Автор: Игнатова Мария Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Библиографическое описание:

Игнатова М. А. Славянская свирель в ДМШ: “генетический код” инструмента и методика его преподавания [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 199-204.

В своей работе с ансамблем свирелей “Творческая мастерская Лель” мы всегда стремились к тому, чтобы наши дети учились не только исполнять музыку (воспроизводить готовый нотный текст), но и развивались бы ТВОРЧЕСКИ.

Свирель, как известно, музыкальный инструмент особенный, так как относится к народным инструментам “устной традиции”. Он существовал в народной пастушьей среде и изначально не предполагал фиксации исполняемых мелодий с помощью графики (нот). Основным принципом исполнительства на народных инструментах устной традиции, как известно, была ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ. В результате одна и та же свирельная мелодия бытовала, как правило, в многочисленных ВАРИАНТАХ.

Мы заметили, что эта “генетическая” особенность игры на свирели проявляется как-то естественно сама собой. Так, например, одна и та же пьеса у нескольких исполнителей почему-то всегда звучит по-разному: в каждом исполнении есть свои, пусть совсем маленькие, но все-таки оригинальные детали. Часто бывает и так, что у одного и того же исполнителя одна и та же композиция, по мере ее технического и эмоционального освоения, начинает звучать, играя новыми красками — ритмическими, мелодическими, или же орнаментикой. При этом все исполняемое всякий раз не просто транслируется (переводится) в традиционный нотный текст, особенно свойственная игре на свирели орнаментика. Некоторые фрагменты удачного вариантного исполнения вообще не представляется возможным записать досконально точно, поэтому в целях их СОХРАНЕНИЯ мы стали использовать возможности видео.

В своем стремлении выстроить методику преподавания в соответствии со спецификой (“генетическим кодом”) исполнительства на свирели, мы постепенно стали отходить от традиционных в ДМШ принципов, суть которых состоит в точном (ритмически, гармонически, графически, динамически, интонационно и. т.д.) воспроизведении уже готового нотного текста, где любое отклонение от правил недопустимо.

Полностью отходить от нотного текста не стали — решили пойти в “обратном направлении”[1] постепенно, не впадая в крайности. Для начала нотные тексты наших авторских композиций были заявлены детям как модели для вариантного исполнения на основе импровизации. Мы всякий раз поощряли любую малейшую и простейшую ритмическую импровизационность, видя в ней определенную свободу изложения музыкальной мысли. Поощрялись оригинальная, хорошо звучащая вариантная орнаментика и удачная мелодическая вариантность. Очень часто удачные фрагменты пьес рождались случайно, стихийно. В конечном итоге композиции исполнялись в нескольких разных вариантах. Ниже мы приводим фрагменты некоторых наших моделей и импровизированные варианты их исполнения детьми:

1.                 Модель-композиция “Стерхи” (фрагмент начала):

 

Вариант исполнения Аделины Логуновой (11 лет, занимается в ансамбле 2 года):

 

Аделина, как мы видим из примера, украсила мелодию трелями (пением птицы), несколько свободней исполнила ритм и внесла мелодическую вариантность.

2.                 Модель-композиция “Пела саламури” (на основе грузинской народной песни “Сулико”):

 

“Узорчатый” вариант исполнения Олеси Бойко (11 лет, занимается в ансамбле 2 года):

 

По сравнению с оригиналом, мы видим, что Олесе удалось создать очень удачный и красивый мелодический вариант грузинской народной песни. Она нашла также и интересное сочетание штрихов внутри протяженных кантиленных фраз — певучего портато с легким стаккато в пассажах. Образ Сулико получился не только красивым и нежным, но и игривым, грациозным. Ниже мы приводим вариант исполнения этой же композиции ансамблем (совместная работа всего коллектива):

 

Здесь заданная модель заиграла новыми яркими по-грузински красками — благодаря применению квинты в двухголосии она звучит по-горному, подобно звучанию хора.

3.                 Модель “Лезгинка”:

 

Вариант исполнения Алисы Свиридовой (8 лет, занимается в ансамбле 2 года):

 

Новая ступень нашей работы заключалась в следующем. В нотный текст некоторых композиций мы стали включать отдельные разделы с пометкой “импровизация”. Для того, чтобы направить фантазию детей в нужном направлении, давались необходимые комментарии. Так, в импровизационном эпизоде пьесы “Колибри — маленькая птичка” были даны примерные (нотные) интонационные и ритмические очертания будущей импровизации и пометки по образному содержанию раздела: “радостный щебет маленькой хрупкой птички, которая в самом конце вспорхнула и улетела”. В том случае если процесс импровизации явно “не шёл”, мы помогали — выписывали нотами начала фраз, а варианты их окончаний (2–3) играли на свирели как примерные.

Ниже мы приводим нотную запись третьей части пьесы “Колибри — маленькая птичка”, включая импровизацию Алисы Свиридовой:

 

Еще одна, более сложная и развернутая авторская композиция — “Диалоги”[2] была создана 30 октября 2014 года и тесно связана с трагическим событием — гибелью любимого ученика, друга, рок-музыканта и композитора Владимира Кулака. Пьеса наполнена светлыми, мягкими и нежными настроениями, как будто именно теми чертами характера, какими обладал Владимир. Кроме того, ее мелодика в основе своей пропитана характерными диссонирующими интонациями больших септим, свойственных инструментальной и вокальной музыке Владимира. В плане особенностей структуры эта композиция представляет собой теплый, прощальный полифонический диалог двух родственных, неразделимых друг от друга душ — их символами являются рояль (любимый музыкальный инструмент Владимира) и свирель. В этой композиции нами также был предусмотрен небольшой эпизод для импровизации. Ниже мы приводим основную тему композиции “Диалоги”:

 

Импровизационным же эпизодом является небольшая, но выразительная в смысловом значении кода, в которой мы очертили лишь контуры свирельной мелодии, нежной, тающей, “уходящей”, прощальной, как будто растворяющейся в пространстве:

Кода:

 

Рамки небольшой статьи не позволяют нам рассмотреть все аспекты методики обучения детей исполнительству на свирели в ключе “генетического кода” инструмента, однако отдельные приведенные выше конкретные примеры из личной педагогической практики могут оказаться полезными как при разработке соответствующих образовательных программ, так и методически.

 

Литература:

 

1.                  Газданова, Е. М. История исполнительства на осетинской гармонике // Баян, аккордеон, национальная гармоника в ХХI веке: Материалы научно-практической конференции. — Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2013. — С. 45–51.

2.                  Ерёменко, Ю. А. Фольклорный инструмент. Специальность. Предмет по выбору / Ю. А. Еременко. Образовательная авторская программа по фольклорному искусству для фольклорных отделений детских школ искусств. — Кемерово, 2012. — 18 с.

3.                  Имханицкий, М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. И. Имханицкий. — М.: Музыка, 1987. — 190 с.

4.                  Кирюшина, Т. В. Традиционная русская инструментальная культура: лекция / Т. В. Кирюшина. — М.: ГМГТИ им. Гнесиных, 1989. — 52 с.

5.                  Леонов, В. А., Палкина, И. Д. / В. А. Леонов, И. Д. Палкина. — Методика обучения игре на духовых инструментах: курс лекций (в помощь учащимся и преподавателям средних специальных учебных заведений). — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. — 240 с.

6.                  Мальцев, Б. А. Школа игры на блокфлейте (+CD приложение). — Издательство: Лань, 2007. — 48 с.

7.                  Никитин, В. М. Играй, свирель, и пой, душа. Ах, песня, как ты хороша: репертуар для игры на свирели по двухстрочной партитуре и пения хором по нотной записи /В. Н. Никитин: Учебное пособие. — Вып. 2. — СПб., 1999. — 18 с.

8.                  Образовательная программа дополнительного образования детей “Флейта и блок-флейта” / П. З. Барышников, В. П. Иванов, В. И. Кудря. — ГБОУ ДОД г. Москвы ДШИ им. В. Д. Поленова. — Москва, 2007. — 30 с.

9.                  Пушечников, И. Ф. / И. Ф. Пушечников. — Школа игры на блокфлейте. — М.: Музыка, 2012. — 79 с.

10.              Ханжов, Ю. Г. Становление дагестанского этноинструментоведения (история, проблемы развития) // Баян, аккордеон, национальная гармоника в ХХI веке: Материалы научно-практической конференции. — Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2013. — С. 137–145. Должиков, Ю. Н. / Ю. Н. Должиков. — Нотная папка флейтиста: тетрадь 1. — Издательство “Дека — ВС”, Москва, 2004. — 49 с.

11.              ЮНЕСКО и сохранение фольклора // Курьер ЮНЕСКО. — 1985. — N5. — С. 27.

12.              Чердынцев, В. С. Социально-культурное обеспечение развития русской инструментальной фольклорной традиции / В. С. Чердынцев: диссертация на соискание уч. ст. кандидата пед. наук. — Барнаул, 2005. — 215 с.



[1] Исторически музыкальное искусство развивалось в направлении от “устной традиции” к нотному тексту.  В XX веке некоторые его направления, например, джаз, повернули  “назад” – наряду с нотным текстом стали активно  использовать  и принципы  музыки “устной традиции”.

[2] Пьеса имеет еще одно название – Последний дождь (Last rain).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle