Библиографическое описание:

Борисова Е. А. Противодействие коррупции в рамках обсуждения проекта федерального закона «Об образовании» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 62-64.

Безусловно, проект нового закона об образовании является одной из самых широко обсуждаемых тем в нашем обществе, так как именно образовательная деятельность затрагивает практически всех граждан нашей страны, начиная от детей дошкольного возраста и их родителей и заканчивая представителями администрации в сфере образования.

Проект закона вобрал в себя многие последние разработки в сфере образования, содержит много нового и прогрессивного. Достаточно полно урегулированы вопросы применения дистанционных и электронных образовательных технологий, легализовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Но, вместе с тем, многие концепции нового законопроекта будут способствовать усилению коррупционных правонарушений в сфере образования. Например: в отношении лицензирования образовательной деятельности в проекте закона записано: «Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее лицензия) действует бессрочно». [1]

Однако в этой же статье указано, что

- «Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (лицензионный контроль) проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

К проведению таких проверок привлекаются эксперты в порядке, установленном положением, указанным в части 3 настоящей статьи.

- Через один год после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения проверок» [1]

Таким образом, ежегодные плановые выездные проверки по контролю соблюдения требований лицензии не только противоречат тезису Председателя Правительства РФ В.В. Путина «о введении бессрочной лицензии и сокращении бюрократических процедур по лицензированию и аккредитации» [2], но и значительно увеличивают бумажную волокиту. Если ранее контроль соблюдения лицензионных требований планово осуществлялся один раз в течение срока действия лицензии, действующей 6 лет, то теперь количество плановых проверок увеличиться в 6 раз, во столько же возрастет и количество документации, представляемой образовательными организациями. Естественно, колоссальный объем государственной стандартизации и контроля, заложенный в концепцию проекта закона не может быть выполнен силами самих органов государственного управления и контроля, в связи с чем, предусмотрено масштабное использование государственно-общественных организаций, что ведет к феодализации образования и увеличивает коррупциогенность.

Еще один момент, на Западе лицензии и аккредитации даются образовательным организациям по определенным направлениям (профилям), которых всего-то 15-20. У нас – по образовательным программам, которых сейчас 27000.

Критерием успешности модернизации образовательной среды должно являться не удобство контроля и надзора, а гибкость, скорость актуализации образовательных программ и созидательное творчество образовательных организаций, позволяющее им выходить на передовые конкурентные позиции в развивающейся мировой инновационной среде. Не вызывает сомнения, что мелочная регламентация не позволит российским вузам конкурировать на международной арене, приведет к еще большей потере экспорта в образовании. На мировом рынке экспорта образовательных услуг РФ имеет скромные 2%, тогда как, например США обучает 20% студентов. Наша доля по данным Организации экономического сотрудничества и развития в период с 2004 по 2007 год сократилась на 1%. То есть на треть. [3]

Согласно новому законопроекту ПТУ, как самостоятельную образовательную организацию, предлагается упразднить и сделать колледжи видом высшего учебного заведения с целью привлечения большего числа учащихся в сектор среднего профессионального образования. При этом статья прописана таким образом, что часть современных институтов и, может быть, даже академий, вынуждены будут либо опускаться на одну-две ступени вниз, например, в колледжи, академия – в институт, либо присоединяться механически к другим университетам.

Естественно для вузов перспектива понижения на пару ступенек крайне нежелательна, поэтому администрация учебного заведения всеми силами будет пытаться сохранить прежний статус, и вновь поплывут шелестящие просьбы об этом в руки чиновников.

К сожалению, в законе практически не указано как при реорганизации ВУЗа или его закрытии (например, лишение лицензии) будут соблюдаться права учащихся, которые поступали в ВУЗ, а будут заканчивать колледж.

Возможность обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав и пр. предоставит студентам, пожалуй, единственную альтернативу продолжения обучения в ВУЗе – перевод в другое высшее учебное заведение. Но содержание рабочих программ дисциплин вузов может различаться, несмотря на то, что все они составлены по ФГОС, в связи с чем, при переводе студентов из одного вуза в другой существует такое понятие как разница в учебных планах, которую студенту долго и мучительно придется «досдавать» - платно. Так как подобное явление во многих вузах относится к категории дополнительных образовательных услуг на возмездной основе. И иногда официальные размеры «досдачи» пополняются не формальными, т.е. создаются дополнительные условия для коррупции.

И, наконец, деятельность в отношении финансового обеспечения деятельности образовательных организаций за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приведет к давно известной схеме «распил плюс откат» Действительно, новый законопроект предполагает, что не только государственные, но и негосударственные учебные заведения смогут получать государственные задания. Вроде бы, конкурентная среда. Но конкурентная среда перед кем? В главе 9 ст.79 записано:

«Орган государственной власти (орган местного самоуправления), выполняющий функции и полномочия учредителя, определяет требования к программе развития подведомственных ему образовательных учреждений, учреждает комиссию по оценке и отбору проектов программ развития и утверждает регламент деятельности комиссии, организует проведение контроля за реализацией программы развития каждого образовательного учреждения» [1]

Это не конкурентная среда, куда люди сами будут приходить и говорить: «Я хочу учиться здесь, я несу сюда свои деньги». Чиновник будет определять, кому дать государственное задание, а кому его не дать. Безусловно, складывающаяся псевдоконкурентная среда приведет к росту в Российской Федерации коррупции

Также весьма проблематична стыковка будущего закона об образовании с будущим аналогом пресловутого ФЗ № 94 о торгах и закупках для госнужд. Помимо впечатляющего роста «откатов» этот закон привел к безумному росту бумаговаяния и резкому ограничению полномочий руководителей. Очень важен вопрос о системе разработок для образования на всех уровнях – все-таки искать надо не организации, а талантливых лидеров, способных собрать эффективно работающие коллективы. Тем самым в законе следует прописать и разумную систему конкурсного отбора, и систему ответственности.

По мнению член-корреспондента Российской академии образования Александра Абрамова, «Образование – это слишком серьезное дело, чтобы его можно было доверить только политикам, чиновникам и юристам». [3] Принять закон об образовании можно лишь тогда, когда сомнения минимизированы. Принцип Гиппократа «Не навреди!» все-таки должен быть выше так называемой политической целесообразности.


Литература:
  1. 01 декабря 2010 Российская газета проект федерального закона «Об образовании»
  2. 14 октября 2010 РИА Новости. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета законодателей в Москве.

  3. Аккредитация в образовании / март 2010

  4. 8 декабря 2010 Независимая газета статья «Как обсуждаются законы»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle