Библиографическое описание:

Искакова Б. Ш. Применение современных технологий при обучении русскому языку [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 5-9.

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Ключевые слова: педагогика, технология, обучение, модульное обучение, формы, планирование.

 

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиски новых образовательных моделей и технологий. Под технологией обучения понимается технология построения учебного процесса. «Специфика педагогической технологии, — пишет М. В. Кларин,- состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей». [1]. Педагогическая образовательная технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [2].

Для достижения высокого качества знаний в процессе обучения ведущими педагогами просвещения были разработаны современные инновационные технологии такие как «Step by step» («Шаг за шагом»); RWCT — «Критическое мышление через чтение и письмо»; «Педагогика встречных усилий»; «Технология модульного обучения»; «Технология интерактивного обучения»; «Технология уровневого обучения» Караева. Высока роль для активизации познавательной деятельности учащихся ИКТ — информационных и коммуникационных технологий. Использование на практике этих технологий не только стимулируют умственную деятельность обучаемых, укрепляет память, внимание, но и отвечает образовательным требованием в плане развития гуманизации и демократизации воспитания и образования учащихся.

Из всех перечисленных технологий три технологии в моей практике глубоко взаимосвязаны между собой — это модульное обучение, уровневая система обучения и интерактивная форма обучения.

При переходе учебного процесса на модульное обучение необходима предварительная подготовка. Вся мыслительная и практическая деятельность самого учителя должна быть систематизированной:

а)     необходимо точно знать обязательный уровень ЗУН по программе Госстандарта

б)     рассчитать часы модуля

в)     подготовить блок-схемы и опорные слова для изучения темы

г)     составить по модулю тестовые вопросы, практические задания

д)     подготовка контрольных работ, диктантов, целого блока заданий

е)     отдельное внимание учитель должен обратить на подготовку диалогической части модуля:

1.      использование в практической деятельности интерактивных форм обучения.

2.      использование подготовленные заранее репродуктивные и творческие задания.

Отсюда прослеживается основная структура работы по модулю:

І. Введение в модуль.

а)     Ознакомление с темой.

б)     Самостоятельное изучение новой темы.

в)     работа по блок — схеме, которую дает после или перед работой по учебнику учитель; либо учащиеся самостоятельно сами творят отчет — схему, пропуская через себя новый изучаемой материал.

ІІ. Диалогическая часть.

а)     закрепление знаний через комплекс разноуровневых заданий, разборов предложений синтаксически, слов-морфологически.

б)     анализ заданий.

в)     синтез знаний.

г)     применение теоретических знаний на практике.

Происходит постоянный диалог между учителем — учеником

Учеником — учеником

Ученик — учебник — ученик

Диалог происходит в парах сменного состава, в группах, в играх, используются различные формы работы, позволяющие развивать познавательную деятельность учащихся.

д)     обобщение знаний.

ІІІ. Контроль знаний, умений и навыков, оценка результатов обучения.

а)     Проверка устной речи по основным требованиям мониторинга по технике чтения.

б)     Проверка письменной речи — основным измерителем являются традиционные формы проверки изложение, сочинение.

Сущность модульного обучения заключается в самостоятельном достижении конкретных целей учебно-познавательной деятельности во время работы с модулем.

Ученик работает по алгоритму:

1.    Цель усвоения модуля.

2.    Где найти учебный материал.

3.    Как овладеть им (виды деятельности учащихся при изучении).

4.    Проверка качества выполненных заданий — тесты, контрольные диктанты, рефераты, доклады, сочинения.

Формы учебных элементов отвечают требованиям дифференцированного обучения. При модульном обучении используются активные формы самостоятельной работы учащихся, совмещается с индивидуальной работой под контролем учителя, коллективные способы обучения, используется самостоятельный контроль, включает работы одаренными детьми. В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента и выставляется в журнале, выводится итоговая оценка за работу с модулем. Желание получить хорошую оценку — одна из главных целей технологий, так как ученик знает об оценке своего труда на каждом этапе и будет объективно отражать качество знаний, умении и навыков.

Пользуясь опытом передовых учителей я разработала модули по каждой теме в 5, 8 классах и составила карту планирования модульного обучения по всем основным темам на весь учебный год.

Образцы карты планирования модуля:

Карта модульного обучения русскому языку 5 класса

П/п

Блок-модуль

Фонетика лексика

Состав слова

Морфология 21 час

Синтаксис

Существительное

Прилагательное

Глагол

7 модулей

12 ч

7 ч

10 ч

5 ч

6 ч

15 ч

1. Введение

Объяснение блок-схемы

2 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

2 ч

2. Диалог

Практические тренинги, закрепление

7 ч

Бинарные уровневые обуч.сам. изуч.

5 ч

Предлоги приставки бинарные уровневые обуч. сам. изуч.

5 час

Род. число бинарные уровневые обуч.

3 ч

Род.число бинарные уровневые обуч.

3 час

Время число лица инфинитив уровневые обуч.

10 ч

Простые, сложные типы предлож. Члены предлож. Главные, второсте-пенные

3. Лексич.

работа

Развитие ком-муникативной компетенции

Лексическая работа (ауди-рование, говорение)

1. УНТ народные песни

2. Осень

Мир вокруг нас.

Монологи.

Диалоги.

Культура поведения

Этика

Этикет

Диалог

Мир искусства музыка

Художники

Артисты

Игрушки — дело серьезное

Театр

Образцова

Монолог

Весна. Птицы — наши друзья. Моя Родина — Казахстан. Лето. Дружить надо уметь

4.Контроль

Проверка уровня ЗУН проверка тех-ники чтения

Изл.- 1 ч

Соч.- 1 ч

к/д, т- 1

Тест — 1

Изл.-1

Диктант -1

Тест — 1

Тест — 1

Тест-1

к/д-1

Соч.-1 ч

р/р- 1 ч

к/д- 1

5.Результаты

Результативность работ:

А) конт. раб

Б) тесты

В) сочинения

Г) Изложения

Соч., изл.

«5»-

«4»-

«3»-

«2»-

Тест. Диктант «5»-

«4»-

«3»-

«2»-

Тест. Диктант «5»-

«4»-

«3»-

«2»-

Тест. Диктант «5»-

«4»-

«3»-

«2»-

Тест.

«5»-

«4»-

«3»-

«2»-

Соч.

«5»-

«4»-

«3»-

«2»-

 

Карта блочного обучения русскому языку в 8 классе казахской школы

П/п

І полугодие

ІІ полугодие

І — 7 часов

ІІ — 6 ч

ІІІ — 6 ч

IV — 7 часов

V — 8 часов

VI — 6 часов

1.Введение

Тематика блочных уроков объяснение

Порядок слов в предложении 1 ч

1 ч

Употребление существительная только во множ. и только в единст. числе

Глагол наклонение глагола.

2 ч

Имя прилагательное разряды степени

1 ч

Имя прилагательное простые? Сложные составные

1 ч

 

 

2.Диалог

Практические часы, закрепление, повторение

3 ч

4 ч

Обобщение знаний

1 ч

3 ч

Закрепление знаний

4 ч

3 ч

 

3. Лексич. работа

Развитие коммуникативной компетенции

Лексическая работа

1. пополнение словарного запаса

2.аудирование (восприятие и понимание)

3.говорение (диалоги и монологи)

 к/р — 1 ч

т — 1 ч

к/р — 2 ч

 

Тестовая проверка знаний 2 ч

учить отличать наклонения

к/д — 2 ч

1) различать разряды

2) различать степени

3) знать наизусть

Соответств.

суффиксы

 

Контрольное изложение№

Задание: склонение числительных

2 ч

 

4. Контроль

Проверка уровня ЗУН проверка техники чтения

Описание явлений общества. Диалог

Игра «Дебаты» ознакомления с элементами игры.

Монологи

Диалоги

Диалоги на уроке — общение

Экология моего района 38-статья Конституции РК

Диалог

Игра «Дебаты»

Чувство патриотизма казахской молодежи.

(монологи)

Позиция — Да

Позиция — Нет

 

5. Результаты

Результативность работ:

А) конт. раб

Б) тесты

В) творческая деятельность

30.Х-10 ч

«5»-нет

«4»-5

«3»-2

«2»-2

5.ХІІ Тест.

«5»-2

«4»-7

«3»-

«2»-

9 — уч. І

«5»-1

«4»-5

«3»-3

«2»-

10 — уч. Диктант ІІІ

«5»-1

«4»-4

«3»-5

«2»-

9 — уч. Изложение V

«5»-3

«4»-4

«3»-1

«2»-1

 

 

Среди учащихся нашей школы часть учеников слабо владеют русским языком. Одной из причин, я думаю, является отсутствие языковой среды в проживаемой местности. Один из педагогов, занимающийся этой проблемой Ф. И. Буслаев писал в своей статье «Преподавание отечественного языка»: «Обучение языку имеет дело с формами и плотью языка, однако никогда не должно забывать, что плоть жива только духом, что душа важнее плоти». В художественный текст в учебнике русского языка как неродного являет собой образец этой души.

В учебниках нового поколения система заданий направлена на усвоение учащимся разноуровневых заданий, которые развивают формирование ценностных ориентаций, познавательную, нравственно-эстетическую-культуры, развивают в учащихся коммуникативную компетенцию, риторику, то есть обучаются искусству в определенной цепочке: аудирование (понимание) чтение говорение письмо.

Программа предлагает комплексное обучение по всем уровням языка и речевой деятельности на базе текстового материала страноведческого и этнокультуроведческого характера. Содержание учебников 4–11 классов (тексты, упражнения, иллюстративный материал) подчинено принципам развивающего обучения, который помогает формированию у школьника умения учиться, развивает познавательную активность и самостоятельность в приобретении знаний.

Уровни усвоения, восприятия, освоения, творчества у учащихся совершенно разные, поэтому на уроках русского языка я использую многоуровневую систему заданий: от репродуктивных задании по образцу к поисково-творческим. Задания в учебниках соответствуют обязательному уровню общеобразовательной школы, а также предусматривает уровень повышенных возможностей учащихся, от алгоритмических до творческих. Поэтому, составляя план –конспект урока я черпаю учебный материал из учебника. При работе по уровням прослеживается степень самостоятельности при освоении нового материала, происходит максимальная индивидуализация в процессе обучения. В работе я использую принципы методики Караева: от простого репродуктивного упражнения и более сложному творческому.

Обязательные уровни І — ученический репродуктивно-алгоритмические

ІІ — типовой

Возможный уровень ІІІ — эвристически-поисковый развивающие

IV — творческий

При модульном обучении русскому языку как иностраного высока роль интерактивных методов и приемов, так как интерактивное обучение — это методика обучения через взаимообщение, т. е. коммуникацию, посредством диалога, это общение-разговор, беседа, обмен мнениями, совместные дейтствия, основной идеей которой является активизация учебной деятельности через сотрудничество обучающего и обучаемого, через систему развивающего обучения. Целью интерактивного обучения является привитие самостоятельного нахождения ответов, привитие навыков общаться, высказывать свое мнение, это развитие стремления к творчеству. В своей практике я использовала такие интерактивные формы общения как «мозговой штурм или атака», дебаты, дискуссии, деловые игры. Например, обязательным условием в деловой игре является ее моделирование как будущей профессиональной деятельности. Исследователи деловых игр В. А. Вербицкий, П. М. Баев, Л. Г. Вишнякова считают, что деловая игра по русскому языку представляет собой практическое занятие, которое стимулирует умственную деятельность, тренирует память, вырабатывает речевые навыки и умения, помогает преодолевать пассивность в учащихся, а если игра в команде, то развивает осознание ответственности за команд, где каждый заинтересован в лучшем результате. Деловая игра — один из эффективных методов обучения и повышения интереса к предмету, следовательно, и повышения качества знаний учащихся, что является одним из приоритетных условий образования. Работая с учащимися мы всегда должны помнить о том что, мы работаем с реальными детьми, каждый из которых по — своему уникален. В. И. Загвязинский писал: «...педагогические открытия учителя, конкретный вариант их изучения, способ контакта с детьми он должен найти сам. И в этом смысле каждый урок — оригинальное педагогическое произведение» [3]. Урок должен помогать осознавать себя, жизнь и свою ответственность за нее, должен способствовать тому, чтобы ребенок стал активным субъектом жизни и творчества.

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знание ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы»,-пишет Н. Е. Щуркова [4].

В заключении мне хотелось бы сказать о том, что какие бы методы и технологии не применялись, мы должны помнить о здоровье обучаемых детей. Технологии, выбираемые учителями, должны быть здоровьесберегающими, они не должны утомлять и способствовать потере познавательных интересов к предмету.

 

Литература:

 

1.      Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М.: Наука, 1997. — 223 с.;

2.      Чернявская А. П., Байбородова Л. В., Харисова И. Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. — Ярославль;Изд-во ЯГПУ, 2012. — 311 с.;

3.      Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов; Загвязинский В. И., Емельянова И. Н.; Высшая школа; 2008 г.; 391 стр.;

4.      Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle