Библиографическое описание:

Похоруков О. Ю., Козырева О. А., Иванова А. И. Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «Воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 25-28.

Роль психолого-педагогического моделирования в современной системе педагогической науки недооценить невозможно, – именно благодаря моделированию и педагогическому эксперименту мы имеем совокупность инновационных средств, методов, методик и технологий педагогического взаимодействия (воспитания, обучения, саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и т.д.). Процессы самосовершенствования и самореализации субъекта любой деятельности опосредованы социально-биологическими нюансами субъект-субъект­ных и субъект-объектных взаимоотношений и представляют собой синергетически обусловленные механизмы социально-биологической системы, сохраняющей и преобразующей внутреннее и внешнее пространство субъекта, где модель и ее реализация неоднократно шлифуются системой полисубъектных связей и объективными потребностями субъекта деятельности, находящего реальные решения проблем с учетом пространственно-вре­мен­ных ограничений. В рамках системы педагогической науки и ее разделов студенты Кузбасской государственной педагогической академии в соответствии с государственным образовательным стандартом используют различные методы и средства моделирования, кроме того, все разделы педагогики автором преподаются с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия, состоящей из RP-уровней. Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности обучающихся (слушателей) и т.д. RP-технология педагогического взаимодействия способствует планомерному переходу от репродуктивных форм и методов обучения и контроля к продуктивным.
Моделирование дефиниций – это та первая ступень, которая обеспечи­вает планомерное, позитивное, адекватное изучение и преобразование объективной социально-пе­да­го­ги­чес­кой действительности и, как следствие, особенностей моделей внутреннее«внешнее. Проблема моделирования определений категории «воспитание» существенно изменяет традиционные подходы к гносеолого-герменевтическому анализу деятельности современного педагога. Не редки случаи, когда мы не можем сформулировать определение того или иного изучаемого феномена, процессы которого несем, постигаем, трансформируем или реконструируем всю свою жизнь.
Наше исследование в области моделирования дефиниций категории «воспитание» с точки зрения разнообразных методологических подходов, налагающих систему ограничений и возможностей в реализации построения не только дефиниций, но и практических инноваций, обеспечивающих решение социально-педагогических проблем и задач в условиях современного сосуществования. Гуманно-личностная педагогика не имеет права на деформацию личности, конечно добровольность моделирования дефиниций – категория субъективная, но нельзя заставить человека писать что-либо качественно, с душой практически также, как и заставить соловья петь в клетке… Опишем эту работу.
В Кузбасской государственной педагогической академии в структуре изучения таких разделов, как «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Психолого-педагогическая антропология», «Основы профориентологии», «Социальная педагогика» посредством RP-технологии педагогического взаимодействия проводилась работа по моделированию дефиниций категорий современной педагогики (воспитание, обучение, развитие, образование, социализация, адаптация, формирование, взаимодействие, просвещение и пр.). Возможности моделирования дефиниций категорий современной педагогики в структуре занятий, где методологические подходы современной педагогики и RP-тех­но­ло­гия педагогического взаимодействия предопределяют результат формирования профессионально-педагоги­чес­кой культуры будущего педагога и стимулируют его деятельность к моделированию и включению инноваций в педагогический процесс описана в ряде работ [1–2]. В связи с выше перечисленным можем отметить, что в зависимости от выбранной методологической основы в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание» за период с 2000/2001 уч. г по 2010/2011 уч. г. были в ходе организации педагогического взаимодействия со студентами педвуза системно выделены и опубликованы определения, характеризующие становление педагогов и педагогов-пси­хо­логов как профессионалов в области научной, научно-методической и деятельностно-практи­чес­кой сферах профессионально-педа­го­ги­чес­ко­го взаи­мо­действия, причем формируя культуру моделирования определений, мы формировали культуру самостоятельной работы, культуру умственного труда и профессиональной компетентности студентов-пе­да­гогов. Приведем некоторые определения категории «воспитание», моделированные в текущем учебном году в Кузбасской государственной педагогической академии:
  • Воспитание с точки зрения научного подхода – это процесс формирования и развития у субъекта среды, культуры, деятельности и общения определенных морально-нравст­вен­ных качеств, общечеловеческих моделей поведения, отношений, преобразования объективного в человеке и в мире с целью создания условий для успешного взаимодействия подрастающего поколения с социумом и сохранения общества в его уникальном наследии, современности и перспективах, обусловленных научным пониманием природы и сущности всех моделируемых, реконструируемых и ретранслируемых явлений (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм социокультурного пространства (поля), фасилитирующий достижение индивидуальной вершины развития каждому субъекту общества, деятельности, культуры и общения, науки и спорта, включенного в систему субъект-субъектных и субъект-объектных связей и моделей, отношений и преобразований, где планомерный результат является следствием преобразования как самого человека, так и внешнего пространства, а условия такого преобразования представляют собой принципы, мероприятия – формы, педагогические инструменты – методы, средства, технологии, особенности которых не должны нарушать целостности здоровьесберегающих аспектов саморазвития, самосовершенствования, взаимодействия (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это механизм формирования общечеловеческих и личностно значимых ценностей, норм, правил, установок, убеждений, предпочтений, создающих условия для научно-подтверждаемых результатов гармоничного развития личности в среде, деятельности и общении, где адаптация является оболочкой внутренних преобразований, а система ценностей, компетенций, сформированности социального опыта – внутренним ресурсом человека и результатом на воздействие внешних условий и преобразований (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это механизм личностного и социального генеза, фасилитирующий построение и организацию таких процессов, как персонификация, самосовершенствование и самореализация личности в антропологическом поле, создающем человека человеком и позволяющем продолжать нить истории, современности и перспектив, где человек является частью природы, социального пространства, культурно-исторического наследия, научного знания и эзотерии, объясняющих феноменологию антропологического знания с диаметрально противоположных позиций, благодаря коим и происходит развитие общества и каждого человека в нем (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения герменевтического подхода – это средство формирования полноценной личности, умеющей понимать, принимать, моделировать и реализовывать свои цели, формировать в себе качества, позволяющие легко адаптироваться, самореализовываться и саморазвиваться, а также создавать условия для социализации и самореализации других субъектов микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисред (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – это механизм создания условий для раскрытия познавательных способностей субъекта социокультурной среды, фасилитирующий преобразование окружающего и внутреннего мира, поиск и нахождение условий и средств для определения и раскрытии способностей субъектов общества, характеризующих их с позиции самосовершенствования, саморазвития, востребованности, самостоятельности, состоятельности, креативности и устойчивости, коие являются следствием сформированной системы ценностей, социального опыта и моделей построения и преобразования объективного в человеке и вне (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения графологического подхода – это механизм создания и реализации условий, фасилитирующий моделирование объективного, личностно и социально значимого целеполагания у субъектов общества, результатом коего являются продукты антропологического в среде, культуре, науке, спорте, искусстве и религии (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения деятельностного подхода – это механизм формирования и развития субъекта деятельности в трех направлениях: человек-семьянин, человек-гражданин, человек-труженик, обеспечивающий востребованность и жизнеспособность всех членов общества и восполнимость, целостность, самостоятельность и устойчивость общества в целом (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения диалектического подхода – это особый социально и личностно значимый и ситуативный вид деятельности, направленный на создание условий роста и развития субъектов социального пространства и подготовки их к выполнению определенных общепринятых социальных ролей в обществе, в котором субъект становится частью и творцом, результатом и перспективой, ценностью и развивающейся, самосовершенствующейся и самореализующейся личностью (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения информационного подхода – это процесс взаимообогащения субъектов социального пространства, построенный на основе принципов запечатления, хранения, воспроизведения, трансформации, поиска, реконструкции, ретрансляции информации, социального опыта, ценностей, мер и векторов преобразований объективного мира, согласно коим субъект деятельности, культуры, искусства, науки и спорта формирует свою внутреннюю систему восприятия, отображения и отношения к жизни, создающий и реализующий внешнее и внутреннее человека и, в конечном счете, мультисреду (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения культурологического подхода – это механизм развития взаимоотношений субъекта общества в системе норм культуры, где материальные и духовные ценности предопределяют поиск и результат моделирования полисубъектных связей и субъект-объектных преобразований, в коих культура является почвой и продуктом антропологического генеза, создавшего человека и среду в различных ипостасях и мерах, открывающих истину в купели культуры, науки, искусства и ее векторов трансформации (систем принципов), синергетически реагирующих на все изменения в среде, культуре и самом человеке (Иванова А. И. – 2010/2011 уч. г.).
Формирование культуры самостоятельной работы студента педагога по физической культуре сводится не только к формированию умений и навыков владения разнообразными способами фиксации информации, но и моделированию как ступени, фасилитирующей неустанный, ситуативный переход от достигнутого к желаемому, где практика и эксперимент являются средствами и результатами апробации. В таком ракурсе происходит становление педагога, включенного в систему антропологических явлений и феноменов, предопределяющих постановку и решение проблем, дилемм, задач современной мультисреды.


Литература

1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
2. Иванова, А. И. Проблема воспитания и моделирования дефиниций категории "воспитание" в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания» / А. И. Иванова, О. А. Козырева, О. Ю. Похоруков // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : материалы Региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) / отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С.109-113.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle