Автор: Кахтачёва Эльза Радиковна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Библиографическое описание:

Кахтачёва Э. Р. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 204-206.

Современное общество, общество XXI века, оказалось перед проблемой отсутствия достаточного числа кадров, способных сразу после окончания колледжа компетентно работать в новых условиях. Ситуация, когда специалист с дипломом имеет конечный объем знаний при отсутствии умений его использовать и пополнять, становится сдерживающим фактором развития производственных сил общества. Этим обусловлено обращение современного образования к компетентностному подходу. Средние профессиональные образовательные учреждения должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современные ключевые компетенции.

Определены следующие ключевые компетенции, которыми должен обладать молодой специалист:

1)        информационная — готовность к работе с информацией;

2)        коммуникативная — готовность к общению с другими людьми;

3)        кооперативная — готовность к сотрудничеству с людьми:

-          самообразовательная — готовность к непрерывному самообразованию;

-          валеологическая — понимание и социального, и биологического здоровья человека;

-          информационно-технологическая — готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации;

-          гражданская — готовность адекватно выполнять роль гражданина своего государства;

4)        проблемная — готовность к решению проблем.

Считается, что ключевые компетенции выполняют три функции:

1)        помогают обучающимся учиться;

2)        позволяют работникам предприятий быть более гибкими и соответствовать запросам работодателей;

3)        помогают быть более успешными в дальнейшей жизни.

Компетенции являются важными результатами образования, поэтому должны быть сформированы у всех обучающихся, пронизывать все предметы, проходить через все уровни образования и разрабатываться на высоком уровне.

К методам формирования и развития ключевых компетенций относятся:

1)        обращение к прошлому опыту учащихся;

2)        открытое обсуждение новых знаний;

3)        решение проблемных задач;

4)        дискуссия, столкновение их субъективных позиций;

5)        игры, тренинги, практикумы;

6)        научно-исследовательская деятельность.

На основе научно-исследовательской деятельности осуществляется формирование у студентов следующих ключевых компетенций:

1) Информационная:

а) поиск и сбор информации по проекту (справочная литература, Интернет ресурсы, первоисточники в архивах, библиотеке и т. д.);

б) обработка информации:

-          составление планов к тексту;

-          составление вопросов;

-          анализ, обобщение;

-          составление таблиц, диаграмм, схем, графиков;

в) передача информации:

-          доклады, сообщения;

-          информационные проекты;

-          сценарии;

-          выпуск печатных студенческих изданий (газеты, бюллетени);

-          научно-исследовательская работа;

2) Коммуникативная:

а) методы устной коммуникации:

-          учебный диалог;

-          доклады, сообщения;

-          опросы, интервью;

-          диспуты, дискуссии;

б) методы письменной коммуникации:

-          написание научно-исследовательской работы;

-          написание заметок и статей в газеты, журналы;

-          рецензирование заметок и исследовательских статей;

3) Кооперативная:

-          работа в парах и группах;

-          исследовательская и проектная работа;

-          групповые мини-проекты на занятиях.

Научно-исследовательская деятельность студентов нашего колледжа применяется на протяжении всего периода обучения и организована в виде написания рефератов, курсовых работ, выпускной квалификационной работы, подготовки докладов по отдельным темам, а также участия в студенческих конструкторских бюро (СКБ) и научно-творческих секциях (НТС). Результаты своих исследований студенты представляют, принимая участия в конкурсах, олимпиадах и конференциях.

На базе Нефтекамского нефтяного колледжа с 2000 г организована работа СКБ «Нефтяник». Это добровольное творческое объединение учащейся молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством преподавателей и специалистов с предприятий.

В научно-исследовательской деятельности СКБ «Нефтяник» принимают участие в основном студенты третьего и четвертого курсов, это связано с тем, что к этому времени они уже изучили основные дисциплины специального цикла и готовы к самостоятельной творческой работе по своей специальности. Работа студентов в СКБ позволяет им защищать выпускные квалификационные работы на «отлично».

Основными этапами работы студентов в СКБ являются:

1)        Изучение проблемного вопроса;

2)        Выбор темы научно-исследовательской работы;

3)        Подбор литературы;

4)        Составление содержания;

5)        Написание и оформление текста работы;

6)        Подготовка и оформление приложений и макетов (при необходимости) и презентации;

7)        Защита выполненной работы.

В подготовке научно-исследовательской работы могут принимать участие как один, так и несколько студентов. Групповая работа подразумевает разделение обязанностей и прививает студентам навык работы в коллективе, что необходимо в их дальнейшей деятельности. В случае группового выполнения работы на каждом студенте лежит ответственность не только за себя, но и за товарища.

Выбор тематики научно-исследовательской работы (НИР) в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика НИР может предлагаться студентами, которые, естественно ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В других — выдвигаться научным руководителем с учетом актуальности вопроса (на период написания), естественных профессиональных интересов и способностей студентов. После совместного обсуждения за студентом (или группой студентов) закрепляется тема.

Начинается следующий этап — подбор литературы. Этим ребята занимаются самостоятельно, используя ресурсы библиотечного фонда колледжа и интернет ресурсы.

Изучив материал по поставленному вопросу, приступают к следующему этапу — составление содержания (плана) работы. В этот момент студенты должны хорошо владеть материалом по выбранной теме, так как это позволяет вести с ними беседу. Достаточно часто студенты выдвигают свои предположения и теории, дают оценку изучаемым явлениям и процессам и предлагают новые пути решения проблемы. При составлении плана НИР студенты обсуждают с научным руководителем основные проблемные вопросы и в результате возможно составить адекватное содержание, соответствующее выбранной теме. Этот этап является наиболее важным, так как при хорошо продуманном и составленном плане можно выполнить проект в оптимальном режиме.

Дальнейшая работа заключается в написании текста в соответствии с планом по подобранной литературе. Основным требованием при оформлении текста является не переписывание отдельных глав, а изложение прочитанного материала своими словами с выводами и комментариями. В этот период студенты подходят к научному руководителю за консультацией и обсуждением возникших вопросов. Этот этап является наиболее трудоемким и занимает большую часть времени.

Выполнение работы завершается составлением презентации или макета (в зависимости от тематики работы) и защитой работы в рамках студенческой научно-практической конференции.

За время работы СКБ «Нефтяник» его участниками было:

1)        выполнено около 50 научно-исследовательских работ из них 3 — по заявкам предприятий, 2 — переданы для внедрения нефтегазодобывающим управлениям и 2 — внедрены в производство;

2)        опубликовано 3 статьи на страницах газет «Нефтяник Арлана» и «Красное Знамя»;

3)        выполнено 18 технологических макетов, используемых в процессе обучения;

4)        принято активное участие в городских, республиканских, региональных и международных конференциях и конкурсах.

Анализируя творческий процесс студенческого конструкторского бюро за период 2000–2014 гг. можно отметить, что у студентов формируются ключевые компетенции и можно утверждать о его целесообразности и необходимости активного продолжения данной работы.

 

Литература:

 

1.         Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009.

2.         Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. В. С. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

3.         Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010.

4.         Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle