Библиографическое описание:

Тлегенова Т. Е. Опыт творческой деятельности как педагогическая проблема [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 44-47.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в очередной раз актуализирует задачу модернизации системы образования, являющейся основой динамического экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны [3]. В качестве одного из приоритетных направлений совершенствования высшего профессионального образования считают повышение его качества, ориентацию на развитие высоконравственной, социально-активной и творческой личности.

Личность, способная решать существующие задачи творчески, способная мыслить по новому, критически, анализировать и прогнозировать собственную деятельность, является, несомненно, творческой. Творческой личностью не рождаются, ею становятся под влиянием жизни в обществе, в процессе воспитания, специально организованного обучения, постепенно накапливая опыт творческой деятельности, очевидно, что формирование у обучающегося опыта творческой деятельности в процессе обучения в высшем учебном заведении представляется актуальной задачей современного образования.

Принимая это во внимание, обратимся к содержанию понятия «опыт творческой деятельности». В психолого-педагогических словарях нет единого понимания его сущности, даются лишь раздельные толкования понятия «опыт» и «творческая деятельность». Так, в психологии «опыт» – это качество личности, сформированное в процессе ее деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки, а «творческая деятельность» рассматривается как деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов.

В формировании опыта творческой деятельности интерес представляют качества и свойства личности, способствующие творческой деятельности. Прежде всего, такое качество личности, как ее опыт. В философии понимание опыта относится к одной из главных проблем исследования и понимается как результат взаимодействия человека с объективным миром, включающий формы и результаты практической деятельности общества, приемы и навыки, открытые в практике законы человеческой деятельности и развития объективного мира [12, с. 11]. Выдающийся русский философ В.С. Соловьев утверждал, что опыт – эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается из поколения к поколению [13, с. 83].

Проведенный анализ философских литературы позволяет говорить о наличии нескольких вариантов определения опыта:

  • философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности, как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследия [8, с. 492];

  • гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности [8, с. 492];

  • знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, будь это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций (восприятие) или же реальность состояний самого сознания (представления, воспоминания, переживания и т.д.) [7, с. 158].

В психологических исследованиях опыт традиционно рассматривается как качество личности, к примеру, К.К. Платонов под опытом понимает пережитое событие, а также общее количество накопленных знаний или качество (подструктура личности, группы), сформированное в процессе их деятельности, обучения и воспитания, обобщающее знания, навыки, умения и привычки [1, с. 564]. В рамках педагогической психологии, проблему общечеловеческого опыта решал А.Н.Леонтьев: «Человек в ходе своей жизни усваивает опыт человечества, опыт предшествующих поколений людей, это происходит именно в форме овладения им знаниями и в меру этого овладения» [4, с. 275].

В научно-педагогической литературе происходит обращение теоретической мысли к «опыту» как предмету исследования. Опыт в педагогике рассматривается в нескольких смыслах:

  • опыт учебный – система знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и воспитания;

  • опыт – знания, умения, навыки, приобретаемые детьми вне систематически организованного обучения: в общении между собой и со взрослыми, из неучебной литературы и т. д.

  • опыт (эксперимент) как один из приемов обучения, состоящий в практическом или теоретическом преобразовании условий, в которых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения;

  • опыт педагогический – система приобретенных преподавателем приемов обучения и воспитания, практического их освоения и совершенствования в процессе работы.

Некоторые педагоги-исследователи (Ю.К. Бабанский, В.И. Бондаревский, А.Н. Кузибецкий, М.Р. Львов, Э.И. Моносзон, М.Н. Скаткин и др.) рассматривают опыт через понятие «практика», т.е. соотносят его как с практикой обучения и воспитания, так и ее результатами, так М.Н. Скаткин отмечает, что «в самом широком смысле под опытом понимают практику обучения и воспитания» [10, с. 26]. Отождествление опыта и практики, на наш взгляд, происходит оттого, что опыт наравне с практикой выполняет роль основы познания и критерия истинности знания. Общим также является признание опыта как практического отношения субъекта и объекта. Рациональный смысл этого заключается в стремлении придать опыту активный, преобразующий, познавательный характер.

Наряду с выяснением качеств и свойств личности, способствующих творческой деятельности, исследуются и основные черты деятельности творческого характера. С философской точки зрения любая деятельность представляет собой творческий акт, ибо и субъект и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли в него.

Творческая деятельность – одна из самых интересных и наиболее сложных психических явлений. Она исследуется представителями разных областей психологии и педагогики. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в исследовании выполненный Л. Е. Князевой, позволил определить понятие творческая деятельность как специфический способ выражения содержания творчества, включающая внешнюю обусловленность и внутреннюю напряженность творческого действия, и направленная на создание принципиально нового продукта. Автор подчеркивает отличительные черты творческой деятельности: продуктивность, новизну и оригинальность [2, с. 7].

На новизну и оригинальность продукта как критерии творчества указывают многие ученые (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, М.Н. Дружинин, Л.Л. Терстон и др.) причем большинство склоняется к мнению о существовании субъективного творчества. К примеру, А.А. Мелик-Пашаев рассматривает творчество как «результат потребности в выражении своего внутреннего мира» [6, с.79]. Согласно, его высказыванию, деятельность человека является творческой, даже если ее результат обладает только субъективной новизной, то есть является новой для этого человека.

Ряд ученых (А.О. Гройсман, И.И. Ильясов, З.А. Решетова, И.Я. Лернер, Н.Н. Матюшкин и др.) под творческой деятельностью понимают «отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность работой, стремление к самостоятельности ее выполнении; положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новой ситуации, видение проблемы, видение новой функции известного объекта» [9, с. 77 ]. Л.Г. Устинова в своем исследовании определяет творческую деятельность как «самостоятельную, высокоорганизованную, мотивированную деятельность, направленную на развитие творческих качеств личности будущего специалиста. Проявляется она в достижении высокого уровня реализации новых оригинальных подходов, путей и способов решения задач» [11, с. 11].

Многое для понимания сущности опыта творческой деятельности нам раскрывает педагогическая наука. И.Я. Лернер отмечал, что готовность к творчеству определяется не столько усвоением знаний, умений и навыков, сколько «слаженностью операций, которыми человек снабжен», «культурой внутренних процессов». Их развитие, по мнению ученого, связано в том или ином учебном предмете с усвоением «особого» элемента его содержания, который более всего «развивает», «готовит к творческому освоению и преобразованию различных духовно-практических аспектов культуры». Таким элементом оказывается опыт творческой деятельности, включающий в себя, по сути «не характерологические свойства творчески деятельной личности и не признаки условий, при которых эта деятельность проявляется, а качественные характеристики или черты самой творческой деятельности, ее процессуальные стороны» [5, с. 51].

Раскрывая сущность опыта творческой деятельности, необходимо указать на то, что условием накопления опыта творческой деятельности в процессе обучения в вузе, по нашему мнению, выступает активизация тех показателей, которые составляют структуру данного опыта, а именно: перенос знаний и умений в новую ситуацию, то есть, решая какую-либо новую для себя проблему, студент способен использовать давно усвоенные знания и умения для поиска решения; видение новой проблемы в знакомой ситуации; самостоятельное комбинирование и преобразование известных средств для решения новых проблем; видение структуры объекта, способность выделять составные элементы этого объекта; альтернативное мышление, то есть видение возможных способов решения проблемы; построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных или не являющегося комбинацией известных способов решения.

Указанные структурные составляющие опыта творческой деятельности, прежде всего, выступают как своеобразные способы практического, действенного осуществления данной деятельности, в основании которых лежат специальные знания о сущности и содержании творческой деятельности и потребностно-мотивационные установки, проявляющиеся в устойчивой положительной мотивации творческой деятельности, мотивации достижения успеха, потребности в творческой деятельности, и в творческой самореализации.

Следует отметить, что усвоив охарактеризованные выше показатели творческой деятельности, можно приобрести базу для дальнейшего накопления опыта, их нельзя передать иначе кроме как включением человека в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и, тем самым, эти черты формирующую.

Таким образом, исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что опыт творческой деятельности – это результат творческого активного освоения и реализации знаний, навыков, умений, используемых в самостоятельной, высокоорганизованной, мотивированной деятельности, содержащей элементы новизны, открытия, изобретения. Функциональное значение данного опыта состоит в том, что он обеспечивает развитие творческого потенциала будущих специалистов, содействует активизации профессиональной подготовки в учебно-педагогическом процессе и способствует развитию высоконравственной, социально-активной и творческой личности.


Литература:
  1. Большой толковый психологический словарь/ Ребер Артур. Том 1 (А-О): Пер. с англ. – М., 2000. – 592 с.

  2. Князева Л. Е. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза (на материале изучения спец. дисциплин математического цикла): Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Ростов н/Д, 1991. – 18 с.

  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.
  5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. – 186 с.
  6. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / / Вопросы психологии. 1998. №1. С. 76-83.
  7. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. / Научно-ред. совет: предс. B.C. Степин, зам. предс. А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин и др. - М., 2001.-Т. III.-692 с.
  8. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск, 1998. - 896 с.
  9. Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. – 108 с.

  10. Скаткин М.Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта // Народное образование, 1981. - № 9. - С. 24-29.
  11. Устинова Л.Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Волгоград, 2000. – 27 с.

  12. Филатов В.П. О структуре неспециализированного повседневного опыта// Опыт и его место в социальном познании. - Калинин,1984. - С. 9-17.

  13. Энциклопедический словарь. Т. 22: Опека - Оутсайдер / Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон; Под ред. И.Е. Андреевского - СПб., 1897. - 480 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle