Библиографическое описание:

Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 74-77.

Проблема развития доброжелательных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научных исследований многих педагогов и психологов. Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов – Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой и др.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры. Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей старшего возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста является сказкотерапия. Жанр сказки позволяет детям ориентироваться на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Благодаря этому ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в реальном мире. Слушание рассказов и сказок помогает детям увидеть в них отголоски собственной жизни. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем [4, с.3].

Использование сказки в психотерапевтических целях изучалось зарубежными и российскими учеными (Д.Бретт, И.В.Добряков, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д.Короткова, И.М.Никольская и др.). Сказка позволяет смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять и освоить способы доброжелательного отношения к окружающим.

Наблюдение и анализ опыта работы педагогов дошкольного образования позволили выявить противоречие между педагогическими возможностями сказкотерапии и недостаточным использованием сказкотерапии в процессе развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования «Использование сказкотерапии в развитии доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста».

Проблема исследования: определение педагогических условий развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Объект исследования: процесс развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования была определена гипотеза, согласно которой сказкотерапия может способствовать эффективному развитию доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста, если:

- педагог осуществляет активную работу с текстом, позволяющую обсудить мотивы поведения персонажей и ввести оценки «хорошо» и «плохо»;

- педагог использует элементы психогимнастики как дополнительные средства, оказывающие положительное воздействие на эмоциональную сферу дошкольников;

- усвоенные детьми способы поведения применяются в реальных взаимоотношениях со сверстниками.

Задачи исследования:

  1. Выяснить сущность и особенности доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста, а также возможность использования сказкотерапии в развитии доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Выявить характер взаимоотношений у детей старшей группы и их нравственную основу.

  3. Определить и апробировать педагогические условия развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования сказкотерапии.

Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И.Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А.Репиной о генезисе общения; научные концепции Д.Бретт, Р.Гарднер, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой о психотерапевтических возможностях сказкотерапии.

В соответствии с первой задачей исследования нами были изучены научные труды педагогов и психологов. Проблема развития доброжелательных отношений у дошкольников нашла свое отражение и в научных исследованиях ряда диссертационных работ. Так, например, И.А. Кумова исследовала условия воспитания основ коммуникативной культуры детей шестого года жизни (2004 г.). В исследованиях Н.В.Ивановой раскрыты вопросы теории и практики построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении (2004 г.). О.Б.Буракова изучала педагогические условия подготовки студентов педагогического колледжа к воспитанию у дошкольников гуманных чувств и отношений (2005 г.). Изучению особенностей развития индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях посвящено исследование Е.А.Кудрявцевой (2005 г.). В научном исследовании, проведенном Н.А.Лялиной рассматриваются факторы и педагогические условия воспитания культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками (2007 г.).

Широко рассматривается исследуемая нами проблема и в научных публикациях ученых, педагогов-практиков в журналах «Дошкольное воспитание», «Современный детский сад», «Детский сад от А до Я», «Вопросы психологии» и др. В существующих исследованиях межличностные отношения понимаются по-разному: как избирательные предпочтения; как познание и восприятие другого; как результат общения и совместной деятельности.

В практикуме по сказкотерапии Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой выделены общие принципы работы со сказками: осознанность, множественность и связь с реальностью. Автор раскрывает приемы использования сказок в психологической , педагогической и воспитательной работе [2, с.7 ]. Особый интерес вызывают рекомендации А.Ю.Капской и Т.Д.Мирончик по использованию сказкотерапии в работе с дошкольниками. Авторы выделяют три взаимосвязанные стороны нравственного развития ребенка: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Первоначально дошкольники усваивают моральные представления («что такое хорошо» и «что такое плохо»). На основе литературных произведений, примеров из жизни у детей формируются нравственные суждения и оценки. Дети дошкольного возраста способны проявить симпатию (антипатию), сочувствие и переживание другому человеку [ 3, с.6]. Выявленные нами особенности и приемы использования сказкотерапии в развитии доброжелательных отношений у дошкольников были учтены при проведении экспериментальной работы с дошкольниками.

Экспериментальная работа по проблеме исследования была организована на базе МДОУ ЦРР детский сад № 66 г. Белгорода, в старшей группе № 10. В педагогическом эксперименте участвовало 12 детей старшего дошкольного возраста. Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в определении характера отношений между детьми старшей группы и уровня нравственной основы их отношений. Нами были подобраны диагностические методики для выявления уровней развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагало изучение осознания дошкольниками нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагало изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагало выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками.

Для определения уровней развития нравственной сферы у старших дошкольников были использованы следующие диагностические методики: «Беседа», «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Сделаем вместе» [6, с. 284]. Наряду с данными, полученными при помощи диагностических методик, перечисленных выше, мы использовали метод наблюдения (один из основных методов детской психологии). Наблюдение за проявлением характера отношений к сверстнику проводилось в течение одной недели на протяжении всего времени пребывания каждого ребенка в дошкольном учреждении (с момента прихода в детский сад и до ухода домой). При проведении наблюдения основное внимание было обращено на следующие показатели: вежливое, спокойное выражение своего желания, просьбы (постоянно, эпизодически, по напоминанию взрослого); проявление внимания к сверстнику (замечает настроение, старается помочь сверстнику, не отвлекает сверстника во время выполнения какой-либо деятельности); проявление сочувствия к сверстнику (всегда, в определенных ситуациях, по напоминанию взрослого); поведение ребенка в конфликтной ситуации (уступает; кричит и дерется, обзывается; обращается за помощью к взрослому); взаимоотношения, преобладающие в общении со сверстниками (ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные).

Из двенадцати обследуемых детей, высокий уровень развития нравственной сферы показали три ребенка (25 %), средний – пять детей (42 %) и низкий - четыре ребенка (33 %). На основе анализа результатов диагностики нами были выделены основные направления развивающей работы, позволяющие улучшить отношения между детьми старшего дошкольного возраста:

- уточнение и обогащение представлений дошкольников о нравственных качествах;

- развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства других;

- развитие умения действовать сообща.

Перечисленные направления развивающей работы были реализованы нами на формирующем этапе эксперимента. В процессе реализации первых двух условий гипотезы мы опирались на рекомендации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.Ю.Капской и Т.Д.Мирончик по использованию сказок в работе с дошкольниками. В основу содержания работы по развитию доброжелательных отношений у дошкольников была положена программа А.Ю.Капской и Т.Д.Мирончик «Подарки фей». Цель программы состоит в постепенном усвоении дошкольниками общественных норм, определяющих, что правильно и что неправильно, формировании моральных суждений и социально приемлемого поведения [3, c.7].

Программа «Подарки фей», разработанная А.Ю.Капской и Т.Д.Мирончик была нами адаптирована к детям экспериментальной группы. Так, например первое занятие в авторской программе посвящено знакомству детей друг с другом и психологом. Поскольку дети экспериментальной группы уже знакомы, мы изменили название первого занятия и внесли некоторые изменения в его содержание. У авторов первое занятие носит название «Знакомство». Мы первое занятие назвали «Новое знакомство». На этом занятии мы старались помочь детям взглянуть друг на друга по-иному. Каждый ребенок произносил тот вариант своего имени, который ему больше всего нравится. На первом занятии дети ознакомились и с правилами поведения в группе.

В содержание формирующего этапа экспериментальной работы вошли сказки, направленные на формирование таких качеств как сочувствие, доброта, справедливость, щедрость, смелость. Первоначально дети прослушивали текст сказки, затем педагогом проводился анализ текста сказки на основе постановки соответствующих вопросов. Отдельные эпизоды сказки предлагалось детям «проиграть», т.е. инсценировать. На ту или иную роль подбирались дети, у которых соответствующее качество находилось на низком уровне или отсутствовало вообще.

Наряду со сказкотерапией нами были использованы элементы психогимнастики. Основной акцент сделан на обучении детей элементам техники выразительных движений, на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении [7, c. 6].

Навыки доброжелательного отношения закреплялись в повседневной жизни – в игре, совместных видах деятельности. По мере прохождения коррекционно-развивающей работы дети стали легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Детям, становилось проще общаться со сверстниками, У них вырабатывались положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.).

Завершающим этапом педагогическом эксперимента является контрольный, цель которого – выявить динамику изменений в развитии нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста и характере их взаимоотношений. Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента таковы: высокий уровень показали три ребенка (25 %), средний – семь детей (58 %) и низкий - два ребенка (17 %).

Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных на начальном и заключительном этапах экспериментальной работы позволяет увидеть положительную динамику в развитии нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста, являющейся основой доброжелательных отношений между дошкольниками. Улучшение произошло за счет перехода трех детей с низкого на средний уровень.

В целом, следует отметить положительный эффект использования сказкотерапии и элементов психогимнастики в усвоении детьми представлений о нравственных качествах. Это способствовало и качественному изменению отношения к сверстникам. Дети старались решать возникающие вопросы без ссоры. Иногда вспоминали отдельные эпизоды из сказок, схожих с конкретной ситуацией. В общении друг с другом старались договориться. Таким образом, нам удалось повысить уровень доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.


Литература:
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2008. – 320 с.

  3. Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006. – 96 с.

  4. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: «ЦГЛ», 2004, - 246 с.

  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.

  6. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.: ил.

  7. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с: ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle