Профессионально важные качества личности учителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исмаилова, З. К. Профессионально важные качества личности учителя / З. К. Исмаилова, М. Х. Байбаева, А. Б. Сапаров. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7885/ (дата обращения: 26.04.2024).

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н. В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую; 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог».

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности.

Педагогическая культура учителя предполагает наличие следующих групп профессионально значимых качеств личности:

1)        направленность личности: наличие убеждений, социальная активность, гражданственность;

2)        профессионально-нравственные качества: гуманизм, коллективизм, справедливость, доброжелательность, честность, искренность, требовательность, любовь и уважение к детям, принципиальность, интеллигентность, объективность;

3)        отношение к педагогическому труду: добросовестность, ответственность, способность к самоотдаче в педагогической работе, увлеченность и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью, отношение к ней как к главному смыслу своей жизни;

4)        интересы и духовные потребности: познавательная активность, широта и глубина мышления, эстетическая культура, разносторонность интересов и духовных потребностей, наличие любимого творческого дела, культура внешнего вида, речи.

Профессиональные знания и культура педагогического мышления

I.          Методологические знания (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации, обучения и воспитания).

II.       Теоретические знания (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка).

III.    Методические знания (знания способов и приемов обучения и воспитания).

IV.    Технологические знания (знания способов и приемов обучения и воспитания).

Педагогическая культура учителя определяется отношением к этому знанию, умением учителя использовать их.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций. Между категориями «общение» и «деятельность» существует диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Очевидно, педагогическая деятельность — одна из них. Межличностные отношения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического общения. При этом на определенных — высших — стадиях ведущим источником становится саморазвитие коллектива. Но на начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Эмпирически установлены различия в структуре общения преподавателей различного уровня педагогического мастерства. Так в структуре воздействий преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателя низкого уровня — дисциплинирующего. При этом организующие воздействия в структуре взаимодействия преподавателей низкого уровня занимают последнее ранговое место. Широта репертуара вербальных воздействий педагога на учащихся также связана с уровнем деятельности учителя и с уровнем понимания им личности учащегося. Отношение продолжительности речи преподавателя к продолжительности речи учащихся в течение занятия варьирует от 2,3 до 6,3, а среднее значение этого отношения больше 4. Чем более высок уровень профессионализма педагога, тем меньше диспропорциональность этого соотношения. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.

Профессионализм преподавателя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций быстро меняющейся жизни невозможно. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер. мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т. п. Такие способности развиваются лишь с возрастом и стажем.

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п. Решать проблемы конструирования воспитательно-образовательного процесса приходится ежедневно каждому педагогу-практику.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя. Установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом.

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя с учащимися и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п.

Отсюда — ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся. Преподаватели должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной работы, научного творчества.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Государственная программа «Гармонично развитое поколение». Постановление Президента РУз, 27 января,2009.

2.                  Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. «Питер»,2010.

3.                  Дружинин В. П. Психология. Учебник «Питер», 2008.

4.                  Радугина А. Р. «Педагогика и психология». Учебник. М.: «Прогресс»2009.

5.                  Реан.А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. «Питер», 2011

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, знание, педагогическое общение, III, воспитательно-образовательный процесс, высокий уровень, знание способов, личность учащегося, педагогическая направленность, совместная деятельность.

Похожие статьи

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

Личность педагога (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит задачи и цели...

Модели педагогического общения...

Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе. Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Специфика общения в условиях целостного педагогического...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс

Наиболее эффективные способы общения в педагогической... педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность...

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, педагог, воспитание, совместная деятельность, педагогический процесс, педагогическая...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

...педагог, педагог, психолого-педагогическое сопровождение, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, образовательное

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок...

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.

Похожие статьи

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

Личность педагога (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит задачи и цели...

Модели педагогического общения...

Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе. Ключевые слова: педагогическое общение, стиль педагогического общения, модели педагогического общения.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Специфика общения в условиях целостного педагогического...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс

Наиболее эффективные способы общения в педагогической... педагогическое общение, педагог, стиль, педагогическая деятельность...

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, педагог, воспитание, совместная деятельность, педагогический процесс, педагогическая...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

...педагог, педагог, психолого-педагогическое сопровождение, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, образовательное

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок...

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль общения, учебно-воспитательный процесс, социально-ориентированное общение.