Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8101/ (дата обращения: 27.04.2024).

В статье описываются основные направления арт-технологий. Рассматриваются причины необходимости психокоррекционной работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Приведены примеры использования наиболее распространенных видов арт-технологий в коррекционной работе по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Затронуты вопросы применения инновационных арт-технологий.

Ключевые слова: арт-технология, визуальные арт-технологии, изо-технологии, песочная арт-технология, зрительно-пространственный гнозис, ориентация в пространстве, восприятие, представления, общее недоразвитие речи (ОНР).

 

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с нарушениями указывали Л. С. Выготский, Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, отмечая особую роль арт-технологий в развитии психических функций [5]. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Различные виды искусства все больше исследуются в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных и коррекционных средств.

Арт-технологии представляют собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения [3]. Поскольку арт-технологии реализуются воздействием средствами искусства, то их систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства. Выделяют следующие направления арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; нарративная арт-технология (сказочная арт-технология).

Коррекционные возможности использования арт-технологий обусловлены предоставлением ребенку с нарушениями развития возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания [4]. Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-технологий демонстрирует их роль в работе с детьми с различными нарушениями в развитии: с нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями аутистического спектра, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и др.

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с особенностями психофизического развития, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Различные виды индивидуальных и групповых занятий с использованием арт-технологий могут существенно повысить эффективность коррекционной работы с детьми данной категории в условиях дошкольного учреждения образования.

Недостаточность пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляется в трудностях понимания и употребления предлогов и предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения; ошибках в ориентировке в «схеме собственного тела» и в «схеме тела» человека, стоящего напротив; затруднениях в ориентировке в окружающем пространстве и на плоскости (листе бумаги) [1].

Развитие пространственного восприятия и формирование пространственных представлений имеет большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами — это то фундаментальное умение, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности, как условие социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Для успешной учебы в школе ребенок должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями [6].

Внедрение в практику разнообразных видов арт-технологий предполагает развитие всех основных каналов приема информации: аудиального, визуального, кинестетического восприятия. Это в свою очередь оказывает положительное воздействие на состояние других психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.). Так, изо-технологии способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательной координации, тонкой моторики, музыкотерапия — развитию фонематического слуха и так далее. В этом О. В. Кацер [4], Г. Н. Градова и Ю. Г. Воронина [2] видят потенциальные возможности использования арт-технологий, как средства формирования представлении о пространстве.

Кроме того, коммуникативно-рефлексивная функция арт-технологий обеспечивает коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы, которые зачастую выступают препятствием для развития познавательных процессов в целом, и пространственного восприятия и пространственных представлений в частности. Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижение мотивации к деятельности — эти отклонения, присущие детям с ОНР, обуславливают необходимость использования в работе по оптимизации познавательных процессов, в том числе формирования восприятия пространства, инновационных методов.

В практике работы по формированию пространственных представлений у дошкольников Г. Н. Градова и Ю. Г. Воронина [2] используют арт-технологии, которые синтезируют визуальные, звуковые, световые, речевые и художественные знаки, создавая художественный образ действительности. Использование данных приемов, по словам авторов, обуславливает более успешное развитие пространственного восприятия и пространственных представлений.

Одним из наиболее распространенных и активно использующихся видов арт-технологий являются визуальные арт-технологии, в частности изобразительные арт-технологии (рисование, лепка, аппликация), которые применяются при наличии отставаний и нарушений в развитии. Художественное развитие ребенка с разными вариантами нарушений было бы односторонним без насыщения развивающего пространства возможностями для формирования изобразительной деятельности. Особенностью изобразительной деятельности детей с ОНР является задержка в формировании графо-моторных навыков, несовершенство зрительно-пространственного гнозиса, перцептивных действий, недифференцированность цветоощущений, несформированность мелкой моторики рук, орудийных действий, недостаточность пространственных ориентировок.

Существует большое количество различных форм изо-технологий, используя которые в работе с детьми с ОНР можно преследовать разные цели. Так, например, любые традиционные формы работы подходят для развития восприятия пространства и формирования пространственных представлений: лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на шаблон; конструирование по образцу и схемам и др. Изо-технологии способствуют развитию важнейших психических функций: зрительно-пространственного гнозиса, зрительно-моторной координации, мышления, речи. Глина, пластилин, тесто, полимерные массы для лепки, кинетический песок — самые «объемные» виды материалов, которые развивают умения дифференцировать цвета и их оттенки, формируют дифференцированные представления о пространственных признаках объектов (форма, величина), развивают умения ориентироваться в схеме тела, формируют представления о пространстве объектов (трехмерное пространство).

Коллажирование, ассамбляж, предметная скульптура, инсталляция позволяют создать творческую продукцию с использованием предметов за счет создания авторских композиций, связанных с выбором предметов, их пространственной организацией и приданием им новых значений. Использование готовых предметов и элементов способствует преодолению тревожности, снятию страха перед «чистым листом», повышению уверенности в себе, связанной с приобретением опыта деятельности с предсказуемым позитивным результатом, что позволяет применять данные технологии в работе с детьми с ОНР начиная с младшего возраста [3].

Песочные арт-технологии базируются на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) активности ребенка. Использование песочных арт-технологий способствует развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, образного мышления, пространственных представлений. О. Б. Сапожникова [7] указывает, что главная особенность проведения занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в песочнице — возможность ее использования на протяжении всего занятия или в отдельной его части, посвященной развитию мелкой моторики, работой над фонетической либо лексико-грамматической сторонами речи. Развитию зрительно-пространственного восприятия, пространственных представлений способствуют следующие приемы: манипуляции с песком (сжать его в кулачке, разжать, насыпать дорожки, засыпать их и др.); отыскивание в песочнице предметов; поиск предметов, расположенных в определенном месте (по зрительной схеме или словесной инструкции); конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; составление узоров на песке и др.

Метод песочного рисования «Sand-Art» способствует развитию сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря песку у ребенка возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, а также сенсорное развитие ребенка с речевым нарушением. В результате проведенных коррекционно-логопедических занятий у дошкольников 5–6 лет прослеживается положительная динамика развития речи: у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, так как на занятиях нет монотонности; обучающиеся чувствуют себя более успешными, освобождаясь от фиксации на своем нарушении.

Творческий процесс, который предполагает использование основных выразительных средств различных видов — невербальный компонент визуальных арт-технологий — занимает 70–80 % общего времени, тогда как словесное обсуждение по поводу процесса и результатов проделанной работы — вербальный компонент визуальных арт-технологий — занимает 20–30 % общего времени. Что позволяет в работе с детьми с ОНР создавать благоприятные условия для вызывания речи у детей с речевым негативизмом, для развития общения замкнутых детей, для развития коммуникативных навыков ребёнка, для формирования способности к сотрудничеству со сверстниками.

В рамках экспериментального обучения Г. Н. Градова [2] разработала методический комплекс по освоению ребёнком ориентировки в пространстве, основанный на применении арт-технологий. Он включает в себя серию игровых упражнений, которые, не зависимо от содержания, имеют сенсорную и речевую основу. На первом этапе упражнения направлены на изучение ребенком пространства собственного тела, расширения спектра ощущений и развития тонкой моторики. На втором этапе, когда дети знакомятся с пространством от себя, можно предложить следующие задания: рисование пластилином с открытыми и закрытыми глазами по следам речевой инструкции с пространственным значением; выкладывание цветными нитями на шероховатой поверхности направлений («дорожек») по следам речевой инструкции с пространственным значением. На третьем этапе — освоения ориентировки пространства между объектами используются задания типа: поиск скрытых под покрывалом частей тела детей по инструкции педагога; серия упражнений с использованием пособия «Незаконченная картинка» или репродукции известных картин, насыщенные пространственным сюжетом (натюрморт, пейзаж).

Поиск путей более широкой интеграции арт-технологий в содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР, позволяет создать благоприятные педагогические условия для развития познавательных процессов, в том числе формирования пространственных представлений, и обеспечить целостное личностное развитие ребенка [4].

Современная специальная психология и педагогика, логопсихология и логопедагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми. Востребованность такого рода деятельности в последнее время объясняется тем, что арт-технологии, базируясь на интернациональном языке искусства, способны сыграть роль своеобразного универсального языка особенно в работе с лицами с нарушениями речи [5]. Конечно, возможности арт-технологий велики, но необходимо тщательно подбирать методы и приемы соответствующие возрасту, возможностям ребенка и целям коррекционно-развивающей работы, а не сводить использование арт-технологий к чисто воспитательно-художественным целям [4]. В целях психолого-педагогической коррекции дошкольников с нарушениями речи важно объединять усилия различных специалистов: психологов, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, руководителей по физическому воспитанию и врачей, базируясь на системном подходе.

 

Литература:

 

1.         Бурачевская, О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 840–846.

2.         Градова, Г. Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР / Г. Н. Градова, Ю. Г. Воронина // Логопед в детском саду — 2006. — № 5. — С. 46–49.

3.         Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — СПб.: Речь, 2003.

4.         Кацер, О. В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей /О. В. Кацер // Музыкальная палитра. — 2003. — № 3. — С.29–31.

5.         Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6.         Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И. Н. Моргачева. — СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2009.

7.         Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. — М.:ТЦ Сфера, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): пространственное восприятие, развитие, представление, ребенок, нарушение речи, пространство, работа, тонкая моторика, зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение.

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...

восприятие, зрительно-пространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, представления, общее недоразвитие речи (ОНР).

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания отечественных офтальмологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов (А. И. Каплан, М. И. Земцовой, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистовой).

Нарушение пространственных представлений как признак...

В статье обсуждаются особенности детей с нарушением зрительно-пространственного гнозиса, испытывающих значительные трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы.

Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической...

У детей с оптической дисграфией отмечается несформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, нарушение моторных координаций, неточных представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти...

Особенности восприятия пространства старшими...

восприятие, зрительно-пространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, представления, общее недоразвитие речи (ОНР).

пространственное восприятие, ребенок, представление, развитие, дошкольник, старший дошкольный возраст...

Развитие пространственного ориентирования и зрительного...

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Развитие оптико-пространственных представлений...

ребенок, представление, развитие, пространство, дошкольный возраст, отношение, мелкая моторика, повседневная жизнь, пространственное различение, пространственная ориентировка.

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной...

Нормализация ориентировок в пространстве, зрительно-двигательной координации.

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, этап...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение.

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...

восприятие, зрительно-пространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, представления, общее недоразвитие речи (ОНР).

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания отечественных офтальмологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов (А. И. Каплан, М. И. Земцовой, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистовой).

Нарушение пространственных представлений как признак...

В статье обсуждаются особенности детей с нарушением зрительно-пространственного гнозиса, испытывающих значительные трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы.

Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической...

У детей с оптической дисграфией отмечается несформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, нарушение моторных координаций, неточных представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти...

Особенности восприятия пространства старшими...

восприятие, зрительно-пространственный гнозис, ориентация в пространстве, ощущения, представления, общее недоразвитие речи (ОНР).

пространственное восприятие, ребенок, представление, развитие, дошкольник, старший дошкольный возраст...

Развитие пространственного ориентирования и зрительного...

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Развитие оптико-пространственных представлений...

ребенок, представление, развитие, пространство, дошкольный возраст, отношение, мелкая моторика, повседневная жизнь, пространственное различение, пространственная ориентировка.

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной...

Нормализация ориентировок в пространстве, зрительно-двигательной координации.

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, этап...