Библиографическое описание:

Савостьянова И. Л. Анализ результативности методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 242-246.

Вопрос повышения качества информационной подготовки будущих специалистов-экономистов может быть решен проектированием и реализацией методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в образовательном процессе вуза.

Анализ результативности спроектированной методической системы представляет собой анализ опытно-экспериментальной работы по реализации системы в образовательном процессе Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. М. Ф. Решетнева (СибГАУ). Опытно-экспериментальная работа представляет собой метод исследования, позволяющий обеспечить научно-объективную и доказательную проверку положения о том, что реализация разработанной методической системы обеспечивает повышение уровня сформированности профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами, обучающимися в 2012–2013 и 2013–2014 учебном году на Инженерно-экономическом факультете СибГАУ. Общее количество участников экспериментальной работы составило 93 человека. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса вуза и состояла из следующих этапов:

I. Подготовительный этап, задачами которого выступили:

1.         Уточнение понятия и содержания профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов; выявление, описание показателей и уровней ее сформированности.

2.         Проектирование содержательного компонента методической системы на основе информационных задач профессиональной деятельности экономиста и описание особенностей реализации методической системы в образовательном процессе вуза.

3.         Разработка диагностического комплекса определения сформированности изучаемой компетентности в соответствии с выявленными показателями и уровнями.

Результатом данного этапа явилось теоретико-методологическое обоснование проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов. Так же экспериментальная работа этого этапа позволила уточнить противоречия, сформулировать проблему, объект и предмет исследования, конкретизировать цель исследования, задачи и гипотезу.

II. Констатирующий этап, в задачи которого входило:

1.      Выбор контрольных и экспериментальных групп, отвечающих требованиям однородности выборки.

2.      Определение начального уровня сформированности ПИК у будущих бакалавров-экономистов из контрольных и экспериментальных групп.

3.      Конкретизация методов, форм и средств, необходимых для реализации методической системы в условиях СибГАУ.

Результаты этого этапа экспериментальной работы свидетельствуют о в целом низком общем уровне сформированности ПИК будущих бакалавров-экономистов, что вызвало потребность в доминирующем использовании активных и интерактивных методов, разнообразных форм аудиторного, электронного и смешанного обучения, способствующих наращиванию опыта решения информационных задач профессиональной деятельности.

III. Формирующий этап, реализующий разработанную методическую систему в образовательном процессе вуза.

В экспериментальной работе на этом этапе принимали участие указанные выше контрольные и экспериментальные группы. Общими условиями участия в эксперименте в 2012–2013 и 2013–2014 г.г. для контрольных и экспериментальных групп являлись: одинаковое время и продолжительность обучения, одинаковые измерительные материалы, позволяющие диагностировать уровень сформированности компонентов компетентности, единые критерии оценки учебных достижений (рейтинговая система вуза). Отличие в условиях заключалось в том, что экспериментальные группы обучались в рамках разработанной методической системы. В частности, содержательный компонент методической системы включал обучение экспериментальных групп прохождением по непрерывным методическим линиям, представляющих собой информационные задачи профессиональной деятельности экономиста (поисковые, хранения информации, вычислительные, интеллектуальные, инфо-коммуникационные).

Более подробно содержательное различие обучения представлено в таблице ниже.

Таблица 1

Отличие в условиях формирования ПИК в контрольных и экспериментальных группах исследования

Группы

2012–2013 уч. год

2013–2014 уч. год

1 семестр

2 семестр

1 семестр

2 семестр

К-1

-

-

Обучение по дисциплине «Экономическая информатика»

Обучение по дисциплинам «Мировая экономика»

Э-1

Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии»

Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии»

Обучение по дисциплине «Экономическая информатика», включающее освоение непрерывных линий информационных задач

Обучение по дисциплинам «Мировая экономика» и «Маркетинг», включающих модули информационных задач

К-2

еще не обучались

-

-

Э-2

Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии»

Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии»

 

IV. Обобщающий этап, задачами которого являлись:

1.      Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

2.      Теоретическое осмысление и интерпретация результатов исследования, полученных в процессе экспериментальной работы.

3.      Систематизация и статистическая обработка результатов исследования с целью проверки результативности методической системы.

4.      Формулировка выводов, полученных в ходе экспериментальной работы.

Измерения изменения уровня сформированности ПИК у обучающихся контрольных и экспериментальных групп проводились в следующем порядке:

-        В группах К-1 и Э-1 проводилось три измерения: входное (сентябрь 2012 г.), промежуточное (июнь 2013 г.) и итоговое (июнь 2014 г.).

-        В группах К-2 и Э-2 проводилось два измерения: входное (сентябрь 2013 г.) и итоговое (июнь 2014 г.).

Каждое измерение в каждой группе содержало диагностику сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов ПИК средствами диагностического комплекса, включающего совокупность методик, отвечающих требованиям научности, объективности, валидности, надежности и репрезентативности. [1] Анализ результатов обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы проведен на основе таблиц, графическая иллюстрация которых представлена на рисунках ниже, содержащих сведения о входных, промежуточных и итоговых измерениях в контрольных и экспериментальных группах.

Рис. 1. Изменение уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента профессиональной информационной компетентности у контрольных и экспериментальных групп

 

Рис. 2. Изменение уровня сформированности когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной информационной компетентности у контрольных и экспериментальных групп

 

Рис. 3. Изменение уровня рефлексивности у контрольных и экспериментальных групп

 

Рис. 4. Изменение уровня самооценки профессиональной информационной компетентности у контрольных и экспериментальных групп

 

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил выдвинуть предположение о том, что уровень сформированности компонентов профессиональной информационной компетентности в экспериментальных группах значимо различается от уровня сформированности компонентов ПИК в контрольных группах. Предположение было доказано с использование φ*-критерия Фишера на уровне значимости 0,05. При этом положительная динамика сформированности компонентов профессиональной информационной компетентности в экспериментальных группах с помощью G-критерия знаков подтверждает положительную динамику исследуемой комптентности. Полученные результаты позволили доказать результативность спроектированной и реализованной в условиях образовательной среды СибГАУ методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов.

 

Литература:

 

1.             Савостьянова И. Л. Диагностический комплекс определения сформированности информационной компетентности бакалавра-экономиста [Текст] / И. Л. Савостьянова //Письма в Эмиссия. Оффлайн [Эл. ресурс] http://www.emissia.org/offline/2014/2233.htm (дата обращения 12.10.2014)

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle