Библиографическое описание:

Бабкина Т. Н. Технология творческих мастерских как средство формирования коммуникативных навыков [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 110-112.

«Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного;

знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного;

знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального».

(Дидро Д.)

Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль».

(Робер)

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л. Н. Толстой)

Человек живёт в мире людей. Его желания и интересы не могут быть осуществлены без помощи тех, кто его окружает, тех, кто находится рядом. Для самореализации он должен принимать участие в беседах, дискуссиях, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы, работать в группе, выступать публично, учиться выражать своё отношение к обществу людей и задуматься над той ролью, которую исполняет он сам в сообществе. Ведь умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Основываясь на этом определении, можем сделать вполне логический вывод, что задача учителя на современном этапе развития педагогики — формирование коммуникативных навыков общения обучающихся, т. е. умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позиции, адекватно реагировать на справедливую и несправедливую критику, взаимодействовать друг с другом, с учителем и с миром в целом.

Поэтому задача школы заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать эти знания и осваивать их самостоятельно.

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний является технология творческих мастерских, а главной задачей этой технологии является приобретение знаний о самом себе.

В процессе такого развития личную значимость и привлекательность приобретают прежде всего те действия и те проявления личности, которые, став доступными, ещё не стали повседневными.

Не секрет, что данная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами, а в России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.

Основная идея этого метода — ВСЕ СПОСОБНЫ, все могут достигнуть высокого результата, но только за разный промежуток времени, обращение к личности ребенка, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям. Такая работа формирует доверие к человеку, веру в его силы и возможности, потому что каждый способен творить.

В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности: рисовать, лепить, писать стихи и прозу, вышивать, составляют аннотации и пишут эссе и т. д.

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально — чувственную сферу ребёнка, осваивается и усваивается лучше.

С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» даёт лексические значения словам:

-        технология — «Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли»;

-        творчество — «Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей»;

-        мастерская — «Небольшое производственное или ремонтное предприятие».

Следовательно, своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем, он становится МАСТЕРОМ, который создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов. Он — консультант, советник, помогающий организовать учебную деятельность. Он ведёт обучающегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно — поисковой или исследовательской деятельностью.

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (2–15человек) при участии учителя — мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.

А цель мастерской — подтолкнуть обучающегося к творческому поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить и побудить к общению. Новые знания «выращиваются», познание происходит через творчество.

Ведь мастер не призывает: «Делай как я», он говорит: «Делай по — своему», поэтому его задача — создать такие условия, чтобы каждый обучающийся чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.

В творческой мастерской существует 6 основных этапов проведения:

1.                  Индукция — у В. В. Одинцова в «Школьном словаре иностранных слов» это слово переводится, как «(выведение, побуждение), способ рассуждения, при котором из частных факторов выводятся общие».

Следовательно, начало этапа должно быть неожиданным, важно побудить интерес к предстоящей работе. Это может быть слово, текст, звук, предмет, задание — всё, что способно вызвать ассоциации.

2.                  Основной — здесь происходит накопление знаний, их деконструкция (разрушение, хаос), неспособность выполнить задание имеющимися средствами. На этом этапе происходит формирование информационного поля. Ставится проблема и отделяется известное от неизвестного.

3.                  Реконструкция — создаём из хаоса своего проекта пути решения поставленной проблемы. Выдвигаем гипотезы, способы решения, создаём творческие работы: рассказы, рисунки и т. д.

4.                  Социализация, афиширование — соотнесение своей деятельности с деятельностью других, защита творческого проекта.

5.                  Разрыв — это кульминационный момент в творческом процессе: выделение нового для себя и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему (инсайт — «ОЗАРЕНИЕ»).

6.                  Рефлексия — у С. И. Ожегова в «Толковом словаре русского языка» это слово означает «Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ». На этом этапе происходит осознание себя в собственной деятельности, анализ осуществлённой деятельности, обобщение чувств, в момент выполнения работы, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Принципы и правила ведения мастерской:

1.          Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера–руководителя.

2.          Право каждого участника на ошибку.

3.          Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4.          Предоставление свободы в рамках принятых правил, что даёт ощущение внутренней свободы.

5.          Большой элемент неопределённости (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6.          Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7.          Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8.          Ограничение участия, практической деятельности учителя как руководителя и авторитета на всех этапах мастерской.

Методические приёмы:

1.                  Ребята самостоятельно формулируют цель (конечный результат) урока, а учитель вызывает интерес, побуждает мотивы.

2.                  Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3.                  На уроке учитель ставит вопросы, предлагает их осмыслить, укрепляет позитивную самооценку.

4.                  Организация поиска, обучающиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.

5.                  Развитие навыков конструктивного общения, знакомство с результатами деятельности других групп.

Способы обучения в технологии творческих мастерских:

-        индивидуальные;

-        парные;

-        групповые.

Следовательно, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

Концептуальные соображения:

-        отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства обучающихся;

-        мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём;

-        материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий;

-        процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

-        в отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются;

-        обучающиеся имеют право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками;

-        — творческая деятельность — это безоценочная деятельность;

-        — мастер — для ученика, а не ученик для мастера;

-        — совместное сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Таким образом, технология творческих мастерских как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. А коммуникативные навыки помогают людям строить отношения с окружающими.

Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со сверстниками, т. к. они часто испытывают трудности в межличностных отношениях, которые вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков, которые помогают людям строить отношения друг с другом и с окружающими.

Это обуславливает основные направления социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Тот, кто знает, как правильно устанавливать контакт с другими людьми, быстрее и эффективнее добивается своих жизненных целей и чувствует себя увереннее.

 

Литература:

 

1.                  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: 2010. — с. 369, 647, 805, 832.

2.                  Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов. М.: 2011. — с. 97.

3.                  Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под ред. О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского. — СПб.: Тускарора, 2003. с. 78

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle