Автор: Валеренко Анна Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Библиографическое описание:

Валеренко А. А. Волонтерство как дополнительный стимул в получении знаний при реализации программ СПО [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 209-210.

В меняющихся экономических условиях общество стало осознавать необходимость внесения изменений в процесс образования на всех ступенях. Введение новых образовательных стандартов в СПО, нового закона об образовании — достаточно ли этого для изменения мотивации обучения со стороны студентов? Как связать обучение и общественно полезную деятельность? Одним из вариантов решения части намеченных проблем — это развитие волонтерского движения среди студентов СПО.

 

Волонтерство — это деятельность, приносящая пользу обществу, осуществляемая добровольно, отражающая личные взгляды человека, и наличие его активной жизненной позиции. Волонтерское движение является мощным инструментом социальных перемен, культурного и экономического роста как общества в целом, так и студенческого в частности.

Сегодня молодежь, в том числе студенты СПО и ВПО являются наиболее подвижной социальной группой, принимающей участие в решении задач, стоящих перед государством и обществом.

Участие специально подготовленных волонтеров из числа студенческой молодежи в деятельности общественных объединений социального профиля является важнейшей, основой, например для социально-педагогической поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В России, по сравнению с зарубежными странами, волонтерское движение развито весьма слабо, но необходимость в работе волонтеров — очень большая.

В связи с интенсивным развитием компьютерных технологий возникает необходимость в повышении образовательного уровня людей старшего поколения, детей из детских домов, людей с ограниченными возможностями. Государство не в состоянии решить эти и подобные проблемы в одиночку и одномоментно. Поэтому в их преодолении необходимо привлекать к активному участию все общество. Огромное значение в этом процессе отводится волонтерам и общественным благотворительным организациям.

В то же время общество предъявляет все более жесткие требования к образованию молодежи. В учебных заведениях СПО, в рамках введения новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС-3, ФГОС-3+) актуальным становится поиск дополнительных стимулов в обучении студентов. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, а именно:

1.         «Какие должны быть условия обучения, особенно по дисциплинам общеобразовательного цикла, при которых студент сможет чувствовать свою будущую успешность, свою будущую интеллектуальную состоятельность и как их создать?»

2.         «Как сделать более продуктивным сам процесс обучения?»

3.         «Как развить коммуникативную компетентность будущего специалиста?»

Сегодня стало вполне очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от лобовых методов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности. Вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание реальных воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

В теории и практике СПО формированию и развитию мотивации уделяется очень большое внимание. Но именно в мотивации профессиональной, то есть, как правило, в мотивации изучения дисциплин профессионального цикла, специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Еще одним неоднозначным фактором, стимулирующим нахождение новой мотивации в обучении, является тот факт, что зачастую преподаватели работающие в СПО стараются дать максимально возможное количество «чистых» знаний, без обоснования их нужности.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к учебе, может позволить обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности в структуре СПО. Одним из таких мотивов может послужить волонтерская деятельность. Участвуя в образовательных волонтерских акциях у студентов появляется уверенность в том, что дисциплины, даже кажущиеся сначала «ненужными в будущей профессиональной деятельности», оказывается очень необходимы. Это изменение отношения к освоению образовательных стандартов в СПО со стороны студентов, является мощнейшим мотивационным стимулом для всех.

Еще один из поставленных вопросов — это развитие коммуникативной компетентности будущих специалистов. Проблема ее формирования стоит так же остро в системе СПО. Основными показателями наличия такой компетентности является умение выходить из конфликтных или просто сложных ситуаций, эмоциональная отзывчивость студентов, умение договариваться, оказывать влияние на собеседника словом. Формирование коммуникативной компетентности сегодня напрямую интересует только преподавателей учебных заведений педагогической направленности. Но ведь каждый студент должен быть заинтересован в том, чтоб реализовать себя в социуме, научиться общаться эффективно. Это очень сложно: нужно поставить цель, подобрать необходимые речевые и не речевые средства, спрогнозировать ситуацию общения, спланировать свои действия. Для будущего электрика, судоводителя, техника информационных систем, бухгалтера это умение не менее важно, чем для будущего психолога, педагога. Как втиснуть в рамки образовательного процесса в учреждениях СПО развитие этой компетентности — не ясно, но без ее развития целостность специалиста не возможна. И опять на помощь придет волонтерство. Где, как ни при прямом общении с людьми разных поколений научишься выходить из неоднозначных ситуаций, где есть возможность проявить и сформировать эмоциональную отзывчивость студентам, понять, что русский язык, литература не могут быть заменены в непосредственном общении ничем.

В рамках Котласского речного училища был проведен анализ отношения студентов к волонтерской, общественной деятельности.

По данным проведенного исследования было выявлено, что потенциал для развития волонтерского движения в рамках нашего учебного заведения существует. Вопрос состоит в том, каким образом этот потенциал перевести в реально действующую силу.

Для проверки теории была разработан и организован волонтерский проект «Умеешь сам — помоги другому». Суть проекта заключалась в обучении азам информатики детей Котласского детского дома. В реализации проекта были задействованы студенты 3 курса Котласского речного училища. С уверенностью можно сказать, что организация этой волонтерской акции позволило изменить мотивацию студентов первого и второго курса к изучению дисциплины «Информатика и ИКТ». Вовлечение студентов в социально-значимую деятельность, повысило социальную активность студентов на уроках. Все участники проекта показали резко возросший уровень коммуникативных навыков.

Ситуация в учебных заведениях свидетельствует о том, что в них постепенно зарождаются и оформляются определенные формы волонтерских объединений. Однако, очень жаль, что на данный момент мы можем наблюдать лишь то, что волонтерская деятельность подобна кружкам по интересам и носит разовый местечковый характер. По разным причинам, в том числе и из-за пассивности администрации, отсутствует системная деятельность такого рода, потенциал которой в образовательном процессе трудно переоценить.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle