Библиографическое описание:

Пикус Т. Е. Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 65-71.

1. Паспорт инновационного проекта

Наименование инновационного проекта

«Создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса, посредством внедрения и использования ИКТ в ДОУ»

Основание для разработки инновационного проекта

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;oт 23.12.2012 № 273-ФЗ

—Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

-  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.1.3049–13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N26;

 

Разработчик инновационного проекта

старший воспитатель Пикус Т. Е.

Исполнители инновационного проекта

Педагогический коллектив МБДОУ № 2 «Сказка», управляющий совет МБДОУ

Участники инновационного проекта

Педагоги ДОУ

Родители (законные представители)

Воспитанники детского сада

Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.

Интенсификация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через дидактически корректное использование интерактивных и мультимедиа-технологий.

Система образования — одна из наиболее бурно развивающихся, поскольку «информационное общество» требует по-новому образованных людей. Данный проект поможет решить некоторые вопросы по ускорению информатизации дошкольного образования. Актуальность внедрения ИКТ в ДОУ определяется изменениями современной парадигмы дошкольного образования, ориентированного на введение ФГОС к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрение инноваций в образовательный процесс. Компьютер как универсальное информационное устройство является эффективным средством для решения задач развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Создание современной образовательной среды в ДОУ и систематического использования ИКТ несомненно является оптимальной моделью для успешного овладения информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Для того, чтобы сориентироваться в большом потоке компьютерных программ, воспитатели и специалисты ДОУ должны обладать теоретическими знаниями и практическими умениями по использованию ИКТ — технологий. Инициировать стремление к самообразованию поможет разработка нашего детского сада системы морального и материального стимулирования педколлектива в реализации проекта. Использование мультимедиа-презентаций и интернет-ресурсов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия дошкольниками материала, интенсифицировать процесс обучения за счет повышения мотивации к познанию. И поэтому еще одним ключевым вопросом в достижении высокого уровня развития и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка качественных дидактических материалов в рамках создания современной информационной развивающей среды (презентаций к ООД, сценариев по использованию компьютерных игр в обучении). Применение ИКТ в работе с родителями позволяет решить ряд задач: обеспечить открытость воспитательно-образовательного процесса, способствовать становлению партнерских взаимоотношений семьи и педагогов детского сада, компетентного использования компьютера в домашних условиях, выработке единых требований к выстраиванию информативной среды дошкольника как основы дальнейшего обучения в школе.

Цель инновационного проекта

Создание современной образовательной среды, через внедрение и использование ИКТ, а также повышение эффективности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании дошкольников, формирование информационной культуры педагогов и родителей, развитие коммуникативных способностей всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Задачи инновационного проекта

1. Создать условия для применения ИКТ в обучении и воспитании дошкольников.

2. Проводить систематическую работу по становлению и развитию информационных и коммуникативных компетенций педагогов.

3. Способствовать развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечению открытости работы детского сада для родителей, через сайт МБДОУ.

Система показателей по достижению целей проекта

Оснащенность необходимым оборудованием и программным обеспечением

Качество наработанного педагогами дидактического материала, презентаций, сценариев по использованию компьютерных развивающих игр в обучении воспитанников ДОУ

Создание системы конспектов при проведении ООД и дополнительных услуг.

Степень освоения педагогами базового минимума ИКТ- компетентности

Четкость подбора параметров морального и материального стимулирования для определения степени участия педколлектива в реализации проекта.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

На районном уровне.

●     разработка и апробация модели информационно-развивающей среды в ДОУ, повышающей доступность образования за счет индивидуализации процесса развития воспитанников и коррекции недостатков, использования информационных ресурсов сети Интернет

●     повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс)

На уровне ОУ

●     повышение качества освоения программного содержания воспитанниками ДОУ на основе применения новых подходов с использованием современных информационных технологий;

●     повышение квалификации педагогического коллектива

●     обеспечение доступа педагогов к нетрадиционным источникам информации, повышающим эффективность самостоятельной работы, дающим новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков независимо от территориальной удаленности образовательного заведения;

●     увеличение количества методических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики и их доступность для каждого воспитателя и специалиста;

●     распространение высококачественных информационных ресурсов и программных продуктов для эффективного развития и использования информационных технологий в образовании;

●     модернизация установленной в учреждении компьютерной техники и мультимедийного оборудования;

●     улучшение материальной базы ДОУ:

●     , оборудованные предметные кабинеты для работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, соединенных в единую локальную сеть с выходом в Интернет, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям;

—обеспечение открытости работы детского сада для родителей, через сайт МБДОУ (detsckiisad.sckazcka@yandex.ru

Гипотеза

Создание эффективной информационно-образовательной среды будет способствовать формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создаст условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; повлияет на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.

 

Основные идеи реализации проекта

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, для развития интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Современную информационную среду можно определить как совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Как показывает практика, 90 % родителей не реагируют на информацию, помещенную на стендах в коридорах детского учреждения, но с удовольствием проводят время у компьютеров в комфортных для себя условиях. Поэтому мы предполагаем, что нам тоже надо учитывать требования современных родителей и использовать новые ресурсы для их привлечения. Одним из таких ресурсов является использование интернета. Обычно сайты детских садов выполняют информационную функцию. Мы же предполагаем создать сайт с упором на помощь в развитии детей. Большинство родителей не знают, во что и как играть со своими детьми. Искать и читать специальную литературу у многих нет ни желания, ни возможностей. Поиск в интернете занимает достаточно много времени и при этом надо знать, что именно искать. Мы планируем давать им конкретные, систематизированные целевые рекомендации, выполнение которых будет способствовать более успешному процессу развития детей, дополнять обучающие занятия, проводимые в детском саду, но без лишней траты драгоценного времени. Если ребенок заболел, то информация на сайте поможет оставаться в педагогическом процессе, а не отставать от своих друзей. Информация на сайте должна постоянно обновляться, быть интересной родителям и детям. Часто дети рассказывают, что целыми вечерами сидят у компьютера и играют в игры. Мы планируем на нашем сайте предложить частичную замену сомнительно полезных игр, на развивающие задания, которые смогут объединить родителей и детей, совместив приятное с полезным.

Этапы работы реализации проекта

Проект реализуется в течение 3 лет 2014–2017 гг. и включает в себя следующие этапы:

Этапы работы

Задачи этапа

Основное содержание работы

Планируемый результат

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

Организационно-аналитический

1.Определение проблемного поля ОЭР, категориального аппарата, основных понятий.

2. Разработка модели организации ИРС в ДОУ

3.Выявление и анализ существующих моделей организации ИРС

4.Выявление и анализ существующих программных продуктов в психодиагностике детей

1. изучение, теоретический анализ, выявление опыта по теме ОЭР

2. выделение типовых существующих моделей организации ИРС в ДОУ

2.описание модели организации ИРС в ДОУ и условия ее функционирования

3.обучение и подготовка педагогов в включение в образовательный процесс в условиях реализации модели ИРС

4.формирование банка методических идей.

эксперимента.

5.разработка системы оценки эффективности экспериментальной деятельности.

6.выделение и апробация имеющихся диагностических методик для разных групп детей 7.коррекция диагностических методик в соответствии со спецификой заболеваний

8.мониторинг ИД

1.Описание модели организации ИРС в ДОУ

2. Формирование ИКТ-компетентности педагогов

3. Выбор и описание и психодиагностических методик для разных групп детей

 Аналитическая справка о результатах экспериментальной деятельности за отчетный период

 Деятельностный

1.Внедрение модели организации ИРС в ДОУ

2.Формирование ИКТ –компетентности педагогов и родителей

3.Апробация психодиагностических методик

1. Практическая реализация модели ИРС в ДОУ:

— разработка программы информатизации ДОУ

— работа творческих групп над разработкой методических материалов по организации ИРС, ее внедрения и апробации

— методическая поддержка педагогов по формированию ИКТ -компетентности

родителей

2.Проведение диагностических методик для оценки развития детей и эффективности воспитательно-образовательного процесса

3. Мониторинг ИД

 

 

1. Функциональная модель организации ИРС в ДОУ

2.Формирование ИТК-компетентности педагогов и родителей

3.Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс

1.Аналитическая справка о результатах экспериментальной деятельности.

за отчетный период

2.Публикация статьи с результатами работ по планам 1–2 этапа.

 Заключительный (аналитически-обобщающий)

Анализ, систематизация и осмысление результатов экспериментальной работы ДОУ

1.Проведение сравнительного мониторинга в группах для изучения влияния ИКТ на развитие детей.

2.Проведение мониторинга для изучения влияния ИКТ на эффективность взаимодействия с родителями.

3. Создание методических рекомендаций по организации и внедрению ИРС в ДОУ.

4.Диссеминация инновационного опыта: проведение семинаров, мастер-классов, публикации, участие в профессиональных конкурсах разного уровня

Методические рекомендации по организации и внедрению ИРС в дошкольные учреждения района (города)

Аналитическая справка о результатах экспериментальной деятельности.

 

Продукт, предъявляемый по окончании работ.

1.         Модель информационно-развивающей среды ДОУ и условия ее функционирования

2.         Методические рекомендации по организации информационно-развивающей среды ДОУ

3.         Разработка индивидуального образовательного маршрута для оценки развития детей.

Ресурсное обеспечение:

Для реализации проекта в ДОУ имеется:

Кадровое обеспечение:

В настоящее время в ДОУ работают 14 педагогов из них:

молодых специалистов — 1

педагогических работников с высшей категорией — 1

1квалификационная категория –8

почетных работников общего образования — 2

5 педагогов включены в инновационную деятельность по теме «Информационно-развивающая среда ДОУ»

14 человек прошли обучение в области ИКТ за последние три года

Материально-техническое обеспечение

Для реализации проекта планируется использовать следующее оборудование ДОУ: компьютеры (ноутбуки), 2 мультимедийных проектора, локальная сеть, МФУ (принтер-сканер-копир), программное обеспечение для проведения диагностики и консультирования, в том числе для проведения консультаций и занятий через интернет с детьми, временно не посещающими ДОУ по болезни.

Финансовое обеспечение — в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования

Критерии и показатели эффективности реализации

Предполагаемый результат реализации

Индикаторы достижения результатов реализации Программы ОЭР

Создание модели информационно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения

Наличие информационно-развивающей среды, обеспечивающее системное, безопасное и эффективное использование ИКТ в образовательном процессе, управлении ДОУ и организации коммуникаций (с родителями, с педагогическим сообществом, с общественностью).

Разработка Методических материалов для организации информационно-развивающей среды ДОУ в соответствии с предложенной моделью.

Представление профессиональному сообществу и педагогической общественности пакета методических материалов по организации информационно-развивающей среды ДОУ в соответствии с предложенной моделью на семинарах в ДОУ, на конференциях, в средствах массовой информации.

Расширение спектра технологий работы с детьми

Количество новых технологий, применяемых в образовательном процессе

Рост квалификации работников ДОУ в области ИКТ

Процент специалистов и педагогов, владеющих и применяющих ИКТ в своей деятельности

Проекты нормативных и (или) локальных документов для организации информационно-развивающей среды ДОУ.

Наличие утвержденных и примененных в ходе создания информационно-развивающей среды ДОУ документов:

·                    положения об информационно-развивающей среде как объекте инфраструктуры ДОУ,

·                    разделов образовательной программы ДОУ,

·                    должностных инструкций педагогических и руководящих работников и др. документов

Повышение эффективности воспитательно — образовательной работы с детьми с использованием ИКТ.

Результаты мониторинга

 

SWOT-анализ возможностей реализации проекта, в т. ч. описание опыта работы в данном направлении (Приложение).

 

Возможности, имеющиеся у ОУ

 

Возможность апробации новых методик и сбора данных в процессе работы с большим количеством детей с разными видами проблем.

Научно-методическое сотрудничество с методическим отделомУО, ТГИПиПК дает возможность использовать современные разработки в прикладных целях и участвовать в разработке новых методик в соответствии с потребностями ДОУ и планами экспериментальной работы.

Возможность стать первой и основной структурой в районе по взаимодействию ДОУ с родителями, педагогическим сообществом города, района через информационное пространство.

.

Большой интерес общественности к использованию информационных ресурсов.

Отсутствие в районе в достаточном количестве услуг подобного уровня.

Угрозы (риски реализации проекта

 

Большая загруженность сотрудников своей основной работой.

Необходимость изучать новые методы диагностики и коррекционной работы.

 

Личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимально результата.

 

Возникновение дополнительных расходов на содержание технической базы, препятствующих обновлению и обслуживанию компонентов ИРС.

 

 

Угроза появление более продвинутых конкурентов из других организаций.

Отсутствие положительных результатов работы с родителями.

Возможный уход ценных сотрудников.

Сильные стороны ОУ

 

Высокий творческий потенциал коллектива.

Высокая мотивация сотрудников к повышению своей компетентности и эффективности работы.

Сочетание сильных сторон ОУ и его возможностей, составляющее конкурентное преимущество ОУ, обеспечивающее успешную реализацию ОЭР

 

Высокий творческий потенциал и мотивация участников эксперимента позволяют провести разработку и широкую апробацию новых методик на достаточно больших группах, позволяющих получить достоверные результаты.

Значительный опыт в области коррекционной педагогики+возможность привлечь специалистов района=дополнительные штаты

Как сильные стороны способствуют преодолению угроз

 

Высокий творческий потенциал, мотивация, профессионализм педагогов и заинтересованность в достижении динамики коррекционно-развивающей работы позволит преодолеть возможные угрозы.

Значительный опыт в области коррекционной педагогики+отсутствие положительных результатов работы с родителями=Развитие методик обучения, повышение своего профессионального уровня, использование положительного опыта других организаций.

Значительный опыт в области коррекционной педагогики+возможный уход ценных сотрудников =Активная кадровая политика по привлечению талантливых специалистов к совместной работе.

Слабые стороны ОУ

 

Недостаток компьютерного и сетевого оборудования.

Недостаток дидактического обеспечения по работе с детьми применяя ИКТ.

Как с помощью имеющихся возможностей ОУ планирует преодолеть или компенсировать свои слабые стороны

 

Перспектива привлечь Администрацию района.

 

Возможность финансовой помощи от муниципальных организаций.

Остро стоящие проблемы, требующие особого внимания

 

Литература:

 

1.                  Управление инновационными процессами в ДОУ. — М., Сфера, 2008.

2.                  Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

3.                  Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

4.                  Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

5.                  Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

6.                  Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle