Система комплексно-ориентированных заданий на уроках литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 28.01.2015

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Калугина, Н. В. Система комплексно-ориентированных заданий на уроках литературы / Н. В. Калугина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7190/ (дата обращения: 26.04.2024).

Модернизация образовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся. Время требует от современного учителя изменения подхода к организации учебного процесса.

Перед учителем литературы встает множество проблем. Дети перестают читать книги, не понимают, что хотел сказать автор в своём произведении. Большую часть дня они проводят у компьютера, который за них ищет необходимую информацию, выбирает главное и даже исправляет ошибки.

Урок... Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. В школе, на уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем — не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?

Как преодолеть эту беду, приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге, объяснить, что без нее невозможно формирование личности; как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? Это очень необходимо, поэтому во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, тем более что литературное развитие — грань общего личностного развития человека.

Значение урока литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле; узнают о мире и людях, о современных литературных произведениях; сочувствуют героям, смеются, плачут, овладевают тайнами художественного слова.

Но как сохранить интерес к урокам литературы? Как сделать чтение потребностью, радостью, необходимостью для учащихся? Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным?

Этого можно добиться многообразными методами и приёмами работы с текстом. Они всегда избираются с учетом специфики произведения, служат средством проникновения в текст, обогащены выдумкой, творчеством, отсутствием шаблона, только применять их нужно, обдумав заранее, какой из приемов работы более приемлем. Нельзя каждое произведение изучать с одинаковой степенью подробности. Можно вести работу над целым, можно над частью; в одном случае уместно внимание сосредоточить на сюжете, в другом — на персонажах. Но важно сознавать связь всех сцен и героев, понимать целостность произведения, вникать в замысел автора. Нецелесообразно использовать при изучении каждого произведения все виды работы.

Каждое художественное произведение всегда оригинально, своеобразно. Это своеобразие и нужно раскрыть на уроках литературы Искусство учителя заключается в том, чтобы умело подобрать ключ к произведению. Однако основное, главное назначение приемов анализа — понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического ее начал.

Одним из важных этапов работы над произведением является анализ композиции. Изучение композиции произведения помогает ученикам более глубоко, многогранно, отчетливо увидеть авторскую позицию.

Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление и сравнение образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста — таковы основные приемы изучения композиции.

К осмыслению композиции произведения в школе подводят следующие виды работ над текстом: сжатый пересказ, составление плана по памяти. Пропущенные звенья текста восстанавливаются в коллективном контроле класса, и ученики поставлены перед необходимостью оправдать их присутствие в произведении.

В работе над композицией литературных произведений большую помощь учителю оказывают произведения живописи. Картина не редкий гость на уроках литературы, но используется она далеко не всегда целенаправленно — чаще всего только как иллюстрация к литературному произведению. А ведь картина помогает понять и замысел писателя, и образно представить ученикам главного героя. Используя несколько репродукций разных художников, можно ещё и сравнить образы действующих лиц, и увидеть разные точки зрения, высказать своё мнение.

В работе над произведением на уроках литературы немаловажную роль играет изучение его творческой истории. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде — героя с прототипом, всегда обнаруживает авторские намерения, показывает, как «заострил» писатель жизненный материал. Анекдот, который Гоголь положил в основу «Шинели», не заключал в себе столь громадного типического обобщения, которым наполнена повесть. Сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию. Во-первых, при этом обнаруживается, что искусство — отражение жизни. Вместе с тем этот прием работы позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к нему.

Полноценное восприятие художественной литературы немыслимо без вдумчивого чтения. Навыки медленного чтения и развивают такие приемы анализа, как устное словесное рисование, составление киносценария, инсценирование текста.

Школьной практикой накоплен значительный опыт анализа художественных произведений, на что же ориентироваться словеснику сегодня, какую методику выбрать? В наши дни, когда в обществе усиливается влияние видеокультуры и дети читают мало или вовсе не читают, проводя время у телевизора или за компьютером, перед учителем встает задача создавать мотивацию чтения, то есть использовать различные приемы пробуждения интереса к книге.

Литература учит чувствовать читателя и переживать за героев, размышлять о том, как поступил бы сам в определенной ситуации; раскрывать природу взаимоотношений людей, помогает нам избежать своих ошибок, рассказывая о чужих.

Именно подготовка к жизни — основная задача преподавания литературы. Развитие наблюдательности учащихся, умение видеть жизненные явления, природу, человека в его труде, в отношениях к другим, умение размышлять над увиденным миром среди строк и передавать это в живых, ясных и точных словах органически входит в систему литературного образования. Она учит учащихся идти от жизненных впечатлений к книге, к художественному образу и потом, будучи обогащенным образами, мыслями и чувствами писателя, снова обращаться к жизни, видеть её полнее, глубже, красочнее.

 

Литература:

 

1.      Альбеткова Р. Активные формы преподавания литературы. – М.:Просвещение, 1991.

2.      Богданова А. Ю. и др. Методика преподавания литературы / Под ред. О. Ю. Богдановой. — М.: Изд.центр «Академия», 1999.

3.      Векслер С. И. Современные требования к уроку. — М., 1982

4.      ДревсУ., Фурманн Э. Организация урока (в вопросах и ответах). - М., 1984.

5.      Зотов Ю. Б. Организация современного урока. — М., 1984.

Основные термины (генерируются автоматически): урок литературы, прием работы, произведение, художественное произведение, герой.

Похожие статьи

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Словарная работа на уроках литературы как средство... Работа с лексикой художественного произведения может помочь учащимся «увидеть». Дыханова Б. С. Задачник для домашнего чтения программных литературных текстов.

Исследование стилистических приемов и методов передачи...

Основные термины (генерируются автоматически): урок литературы, художественное произведение, прием работы, произведение, герой.

Система комплексно-ориентированных заданий на уроках...

Приёмы использования художественной литературы на уроке...

Основными приемами работы с художественной литературой являются

человека»[6, c. 58] и зачитать самые тяжёлые моменты пребывания героя в застенках концлагеря.

Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории.

Формы и методы работы с литературным произведением

- составить вопросы для контрольных работ на уроках литературного чтения в 3 классе.

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Словарная работа на уроках литературы как средство...

Приемы освоения лексики художественного произведения. (по роману А. С. Пушкина

Герой-рассказчик (повествователь) — П. А. Гринев (молодой современник и участник событий и

Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на...

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Художественное произведение нельзя рассматривать без понятия текста. Правильная работа над текстом на уроках литературного чтения имеет огромное

Вместе с тем ярко выраженной становится проблема адекватного понимания текста художественный литературы, а процесс...

Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет...

литературное чтение, ребенок, урок, действие, умение, произведение, прием, паспорт, Изумрудный город, герой.

Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учеников как вдумчивых читателей - одна из важных задач обучения...

Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на...

Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал литературного произведения и помогает раскрыть авторский замысел, авторскую позицию. Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы. выразительное чтение, устная речь, слово, словарная работа, художественное произведение, Пушкин, пересказ, мертвая царевна, урок развития, Лермонтов.

Похожие статьи

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

Словарная работа на уроках литературы как средство... Работа с лексикой художественного произведения может помочь учащимся «увидеть». Дыханова Б. С. Задачник для домашнего чтения программных литературных текстов.

Исследование стилистических приемов и методов передачи...

Основные термины (генерируются автоматически): урок литературы, художественное произведение, прием работы, произведение, герой.

Система комплексно-ориентированных заданий на уроках...

Приёмы использования художественной литературы на уроке...

Основными приемами работы с художественной литературой являются

человека»[6, c. 58] и зачитать самые тяжёлые моменты пребывания героя в застенках концлагеря.

Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории.

Формы и методы работы с литературным произведением

- составить вопросы для контрольных работ на уроках литературного чтения в 3 классе.

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Словарная работа на уроках литературы как средство...

Приемы освоения лексики художественного произведения. (по роману А. С. Пушкина

Герой-рассказчик (повествователь) — П. А. Гринев (молодой современник и участник событий и

Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на...

О подготовке младших школьников к интерпретации...

Художественное произведение нельзя рассматривать без понятия текста. Правильная работа над текстом на уроках литературного чтения имеет огромное

Вместе с тем ярко выраженной становится проблема адекватного понимания текста художественный литературы, а процесс...

Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет...

литературное чтение, ребенок, урок, действие, умение, произведение, прием, паспорт, Изумрудный город, герой.

Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учеников как вдумчивых читателей - одна из важных задач обучения...

Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на...

Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал литературного произведения и помогает раскрыть авторский замысел, авторскую позицию. Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы. выразительное чтение, устная речь, слово, словарная работа, художественное произведение, Пушкин, пересказ, мертвая царевна, урок развития, Лермонтов.