор у родителей и является мотивацией в воспитании у ребенка интереса к чтению книги. В третьем классе родители разработали навигатор «Если мы хотим научить детей, читать…», которые включали такие советы:

Как можно чаще читайте своим детям.

Разрешайте ребёнку самому выбрать книги.

Позаботьтесь о том, чтобы дома было много книг.

Посещайте книжный магазин или библиотеку.

Не заставляйте читать насильно.

Когда вы читаете со своим ребёнком, то найдите спокойное место.

Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.

Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.

Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

Обсудите прочитанное.

Литературное чтение ­ это предмет, который должен знакомить детей с миром искусства слова, обучать правильному выразительному чтению, формировать умения понимать замысел автора и высказывать свое мнение. А для этого учитель должен продумать каждый этап урока, сделать урок и интересным, и полезным. Детям очень нравится инсценировать, читать роли в костюмах, задавать друг другу вопросы, угадывать героев произведения. Эти задания дети выполняют в группах. Умелая организация групповой работы не только активизирует учебные позиции, но и сближает детей, учит их общаться. Немаловажную роль в сохранении интереса к чтению играет выбор домашнего задания. Однообразные виды работ как перечитывание, пересказ знакомого текста детям не интересны. Поэтому, придя из школы, ребенок выполняет задания по математике и по русскому языку по чтению, но не открывает учебник. Со временем это превращается в привычку, ребенок разучивается находить информацию по книге. Эта привычка остается у ученика в среднем звене, и начинаются сбои в успеваемости по устным предметам.

Продумывая содержание домашней работы, нужно заранее определить часть текста, на диапазоне которого детям предстоит работать. По опыту могу сказать, что детям нравятся такие задания:

-найдите в тексте вопросительные предложения, как бы вы ответили на эти вопросы

-в четвертом абзаце текста посчитай количество предложений

- прочитай и подчеркни все важные слова, которые надо выделить голосом

-задай вопрос по содержанию текста. Запиши его и ответь на него предложением текста

-задай вопрос по содержанию для самого внимательного читателя

-измени содержание эпизода (указываю абзац) расскажите так, как вы думаете. Как бы вы поступили?

-задания на нахождение знакомой орфограммы

- инсценировать часть текста

- используя рифмы автора, сочинить свой стих

Такие задания учат детей читать текст, осмысливать, наблюдать.

При выполнении таких заданий дети поймут, что русский язык - это инструмент, с помощью которого создаются произведения. Литература важный предмет, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Кружок «Необыкновенное чудо» работает именно в этом направлении. Занятия кружковой работы организуются с целью формирования внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей учащихся. В конце изучения темы проводятся проектные работы. Одна из таких работ проектная работа «Культурный человек, значит умный человек» была организована с целью развития чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса.

Формирование потребности чтения художественных произведений, влияние их на становление личности маленького читателя приобретает особое значение во время проведения уроков литературного чтения. Они учатся находить информацию, делать выводы, наблюдать, высказывают собственное мнение.

Какими бы ни были формы работ с детьми, они должны быть направлены на развитие и воспитание.


Литература:
  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников./ Под ред. Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н.- М.: Педагогика,1997.
  2. Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем.- М.: Лайда,1994.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.:Просвещение,2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle