Технология творческих мастерских как средство формирования коммуникативных навыков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 09.01.2015

Статья просмотрена: 1510 раз

Библиографическое описание:

Бабкина, Т. Н. Технология творческих мастерских как средство формирования коммуникативных навыков / Т. Н. Бабкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7095/ (дата обращения: 27.04.2024).

«Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного;

знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного;

знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального».

(Дидро Д.)

Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль».

(Робер)

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л. Н. Толстой)

Человек живёт в мире людей. Его желания и интересы не могут быть осуществлены без помощи тех, кто его окружает, тех, кто находится рядом. Для самореализации он должен принимать участие в беседах, дискуссиях, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы, работать в группе, выступать публично, учиться выражать своё отношение к обществу людей и задуматься над той ролью, которую исполняет он сам в сообществе. Ведь умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Основываясь на этом определении, можем сделать вполне логический вывод, что задача учителя на современном этапе развития педагогики — формирование коммуникативных навыков общения обучающихся, т. е. умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позиции, адекватно реагировать на справедливую и несправедливую критику, взаимодействовать друг с другом, с учителем и с миром в целом.

Поэтому задача школы заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать эти знания и осваивать их самостоятельно.

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний является технология творческих мастерских, а главной задачей этой технологии является приобретение знаний о самом себе.

В процессе такого развития личную значимость и привлекательность приобретают прежде всего те действия и те проявления личности, которые, став доступными, ещё не стали повседневными.

Не секрет, что данная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами, а в России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.

Основная идея этого метода — ВСЕ СПОСОБНЫ, все могут достигнуть высокого результата, но только за разный промежуток времени, обращение к личности ребенка, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям. Такая работа формирует доверие к человеку, веру в его силы и возможности, потому что каждый способен творить.

В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности: рисовать, лепить, писать стихи и прозу, вышивать, составляют аннотации и пишут эссе и т. д.

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально — чувственную сферу ребёнка, осваивается и усваивается лучше.

С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» даёт лексические значения словам:

-        технология — «Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли»;

-        творчество — «Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей»;

-        мастерская — «Небольшое производственное или ремонтное предприятие».

Следовательно, своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем, он становится МАСТЕРОМ, который создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов. Он — консультант, советник, помогающий организовать учебную деятельность. Он ведёт обучающегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно — поисковой или исследовательской деятельностью.

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (2–15человек) при участии учителя — мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.

А цель мастерской — подтолкнуть обучающегося к творческому поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить и побудить к общению. Новые знания «выращиваются», познание происходит через творчество.

Ведь мастер не призывает: «Делай как я», он говорит: «Делай по — своему», поэтому его задача — создать такие условия, чтобы каждый обучающийся чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.

В творческой мастерской существует 6 основных этапов проведения:

1.                  Индукция — у В. В. Одинцова в «Школьном словаре иностранных слов» это слово переводится, как «(выведение, побуждение), способ рассуждения, при котором из частных факторов выводятся общие».

Следовательно, начало этапа должно быть неожиданным, важно побудить интерес к предстоящей работе. Это может быть слово, текст, звук, предмет, задание — всё, что способно вызвать ассоциации.

2.                  Основной — здесь происходит накопление знаний, их деконструкция (разрушение, хаос), неспособность выполнить задание имеющимися средствами. На этом этапе происходит формирование информационного поля. Ставится проблема и отделяется известное от неизвестного.

3.                  Реконструкция — создаём из хаоса своего проекта пути решения поставленной проблемы. Выдвигаем гипотезы, способы решения, создаём творческие работы: рассказы, рисунки и т. д.

4.                  Социализация, афиширование — соотнесение своей деятельности с деятельностью других, защита творческого проекта.

5.                  Разрыв — это кульминационный момент в творческом процессе: выделение нового для себя и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему (инсайт — «ОЗАРЕНИЕ»).

6.                  Рефлексия — у С. И. Ожегова в «Толковом словаре русского языка» это слово означает «Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ». На этом этапе происходит осознание себя в собственной деятельности, анализ осуществлённой деятельности, обобщение чувств, в момент выполнения работы, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Принципы и правила ведения мастерской:

1.          Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера–руководителя.

2.          Право каждого участника на ошибку.

3.          Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4.          Предоставление свободы в рамках принятых правил, что даёт ощущение внутренней свободы.

5.          Большой элемент неопределённости (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6.          Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7.          Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8.          Ограничение участия, практической деятельности учителя как руководителя и авторитета на всех этапах мастерской.

Методические приёмы:

1.                  Ребята самостоятельно формулируют цель (конечный результат) урока, а учитель вызывает интерес, побуждает мотивы.

2.                  Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3.                  На уроке учитель ставит вопросы, предлагает их осмыслить, укрепляет позитивную самооценку.

4.                  Организация поиска, обучающиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.

5.                  Развитие навыков конструктивного общения, знакомство с результатами деятельности других групп.

Способы обучения в технологии творческих мастерских:

-        индивидуальные;

-        парные;

-        групповые.

Следовательно, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

Концептуальные соображения:

-        отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства обучающихся;

-        мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём;

-        материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий;

-        процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

-        в отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются;

-        обучающиеся имеют право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками;

-        — творческая деятельность — это безоценочная деятельность;

-        — мастер — для ученика, а не ученик для мастера;

-        — совместное сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Таким образом, технология творческих мастерских как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. А коммуникативные навыки помогают людям строить отношения с окружающими.

Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со сверстниками, т. к. они часто испытывают трудности в межличностных отношениях, которые вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков, которые помогают людям строить отношения друг с другом и с окружающими.

Это обуславливает основные направления социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Тот, кто знает, как правильно устанавливать контакт с другими людьми, быстрее и эффективнее добивается своих жизненных целей и чувствует себя увереннее.

 

Литература:

 

1.                  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: 2010. — с. 369, 647, 805, 832.

2.                  Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов. М.: 2011. — с. 97.

3.                  Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под ред. О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского. — СПб.: Тускарора, 2003. с. 78

Основные термины (генерируются автоматически): мастерская, знание, мастер, обучающийся, отношение, русский язык, слово, творческий процесс, Толковый словарь, учитель.

Похожие статьи

Роль педагогического мастерства педагога в повышении качества...

Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Ключевые слова:мастерство,педагог,мастер,учебный процесс.

Вл. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре».

Профессиональная направленность уроков русского языка при...

Укажите значение слов, используя толковый словарь: сграффито, олифа, трафарет, скоблик, долото, опудривать мелом, заполнитель, крупность зерна.

Владение знаниями

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, слово, урок, задание, образец...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном...

«Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля).

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского... русский язык, слово, художественное произведение, ученик, учащийся, урок литературы, урок, традиционная форма урока...

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом

Придя в русский язык, слово «мастер-класс» получило самое широкое значение.

Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

Приемы развития познавательной и творческой деятельности...

Процесс познания –трудный процесс, но он может стать интересным

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, творческая способность учащихся, урок, Глагол, учитель, учебный

русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический проект...

Эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского...

...значения слов — к толковому словарю, выработки навыков правильного произношения слов — к

В целях приобщения школьников к искусству и культуре на уроках русского языка

Учитель должен понимать, что использование текста на уроке будет максимально...

Применение активных методов обучения на занятиях по...

На уровень активности обучающихся сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с ними на уроке, успеваемость и настроение самого

Проектный метод в обучении на уроках русского языка и литературы. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом.

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

1. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». 28 –е издание, Москва, Мир и Образование.

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система, система образования, учебный процесс, элемент действия, эра.

Развитие творческого мышления и личностных качеств учащихся...

Другими словами, творческой называется такая деятельность, которая приводит

проблемное обучение, время, творческое мышление, творческий процесс, творческий акт, творческая

русский язык, творческая способность учащихся, урок, Глагол, учитель, учебный материал...

Похожие статьи

Роль педагогического мастерства педагога в повышении качества...

Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Ключевые слова:мастерство,педагог,мастер,учебный процесс.

Вл. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре».

Профессиональная направленность уроков русского языка при...

Укажите значение слов, используя толковый словарь: сграффито, олифа, трафарет, скоблик, долото, опудривать мелом, заполнитель, крупность зерна.

Владение знаниями

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, слово, урок, задание, образец...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном...

«Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля).

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского... русский язык, слово, художественное произведение, ученик, учащийся, урок литературы, урок, традиционная форма урока...

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом

Придя в русский язык, слово «мастер-класс» получило самое широкое значение.

Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

Приемы развития познавательной и творческой деятельности...

Процесс познания –трудный процесс, но он может стать интересным

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, творческая способность учащихся, урок, Глагол, учитель, учебный

русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический проект...

Эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского...

...значения слов — к толковому словарю, выработки навыков правильного произношения слов — к

В целях приобщения школьников к искусству и культуре на уроках русского языка

Учитель должен понимать, что использование текста на уроке будет максимально...

Применение активных методов обучения на занятиях по...

На уровень активности обучающихся сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с ними на уроке, успеваемость и настроение самого

Проектный метод в обучении на уроках русского языка и литературы. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом.

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

1. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». 28 –е издание, Москва, Мир и Образование.

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система, система образования, учебный процесс, элемент действия, эра.

Развитие творческого мышления и личностных качеств учащихся...

Другими словами, творческой называется такая деятельность, которая приводит

проблемное обучение, время, творческое мышление, творческий процесс, творческий акт, творческая

русский язык, творческая способность учащихся, урок, Глагол, учитель, учебный материал...