Библиографическое описание:

Гакаев Р. А., Хадаев Т. Ш. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5-8.

В настоящее время наблюдается повышенное внимание российского общества к образованию и его качеству. Этот показатель является главным в характеристике состояния современной образовательной системы. Образовательная система, как зеркало, отражает облик общества, в котором мы живем. Давая оценку качества образования, мы описываем его положительные и отрицательные стороны, подводим итоги реформирования политической, экономической, социальной сфер жизни нашей страны на новом этапе ее исторического развития. Кроме того, образование определяет облик будущего, тот экономический, интеллектуальный, культурный, нравственный потенциал нового поколения граждан России, с которым она вступила в третье тысячелетие.

Территорию (земную поверхность) изучают многие науки, но наиболее преуспела география, которая накопила за многовековую историю исследований огромный информационный материал о природных и социально-экономических территориальных системах и комплексах, который в той или иной форме жизненно необходимы людям, живущим на Земле. Именно по этой причине география изучается во всех типах учебных заведений. Поскольку географические знания передавались из поколения в поколение всегда, то были и люди, которые не только знали географию и занимались ею, но и умели передавать (преподавать) эти знания, размышляли над тем, как это лучше осуществить [1,3].

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии, и значительная роль должна отводиться ее методике как предмета, формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих.

Значительное место в преподавании географических дисциплин занимает работа с географическими картами. Работа с картами заменяет непосредственное изучение территорий на поверхности Земли, помогает воссоздать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами. При этом развивается их пространственное, географическое мышление. Анализируя содержание карт и сопоставляя их, используются и развиваются приемы логического речевого и пространственного образного мышления. Карта — начала географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. На занятиях географии карта выступает как объект изучения, источник знаний и как средство наглядности. По способу применения выделяются настенные, настольные и электронные географические карты. Кроме того, в обучении географии применяются топографические карты, космоснимки и контурные карты.

Зачастую одни и те же географические или исторические карты используются на истории и географии соответственно. Некоторые темы по истории требуют использования страниц атласа или географической карты. При рассмотрении основных событий ВОВ проходивших на Северном Кавказе, используется карта основных наступлений войск противника к нефтяным месторождениям, что лучше может быть продемонстрирован и использованием карты физической географии России или Северного Кавказа (рис. 1 и 2).

 

Рис. 1. Физическая карта Северного Кавказа

Рис. 2. Основные боевые действия ВОВ на Северном Кавказе

 

На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события или стороны исторического процесса. Эти карты разгружены от обозначений, не имеющих отношения к теме. На них более подробно, ярко и красочно представлены фрагменты важнейших событий и явлений обобщающих карт. В истории пространственно-временные связи «выражаются в утверждениях, что после такого-то события в таком-то месте произошло нечто, что такие-то события имели место в то же самое время в других местах или какой-то процесс продолжается в какой-то стране (месте) столько-то лет». Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. Так, значение рек как путей сообщения в Древней Руси ученики поймут лишь в том случае, если им объяснить, что Восточно-Европейская равнина была покрыта непроходимыми лесами и болотами. Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. Все они применяются для демонстрационных
 целей и помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия на уроках истории применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов [2,3].

Географические карты и знания получаемые с помощью их использования находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете. Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения.

При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения карты [4,7].

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами — разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно одновременное применение синхронных карт по отечественной и
 всеобщей истории, например: «Вторая мировая война 1939–1945 гг». и «Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг».. Одновременная работа с несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Рассказывая о завоеваниях монголов, учитель сочетает показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины «Сухие степи». Чтобы приучить учащихся основной школы запоминать географические ориентиры важнейших фактов, учитель дает задания
 показывать основные исторические события на физической карте
(например, показать на физической карте Европы, какие земли были присоединены к России в результате русско-турецких войн
1877–1878 гг.). Ученикам следует рассказать о приеме запоминания карты профессиональными военными. Карта отражает вполне определенные взгляды на историю конкретных групп людей или даже целых народов тех или иных государств. Чтобы легче находить изучаемые объекты, рекомендуется географические контуры крупных земельных массивов сравнивать с чем — то похожим на них и легко запоминающимся. Действительно, Апеннинский полуостров напоминает сапог, Скандинавский —
фигуру лежащего льва; Пиренейский — профиль головы в капюшоне; Сицилия — треугольник; Черное море — боб; Каспийское —
фигуру животного, держащего кость во рту. Следует подчеркнуть, что название полуостровов не совпадает с названиями расположенных на них стран. Например, на Балканском полуострове располагались Древняя Греция, Македония, Фракия [2,3].

Для учащихся следует разъяснить, что Египет, Малую Азию называют Востоком потому, что они расположены на Восток от Западной Европы. Южное Двуречье принято называть Передней Азией, так как эта местность относительно Европы находится впереди остальных стран Азии. Ученикам нужно помочь определить примерную границу, отделяющую Европу от Азии. Применяя прием «оживления карты», границу можно нанести на карту «Древние государства мира». При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам. Более сложно сказать о местоположении показанного на карте объекта (Греция находится на юге Балканского полуострова). Затем, не глядя на карту, устно определить местоположение страны, города (Аттика расположена на юго-востоке Средней Греции; Афины — в области Аттики, на юго-востоке Балканского полуострова, в Южной Европе). Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т. е. видеть за ее условными обозначениями явления общественной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, устанавливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов.

В результате работы с исторической картой ученики должны приобрести следующие знания и умения: а) знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период; на ней могут быть показаны разновременные события; сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты; б) уметь: узнавать и называть изображенное на карте пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы [8].

Роль карты как источника знаний имеет большое значение. Знание географической карты является третьим составляющим элементом картографической грамотности учащихся. Знать карту — значит ясно представлять по памяти материки, острова, их конфигурацию, особенности береговой линии, рельефа, гидрологической сети, пространственное расположение изучаемых стран, расположение месторождений полезных ископаемых и других изучаемых географических объектов. Знание географической карты определяется наличием у обучаемых пространственных и образных представлений о географических объектах. Поэтому при формировании географических и исторических знаний необходимо в обоснованном сочетании применять различные методы и методические приемы: показ учителем и учащимися географических объектов на карте, составление с помощью карт таблиц, схем, картосхем, графиков, профилей, организовывать работу обучаемых с контурными картами [4,5,6].

Активизация исторических и географических знаний формируются при сочетании в учебном процессе карты и мультимедийных слайдов, снимков земной поверхности с космоса, особенно если это снимки знакомой обучаемым местности. В аспекте реализации этих функций карта являет собой незаменимое средство хранения и передачи пространственной информации, обладая при этом большой информационной емкостью. Картографический образ — основа картографической информации, которая предназначена для восприятия учащимися в виде образных картографических представлений о географических объектах и явлениях, пространственных моделей изучаемых территорий. Картографический образ изучаемых территорий создается всем многообразием условных знаков: их сочетанием и формой, величиной, ориентировкой, цветом, оттенком цвета, внутренней структурой.

 

Литература:

 

1.         Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. — М., 1960.-с.290., Белова Л. К. Современные методы в современном преподавании. // Преподавание истории в школе. –2003, № 9.

2.         Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся/ З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.

3.         Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. // Научное обозрение. 2014. № 4.

4.         Галай И. П. Методика обучения географии, Минск.: Аверсэв, 2006. 116 с.

5.         Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

6.         Кузнецов М. В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. — 230с.

7.         Малахов Н. В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний учащихся. — М.: Просвещение, 1982.

8.         Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: 2000.— 240 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle