Библиографическое описание:

Медведев Ю. И. Физическое воспитание школьника в семье [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 211-213.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, сильными, ловкими, стройными и выносливыми, хорошо успевающими в учебе. Всестороннее воспитание ребенка, развитие духовных и физических качеств и формирование его личности во многом зависят от родителей. Одной из важнейших задач семейного воспитания детей является забота об их здоровье и правильном физическом развитии.

Эта задача должна осуществляться в самой тесной связи с умственным развитием ребенка, с его учебой в школе, так как умелое сочетание физических упражнений, умственного и физического труда только и может обеспечить гармоничное развитие.

Физическое воспитание детей школьного возраста в семье включает в себя следующие мероприятия: строгое соблюдение гигиенического режима дня, систематическое закаливание и ежедневные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, подвижные игры, спорт и т. д.). Необходимым условием для роста и жизненной деятельности организма ребенка являются разнообразные движения, путем которых он познает окружающий мир, а это способствует развитию психики и формированию характера. Под влиянием физической нагрузки усиленно функционируют все органы и системы организма, что ведет к улучшению их работы и укрепляет здоровье ребенка. Различные физические упражнения благоприятно действуют на центральную нервную систему, на кору головного мозга, объединяющую, направляющую и регулирующую деятельность организма, служат хорошим активным отдыхом для школьников после умственной работы во время учёбы в школе и приготовления домашних заданий. Такой отдых успокаивает и укрепляет нервную систему, создаёт у детей бодрое, жизнерадостное настроение и значительно повышает работоспособность. [2,с.135]

 Лучше всего занятия физкультурой проводить на открытом воздухе — в сквере, парке, во дворе дома, на физкультурной площадке, стадионе. При плохой погоде — дома в предварительно хорошо проветренном помещении. В домашних условиях необходимо иметь: скакалки, гимнастическую палку, гантели, резиновые амортизаторы или бинты, коврик для выполнения упражнений лёжа, резиновый мяч, обруч. Желательно иметь и некоторые тренажерные устройства и простейшие гимнастические комплексы. Лучшее время для занятий — утром после сна (зарядка), а затем днём через час после обеда или после приготовления уроков вечером, но не позже чем за 1,5–2 часа до сна. Ежедневные занятия физическими упражнениями должны проводиться дома самостоятельно или совместно с родителями, выбор упражнений должен быть таким, чтобы упражнения были доступны и достаточно эффективны. Нельзя делать упражнения, которые сложны, малодоступны и совершенно незнакомы. Польза от выполняемых упражнений достигается только в том случае, если они выполняются правильно.

Семейное физическое воспитание в наши дни можно осуществлять в следующих формах:

-          совместные занятия утренней гигиенической гимнастикой (зарядкой);

-          домашние физкультминутки в форме комплексов основной или силовой гимнастики, упражнений на гибкость, осанку и т. п.;

-          закаливание детей в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей;

-          обучение первоначальным двигательным и спортивным навыкам: плаванию, гребле, передвижению на лыжах, коньках, спортивным играм (футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону, лапте, городкам и т. п.), настольным играм (шахматам, шашкам и т. п.);

-          занятия под руководством старших родственников элементами основной гимнастики, упражнениями атлетической гимнастики на домашних тренажерах и т. п.;

-          организация выходных дней на природе, посвященных физкультурно-спортивным мероприятиям (катание на коньках, на лыжах, на лодке; на велосипеде; купание и плавание в открытом водоеме; туристические походы; спортивные игры за городом между семьями в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, лапту, городки и т. п.);

-          походы с родителями на соревнования в качестве болельщиков;

-          совместные просмотры по телевизору спортивных соревнований;

-          обсуждение семьей итогов выступления сборных команд России на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

Академик А. С. Белкин утверждает, что общение с родителями — «главная потребность ребенка». «С ребенком необходимо играть!» Если учесть, что физические упражнения по своему характеру сильно напоминают игру (кстати, на заре теории физического воспитания всякую физкультурно-спортивную активность называли игрой), призыв академика можно перефразировать как «с ребенком надо вместе заниматься физкультурой». Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные с ними тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку, способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению нравственного климата в семье. Чехословацкие ученые установили, что семейная форма физического воспитания способствует как физическому развитию и укреплению здоровья детей, установлению добрых, доверительных отношений между родителями и детьми, так и улучшению отношений между самими родителями.

Пикники с физкультурно-спортивным уклоном — это не только способ реализации семейного физического воспитания и оздоровления детей, не только форма разумного, полезного и приятного досуга, это еще и экологическое воспитание, возможность общения с природой, познания своего края, знакомство с его растительным и животным миром, это дополнительная возможность развить эмоционально-эстетическую, познавательную, этическую, гуманистическую сферы личности ребенка. [4,с.114]

Совместные походы на стадион, каток, трек, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, а также просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта с его эстетикой человеческого тела в движении, эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, способствуя тем самым вовлечению его в этот вид человеческой деятельности в качестве активного участника, а присутствие родителей с их авторитетом усиливает данное воздействие. Все перечисленные выше сферы личности ребенка (эмоционально-эстетическая, познавательная, этическая, гуманистическая) также испытывают нагрузку. Результат же во многом зависит от окружающих взрослых, в первую очередь — от родителей. Речь идет об их поведении, форме, содержании комментариев и т. д.

 Семейные просмотры спортивных передач по телевизору и их обсуждения могут способствовать закладыванию основ гражданского, патриотического, интернационального и поликультурного воспитания, особенно если приходится «болеть» за сборную команду России. Чувство сопричастности к успехам или поражениям своей страны, гордости за свой народ должно сочетаться с уважением к соперникам, представителям других рас, национальностей и культур. Корректные комментарии взрослых по следам выступлений наших спортсменов могут способствовать воспитанию истинного патриота своей страны, уважающего свой народ, но в то же время — человека планеты Земля, на которой люди должны жить в дружбе, добрососедстве, согласии, т. е. так, как это заложено в традициях большинства народов мира. [1,с.237]

Участие родителей в физическом воспитании детей может выражаться в разных формах. Так, совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т. п., с одной стороны повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой — поднимут авторитет родителей в глазах своих воспитанников. Но для этого сами родители должны по своей физической подготовленности и двигательным умениям и навыкам хотя бы минимально соответствовать уровню тех игр (состязаний), в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией.

Для возрождения традиций семейного физического воспитания необходимы не только минимальная физическая подготовка, но в еще большей степени — физкультурное образование самих родителей, предполагающее набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств физической культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум физкультурной образованности во время обучения в школе, вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием, специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.

Приобщение учащихся к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. В домашних условиях самостоятельные занятия детей играми и упражнениями занимают большое место. Для самостоятельных занятий в режиме дня учащихся отводится до 2,5–3,5 часов ежедневно. Основными задачами физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся являются:

-          Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

-          Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.

-          Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.

-          Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.

-          Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

 

Литература:

 

1.                  Гужаловский А. А. Физическая культура в режиме дня учащихся. Минск, 1986г-237стр.

2.                  Гуреев Н. В. Активный отдых. Москва, 1991–135стр.

3.                  Новиков Ю. В. Здоровый образ жизни. Москва, 1987–240стр.

4.                  Орлов А. П. Гимнастика. Физкультура и спорт. Москва 1995–114стр.

5.                  Орепехин Ю. А. Здоровье через физическую культуру. Москва, 1990–339стр.

Основные термины (генерируются автоматически): занятия физическими упражнениями, физического воспитания, Похожая статья, сферы личности ребенка, семейного физического воспитания, Физическое воспитание, физическое воспитание, Физическое воспитание школьника, Физическое воспитание детей, здорового образа жизни, воспитание ребенка, физическими упражнениями должны, физическое воспитание в наши, семейного воспитания детей, деятельности организма ребенка, самостоятельные занятия, Участие родителей, физическими упражнениями и избранными, упражнениями атлетической гимнастики, физической культурой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle