Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Аксиологическая ориентация в подготовки студентов педагогических вузов [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 77-79.

Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности.

Над проблемой ценностных ориентаций в высшем педагогическом образовании активно работают: А.М.Булынин, Б.З.Вульфов, М.Я. Виленский, Б.С.Гершунский, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Н.Д.Никандров, В.А.Сластёнин, Е.Н.Шиянов и др. Ими выявлены аксиологические приоритеты современного образовательного процесса в высшей педагогической школе, которые используются современной практикой как основополагающие

Гуманистическая парадигма педагогического образования задаётся гуманистической природой и сущностью педагогической деятельности. Гуманистические ценности этой деятельности, являются "вечными" ориентирами учителя. Они фиксируют уровень осознания или расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, характеризует его готовность к преодолению этих разрывов, гражданскую позицию, обуславливают смысложизненные определения учителя.

По предположениям В.А.Сластенина "подготовка педагога в системе непрерывного образования должна строиться на основе ряда основополагающих идей гуманизации и аксиологизации, а в основу содержания подготовки педагога ΧΧІ века необходимо положить гуманистическую парадигму педагогического образования, базирующуюся на антропологическом подходе к общечеловеческим ценностям, новым социокультурным реалиям". [1, с. 7]

В.А.Сластёнин, рассуждая о гуманистической природе современного образования, под ценностями педагогической деятельности понимает «те её особенности, которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей». [2, с. 3]

Основываясь на характерных потребностях личности, учёный выделяет следующие группы педагогической деятельности:

- ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей социальной среды; (общественная значимость труда учителя, престиж профессиональной деятельности учителя, признание родных, близких, знакомых и др.);

- ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении (постоянная работа с детьми, детская любовь и привязанность, возможности общения с интересными людьми, родителями, коллегами, обмен духовными ценностями и т.п.);

- ценности, связанные с самосовершенствованием (возможность развития творческих способностей, приобщение к духовной культуре, занятие любимым делом, предметом, возможности постоянно пополнять свои знания и др.);

- ценности, связанные с самовыражением (творческий характер труда учителя, романтичность и увлечённость педагогической деятельности, возможность перевоспитывать «трудных» детей, соответствие педагогической деятельности интересам и способностям личности и т.д.);

- ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами (возможности самоутверждения, межличностного общения, профессионального роста, продвижения по службе, большой отпуск и др.); [3, с. 3]

Представители, научной школы В.А. Сластенина классифицируя ценности, называют их профессионально педагогическими и выделяют следующие группы: «ценности-цели; ценности-средства; ценности отношения; ценности-знания; ценности-качества рассматривая их в горизонтальной плоскости существования и ценности вертикальной плоскости: общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные». Безусловно, они правы в одном «представление группы педагогических ценностей образует систему, как содержательную основу, стержень профессионально-педагогической культуры». [4, с. 65]

По мнению В.А.Сластёнина, «закреплённые в сознании учителя педагогические ценности образуют систему его профессионально-ценностных ориентаций на общение с детьми и взрослыми, творчество в профессиональной деятельности, развитие личности ребёнка и профессиональное сотрудничество, обмен духовными ценностями и др».[5, c. 4]

Перестроечные социально-политические процессы, начавшиеся в середине 80-х годов, вызвали к жизни новый этап восстановления и обогащения гуманистических ценностей образования и воспитания, яркими представителями которого явились творчески работающие учителя, объединившиеся на платформе "педагогики и сотрудничества" (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др.). Фактически произошло возращение на новые основы соответствующих концепций и методов тех педагогов предреволюционного времени и начала 20-х годов, идеи которых представляли собой тогда альтернативу господствующей, ортодоксальной системе воспитания.

Изменившаяся ситуация конца 80-х - начала 90-х гг. неизбежно повлекла за собой пересмотр многих педагогических взглядов, позиций и положений. Новое направление в педагогике быстро обретало своих сторонников. Повсеместно возникло движение педагогов-новаторов Ш.А.Амонашвили, Е.И.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Л.Лысенкова, И.П.Волков и др., [6, с.30] чья педагогическая деятельность доказывала возможность эффективного взаимодействия воспитателя и воспитанника в учебной деятельности. Появились педагогические издания, в которых авторы выделяли существенные черты нового направления. Общей в концепциях педагогов-новаторов была их гуманистическая установка на ученика как субъекта учебного процесса, обращённость к его самосознанию, его естественному стремлению к самоутверждению.

Возможности привлечь идеи косвенного воздействия, чтобы снизить разные барьеры педагогического восприятия будущих учителей, заключается в использовании примера личности выдающегося педагога. С этой целью нами был введен спецкурс «Актуальные проблемы образования в контексте исторических знаний». Важным являлось то, что в спецкурсе были раскрыты важнейшие позитивные тенденции развития аксиологических ценностей педагогической науки, в том числе на примере научной деятельности таких педагогов как: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий. Студенты достаточно подробно знакомились с деятельностью ряда хакасских ученых: Н.Ф. Катанова, М.И. Боргоякова, М.А. Унгвицкой, С.П. Ултургашева, В.Г. Карпова и др.

Несомненно, аксиологическая ориентация должна находить свое отражение в современной системе педагогического образования. Это подтверждает опыт преподавания курса «Аксиология и инноватика в педагогической деятельности», вычленяющего ведущие аксиологические идеи истории образования и современности.

Каждая тема спецкурса завершается самостоятельной творческой работой, предусматривающей индивидуальный (библиографический, информационный, диагностический, научно-исследовательский) поиск материалов для выполнения заданий. Обсуждение, дискуссия, диалог требовали “проявления отношения” через оценку факта, явления, программы, модели, технологии с позиции различных подходов или новой парадигмы.

Использование современных подходов позволило студентам уяснить сущность гуманистического подхода к личности, ее роли в собственном развитии, обеспечивая понимание важности педагогической диагностики и прогнозирования личности школьника в демократически организованном педагогическом процессе.

В содержании педагогических знаний, развивающих ценностные приоритеты студентов, активно использовались региональные программы по внеаудиторной воспитательной работе, включающие вопросы национального воспитания культуры молодежи. Данное направление носит информационно-познавательный характер и даёт возможность студенту получить объём знаний по истории и культуре Хакасии, их роли в развитии национальных приоритетов.

Проводимая работа существенно дополнила курсы теории и истории педагогики, углубила и расширила философское и общепедагогическое образование студентов.

Студент, вооруженный педагогическими знаниями, осознает закономерности развития образовательной системы, ориентируется не только в историко-педагогических теориях и системах, но и в современных инновационных направленностях обучения и воспитания.

Формирование и развитие педагогических умений студентов - сложный процесс, который обеспечивается взаимодействием дисциплин психолого-педагогического цикла и общественных наук.

Педагогические знания о фактах являются базой, основой всех других знаний, поскольку они отражают непосредственно реальную действительность. Без знания фактов невозможно осознание законов, теорий, то есть отражение действительных связей между фактами. Законы отражают существенные связи.

Аксиологические знания - тот необходимый базис, фундаментальная основа развития ценностонного отношения студентов, без которых невозможен процесс формирования научных убеждений педагога, невозможно освоение современным учителем обширного информационного потока, равно как личностная ориентация в инновациях.

Своеобразие аксиологических ориентаций (а в последующем, как высшей стадии развития - своеобразие убеждений в области теории педагогики) состоит в их зависимости от наличия научных системных знаний.

Нам представляется важной такого рода работа именно со студентами педагогических специальностей, как будущими учителями, поскольку учитель, воспитывая, обучая детей, готовит тем самым их к жизни, создавая основу духовных ценностей будущего.

Аксиологический подход к профессиональному становлению учителя К.Д. Ушинский обосновал концептуальным, имевшим четкую личностно-ценностную ориентацию положением о том, что "если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его же во всех отношениях". [7, с. 24]

За весь период ХХ века в высшем педагогическом образовании был накоплен существенный значимый потенциал идей, концепций и ценностей, носящих гуманистический характер, традиционно присутствовавших в отечественном и мировом педагогическом образовании и составляющим его аксиологическую основу.

Ситуация в современном образовании требует перехода целостного развития знаний в убеждения, когда научные знания предполагают развитие определенных аксиологических ориентаций. В данном случае правомерна постановка вопроса о педагогических знаниях как основе развития аксиологической направленности студентов.

Исходя из выше изложенного, следует, что формирование учителя нового типа невозможно без приобщения студентов не только к системе ценностей по гуманизации и демократизации нашего общества, декларируемых в законодательных и правовых документах, но и к конкретным региональным особенностям аксиологической характеристики педагогической науки.


Литература:

1. Павлютенков Е.М. Профессиональная диагностика и практикум по профдиагностике. К-на-Амуре, ч.1. 1990. – 99 с.

2. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования. //Магистр. 1994. №6. С. 3

3. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования. //Магистр. 1994. №6. С. 3

4. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993 С. 65

5. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования. //Магистр. 1994. №6. С. 7

6. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования. //Магистр. 1994. №6. С. 4

7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Л., Т.8. С. 24

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle