Библиографическое описание:

Казановская Н. В. Роль неформального лидера в формировании межкультурной компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 82-84.

Современный поливариативный мир не может достойно существовать, если он не будет диалогичным: если не будет конструктивного диалога между Востоком и Западом, между народами и правительствами, между отдельными корпорациями и т.д. Вот почему современная культура, подчеркивая уникальность человека, его самоценность, саморазвитие и самореализацию, которые являются важнейшей общественной ценностью, особое внимание обращает на толерантность, необходимость диалога, ориентацию на Другого в процессе межкультурного взаимодействия.

Условием успешного межкультурного взаимодействия является межкультурная компетентность (далее МКК).

Студенческая среда одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов, именно в этот период у многих студентов закрепляются стереотипы межнационального восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь. И очень важно, чтобы процесс аккультурации был управляемым и подконтрольным.

В данном исследовании мы изучили роль неформального лидера учебной группы в формировании МКК. В предыдущем исследовании мы воздействовали на студенческий коллектив так сказать извне – экзогенно, но мы считаем, что усилить воздействие по формировании. МКК возможно и изнутри студенческого коллектива – эндогенно, по средствам студенческих неформальных лидеров.

Лидерство – это социальный фундамент, стержень, на котором формируется группа, а свойства лидера, обусловленные индивидуальными особенностями личности, являются наиболее значимыми для направленности и развития студенческого коллектива.

Неформальный лидер не является официальным, но в силу своих личных качеств, коммуникативных способностей и других качеств пользуется авторитетом в коллективе и может оказывать существенное влияние на его поведение. И то какой багаж несет неформальный лидер, окажет влияние на общественное мнение группы.

Межкультурную компетенцию мы рассматриваем как способность к взаимодействию, умение ориентироваться в ситуации, учитывать нормы и ценности в культурах на основе наличия определенных знаний, личностных качеств, сформированных в процессе приобретения практического опыта в межкультурных контактах [15]. Это позволяет успешно осуществлять профессиональную деятельность в межкультурном контексте.

Система формирования МКК, включает в себя развитие у студентов межкультурных ценностей, что позволяет им успешно общаться с представителями других культур в бытовой и профессиональной сфере.

Педагогические условия, определяющие требования к процессу освоения межкультурных ценностей, учитывают такие дидактические принципы, как принцип познания и учета ценностных культурных универсалий, принцип этнографического подхода, принцип осознаваемости и «переживаемости».

В процессе обретения МКК специалисты проходят один из интереснейших и сложнейших периодов своего становления. Они пересматривают свое отношение к человеческим взаимоотношениям в мире, пересматривают свою идентичность как представители нового информационного общества. [4]

Немаловажно отметить, что успешное формирование МКК возможно, лишь в условиях поликультурной образовательной среды. В поликультурной среде происходит интеграция социокультурного и индивидуального опыта, она определяется следующими условиями:

  • Полилог индивидуальных культур преподавателя и студента

  • Полилогичность содержания образования (интеграция содержания образования на основе взаимодействия индивидуального и общественно- исторического опыта)

  • Полилогичность технологий взаимодействия (событийность, вариативность, креативность)

  • Полилог среды колледжа и культуры социума (культур различных этносов, наций, социальных групп)

В современном обществе образовательное учреждение может выступать как субъект культуры. Поликультурная образовательная среда является транслятором культуры и ценностей общества, она отражает изменения, происходящие в культуре, сама является проводником и источником изменений в жизни общества. В ней осуществляется интегрирующий диалог культур на различных уровнях, происходит объединение людей на основе общечеловеческих представлений и норм. [14]

Принято считать, что МКК формируется в процессе преодоления этноцентризма. Решить эту задачу можно только в результате подготовки к диалогу культур.

Диалог культур – это способ осознания своей культуры, которая лишь при наличии другой культуры обретает индивидуальность и самобытность. Диалог придаёт истинный смысл существованию культур, которые утрачивают индивидуальность в вакууме.

Диалог культур – это прежде всего желание представителей разных культур лучше узнать и понять друг друга независимо от того, живут ли они в противоположных частях света или на одной улице. Это такой настрой ума каждого человека, при котором многообразие воспринимается не как угроза, а как позитивный фактор развития и существования собственной культуры, обогащения своего духовного мира. Это отказ от негативных стереотипов и предвзятого отношения к представителям других культур.

С точки зрения М. Дж. Беннетта, одного из крупнейших специалистов по МКК, этноцентристская позиция человека может быть изменена и преобразована, скорректирована в сторону понимания иной культуры в результате межкультурного обучения. Он считает, что этноцентризм процветает в таком окружении, в котором существует минимальное (или отсутствует вообще) соприкосновение с культурной чужеродностью и где само общение, его особенности не подвергаются в достаточной мере анализу. Как только возникает достаточное количество межкультурных контактов, и они становятся предметом обсуждения, этот недостаток устраняется.

Модель освоения чужой культуры М. Дж. Беннетта состоит из шести этапов – трёх

этноцентристских и трёх этнорелятивистских. Её мы и взяли за основу в нашем исследовании.

При помощи социометрического метода мы выявили неформальных лидеров в учебных группах первого года обучения. Обследовано 89 человек, из общего количества выявлено 13 неформальных лидеров. Национальный состав группы лидеров указан в таблице 2.

Таблица 2

Национальный состав выявленных неформальных лидеров

2

2

1

2

2

1

1

1

1

ханты

русские

молдаване

украинцы

татары

финны

даргинцы

ненцы

коми зыряне

Нужно отметить, что в двух группах выявленные нами лидеры являются старостами. При помощи созданного нами теста мы определили уровень этноцентризма неформальных лидеров, хотелось бы отметить, что 69% обследуемых находятся на первых, этноцентристских, этапах освоения чужой культуры. Мы считаем, что сей факт требует незамедлительной коррекции, так как наличие положительных этнорелятивистских тенденций у неформальных лидеров группы при соответствующих условиях организации воспитательного процесса могут послужить важным средством формирования МКК в данной группе.

Для этого в группе лидеров проведен круглый стол, на котором затрагивались вопросы толерантности, культуры межнационального общения, межнациональных конфликтов и т.д. Проведены тренинги и игры по снижению этноцентризма. Предложены правила компетентностного межкультурного общения. Хочется отметить заинтересованность участников тренингов в вопросах межнационального общения, их активность в дискуссионных беседах. По окончании корректирующего комплекса мероприятий, проведена контрольная диагностика уровня этноцентризма неформальных лидеров. Результаты превзошли наши ожидания. 84% неформальных лидеров находятся на этнорелятивистских этапах освоения чужой культуры, что на 15% выше, чем при первичной диагностике. Далее лидерам предложено провести мероприятие в своих учебных группах в виде часов общения по тематике «Культура моего народа». Часы общения были закончены диспутом, на котором студенты выразили мнение по вопросам толерантности и дали положительные отзывы о мероприятии, подготовленном и проведенном их сверстниками.

Наше исследование доказало, что процесс по преодолению этноцентризма управляемый, что подтверждено положительной динамикой процента неформальных лидеров находящихся на этнорелятивистских этапах освоения чужой культуры после проведенных нами мероприятий (тренинги, дискуссии и т.д.).

Проблема взаимоотношений со сверстниками других национальностей актуальна сегодня для подавляющего большинства студенческой молодежи. Несмотря на принимаемые государством меры, в студенческой среде, как и во всем российском обществе, сохраняются конфликтные ситуации, основанные на межнациональной напряженности.

Изменяющаяся демографическая ситуация и спрос на многообразие на рынке труда все больше сказываются на среднем профессиональном образовании. Это возрастающее многообразие предопределяет задачи колледжа – выпускать студентов, способных успешно справляться с неоднозначными сложными рабочими проблемами и взаимодействовать с коллегами и клиентами, относящимися к различным культурам. Люди, наделенные межкультурной компетентностью, смогут занять свое место в современном обществе. Межкультурная компетентность – требование будущего.


Литература:

  1. Бурнхард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия.//Спб.: Питер, 2002;

  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации.// М.: Инфра-М, 1997. С.189-198.

  3. Донец, П. Н. Теория межкультурной коммуникации: специфика культурных смыслов и языковых форм : автореферат дис. докт. филол. наук // П. Н. Донец. – Волгоград, 2004. – 40 с.

  4. Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам //Г. В. Елизарова. – СПб. : КАРО, 2005. – 352 с.

  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.// Спб., 2000.

  6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация.// М.: ПРИОР, 1998.

  7. Конецкая В.П. Социология коммуникации. //М.: МУБУ, 1997. С.164 с.

  8. Кипнис М. Тренинг коммуникации.//М.: Ось-89, 2004;

  9. Мальханова И. А. Коммуникативный тренинг.// М.: Академический Проект, 2006;

  10. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом.// М.: Аспект Пресс, 2001; Сидоренко Е. В. Трениг коммуникативной компетнтности в деловом взаимодействии. – Спб.: Речь, 2003.

  11. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг.// М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

  12. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация // А. П. Садохин. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 288 с.

  13. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации //А. В. Соколов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. – 461 с.

  14. Ходырева, Е.А. Становление индивидуальности школьника в поликульурной образовательной среде.// Е.А.Ходырева.- Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.- 260с.

  15. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического ун-та.// Сер. Гуманитарные науки, 2008. № 6. Электронная версия. http://www.ncstu.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle